Основные учреждения по альтернативному разрешению споров в ЮАР

К основным арбитражным и медиативным учреждениям страны следует отнести следующие: 1) Арбитражный Фонд Южной Африки; 2) Ассоциацию арбитров Южной Африки; 3) Разрешение споров Tokiso; 4) Комиссию по примирению, медиации и арбитражу.

1. Арбитражный Фонд Южной Африки (Arbitration Foundation of Southern Africa - AFSA). Фонд был создан в 1996 г. и базируется в Йоханнесбурге. Фонд имеет филиалы по всей Южной Африке. AFSA предлагает услуги по арбитражу и медиации. Фонд имеет собственные Правила по арбитражному разрешению споров и Правила медиации. В списки фонда входят опытные эксперты по разрешению споров <1>.

--------------------------------

<1> Arbitration Foundation of Southern Africa. Режим доступа: http://www.arbitration.co.za/pages/default.aspx (дата обращения: 15.11.2016).

 

2. Ассоциация арбитров Южной Африки (The Association of Arbitrators (Southern Africa)). Ассоциация арбитров была образована в 1979 г. с целью содействия арбитражу как методу разрешения споров между сторонами. Ассоциация арбитров имеет список компетентных и опытных арбитров <1>.

--------------------------------

<1> The Association of Arbitrators (Southern Africa). Режим доступа: http://www.arbitrators.co.za/ (дата обращения: 15.11.2016).

 

3. Разрешение споров Tokiso (Tokiso Dispute Settlement). Tokiso имеет более чем 10-летний опыт независимого разрешения споров. Список арбитров Tokiso насчитывает более 250 профессиональных арбитров и медиаторов. В этот список входят арбитры и медиаторы как из Южной Африки, так и из Англии, Мозамбика, Канады и Австралии <1>.

--------------------------------

<1> Tokiso Dispute Settlement. Режим доступа: https://tokiso.co.za/ (дата обращения: 15.11.2016).

 

4. Комиссия по примирению, медиации и арбитражу (Commission for Conciliation, Mediation & Arbitration - CCMA). Комиссия - это подразделение Арбитражного Фонда Южной Африки. Комиссия предлагает услуги по медиации в области семейных споров, трудовых споров, гражданских и коммерческих споров.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Назовите источники гражданского процессуального права Анголы.

2. Дайте характеристику основного источника ГПК Анголы.

3. Есть ли в Анголе центры арбитража и примирения?

4. Дайте характеристику системы источников гражданского процессуального права Камеруна.

5. По какому образцу был создан Кодекс гражданского и торгового судопроизводства Камеруна 1954 г.?

6. Назовите источники гражданского процессуального права Ганы.

7. Назовите источники гражданского процессуального права ЮАР.

8. Назовите акты делегированного законодательства в ЮАР. Какой акт можно назвать ГПК ЮАР?

9. Назовите основной источник регулирования арбитража в ЮАР.

10. Перечислите центры арбитража и примирения ЮАР.

 

Глава 6. РАЗРЕШЕНИЕ ЧАСТНОПРАВОВЫХ СПОРОВ В МОНАРХИЯХ

АРАБСКОГО ВОСТОКА

 

§ 1. Источники правового регулирования гражданского

судопроизводства

 

Гражданское судопроизводство в монархиях Арабского Востока в настоящее время регулируется следующими правовыми источниками: конституции, гражданские процессуальные кодексы, специальные законы, в том числе о доказательствах, о судебной процедуре, об альтернативных способах разрешения споров. Нормы международных правовых актов подлежат применению в том случае, если они ратифицированы специальными законами.

Важно отметить, что несмотря на то, что право шариата в монархиях Арабского Востока остается первоначальным источником права согласно установленным в конституциях положениям, действие его в настоящее время значительно ограничено. Оно применяется в случаях прямого указания в законе либо наличия пробела в нормах государственных законов <1>. Следует подчеркнуть, что право шариата в большей степени влияет на материальное право (в частности, семейное и наследственное).

--------------------------------

<1> Например, см. ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Объединенных Арабских Эмиратов 1992 г. N ( 1992) (на арабском языке). Режим доступа: http://www.gcc-legal.com/ (дата обращения: 09.02.2017); ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Саудовской Аравии 2000 г. (Saudi Arabia Code of Civil Procedure 2000) (на английском языке). Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/research/saudiarabia/law_of_proceedure.html (дата обращения: 09.02.2017). Опубликован в официальной газете "Umm al-Qura" N 3811 от 15 сентября 2000 г.

 

Во всех монархиях Арабского Востока приняты конституции, в которых содержатся основополагающие правовые идеи, имеющие значение и для гражданского судопроизводства.

Конституция Иорданского Хашимитского Королевства, которая была принята 1 января 1952 г., <1> провозглашает равенство граждан перед законом (ст. 6), отнесение судебной власти к ведению судов различных видов и степеней и вынесение решений именем Короля (ст. 27). Помимо указанных положений закреплена шестая глава о судебной власти, которая декларирует принцип независимости судей при отправлении правосудия и подчинения их только закону (ст. 97), принцип доступности судов для всех, а также принцип охраны от вмешательства в их дела, принцип гласности (ст. 101).

--------------------------------

<1> Конституция Иордании 1952 г. (на английском языке). Режим доступа: http://www.kinghussein.gov.jo/ (дата обращения: 09.02.2017).

 

Конституция Кувейта 1962 г. <1>, в которую никогда не вносились изменения, провозглашает следующие принципы: справедливости, свободы и равенства (ст. 7), равенства всех граждан перед законом (ст. 29), осуществления правосудия только судом (ст. 53), независимости и беспристрастности судебной власти (ст. 162), гарантии права на судебную защиту (ст. 166), гласности судебных заседаний (ст. 165) с оговоркой об исключениях, к ним относятся риск разглашения государственной или коммерческой тайны, морально-этические причины (принимая во внимание специфику мусульманского общества, понятие толкуется достаточно широко).

--------------------------------

<1> Конституция Кувейта 1962 г. (на английском языке). Режим доступа: http://en.wikisource.org/ (дата обращения: 09.02.2017).

 

Новая Конституция Бахрейна 2002 г. <1> отводит судебной власти отдельный четвертый раздел, согласно которому провозглашаются принцип верховенства шариата (ст. 2), равенство граждан в любых отношениях (ст. 4), независимость и беспристрастность судей (ст. 104), гласность судебных заседаний (ст. 105).

--------------------------------

<1> Конституция Бахрейна 2002 г. (на английском языке). Режим доступа: http://confinder.richmond.edu/admin/docs/Bahrain.pdf (дата обращения: 09.02.2017).

 

Основной Закон Омана по сути представляет собой приложение к Декрету Султана 1996 г. N 101 <1>. Его структура достаточно необычна, в первых статьях содержится указание на общие принципы в разных сферах жизнедеятельности: политической, экономической, культурной, социальной и охранной (безопасности). Принципы, касающиеся гражданского судопроизводства, можно выявить исходя из последующих статей: равенство всех перед законом и запрет дискриминации (ст. 17), гарантия права на обжалование (ст. 25), непредвзятость и честность судей (ст. 59), независимость судебной власти (ст. 60), гласность судебных заседаний (ст. 63).

--------------------------------

<1> Основной Закон Омана 1996 г. (на английском языке). Режим доступа: https://www.constituteproject.org/constitution/Oman_2011?lang=en (дата обращения: 09.02.2017).

 

Последняя Конституция Катара 2004 г. <1> провозгласила равенство всех перед законом (ст. 34), неприкосновенность и независимое осуществление правосудия и беспристрастность судей (ст. ст. 130 - 131), гласность судебных заседаний (ст. 133), гарантию судебной защиты (ст. 135).

--------------------------------

<1> Конституция Катара 2004 г. (на английском языке). Режим доступа: http://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/qa/qa009en.pdf (дата обращения: 09.02.2017).

 

Основной закон Саудовской Аравии является неким дополнением к Корану и сунне пророка Мухаммеда. Так, в соответствии со ст. 1 Основного низама (  - свод правил) правления 1992 г. <1> Конституцией Саудовской Аравии является "Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка", поэтому формально этот документ нельзя назвать конституцией или основным законом страны, при этом исходя из содержания и значения содержащихся в нем правовых норм именно его можно признать основным документом государства в общемировом понимании этого термина.

--------------------------------

<1> Основной низам Саудовской Аравии 1992 г. (на английском языке). Режим доступа: https://www.constituteproject.org/constitution/Saudi_Arabia_2005.pdf (дата обращения: 09.02.2017).

 

Основной низам Саудовской Аравии 1992 г. прямо указывает, что в соответствии с исламским шариатом основами правления в Королевстве являются справедливость, принцип состязательности, равенство (ст. 8), а также независимость судопроизводства (ст. 46), гарантия каждому права на обращение в суд (ст. 47). Применимым правом являются исламский шариат, Коран и сунна, а также не противоречащие им другие нормативные акты (ст. 48), обязательность исполнения судебных решений (ст. 50).

Конституция Объединенных Арабских Эмиратов датирована 1971 г. <1>, второй поправкой к Основному Закону 1996 г. объявлена постоянной. Конституция декларировала, что основой деятельности органов судебной власти является осуществление правосудия; судьи должны быть независимы и не подчинены никакой власти, кроме закона, и руководствоваться своим собственным сознанием при осуществлении ими своих обязанностей (ст. 94); гарантию гражданам на судебную защиту, равенство перед законом (ст. 25); запрет на рассмотрение вопроса дважды, за исключением случаев его рассмотрения судами в порядке подчиненности: судом первой инстанции, а затем судом второй инстанции (ст. 41), а также закрепление шариата в качестве источника права (ст. 7).

--------------------------------

<1> Конституция ОАЭ 1971 г. (с поправками) (на английском языке). Режим доступа: https://uaecabinet.ae/ (дата обращения: 09.02.2017).

 

Интересен тот факт, что некоторые конституции монархий Арабского Востока принимались (или каким-либо образом одобрялись) на всеобщем референдуме государств (например, Конституции Катара и Бахрейна).

Из рассмотренных положений Основных Законов монархий Арабского Востока можно определить общие для всех указанных государств принципы, касающиеся гражданского судопроизводства, а именно:

- принцип верховенства шариата и закона;

- равенство всех граждан перед законом и судом;

- осуществление правосудия только судом;

- гарантия права гражданина на судебную защиту;

- доступность правосудия;

- независимость и беспристрастность судей;

- право гражданина защищать себя всеми законными способами;

- рассмотрение дела компетентным на то судом;

- гласность судебного разбирательства;

- состязательность;

- обязательность исполнения судебных актов.

При анализе других источников гражданского процессуального права монархий Арабского Востока выявлены также принцип несменяемости судей, принцип устности, непосредственности и процессуальный формализм. Учитывая изложенное, наглядно видно, что в целом принципы гражданского судопроизводства монархий Арабского Востока совпадают с теми, которые закреплены в законодательстве европейских стран.

В гражданских процессуальных кодексах стран, относимых к континентальным правовым системам (Франция, Федеративная Республика Германия), помимо основных институтов (извещение сторон, доказательства и доказывание и др.) содержатся предписания, регламентирующие не только исковое, но и исполнительное производство, а также общие положения, касающиеся альтернативных способов разрешения споров. В англо-американской правовой системе нормы, посвященные вопросам доказательств, выделяются в качестве самостоятельной отрасли - доказательственного права <1>.

--------------------------------

<1> Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Велби; Проспект, 2006. С. 8.

 

Что касается специальных источников гражданского судопроизводства в монархиях Арабского Востока, то во всех государствах приняты кодифицированные законы, регламентирующие правовые нормы в отношении гражданского судопроизводства:

- Гражданский и торговый процессуальный акт Бахрейна 1971 г. N 12 <1>;

- Гражданский процессуальный кодекс Иордании 1976 г. (в редакции 2008 г.) <2>;

- Гражданский и торговый процессуальный кодекс Кувейта 1980 г. N 38 <3>;

- Гражданский и торговый процессуальный закон Омана 2002 г. N 29 <4>;

- Торговый и гражданский процессуальный кодекс Катара 1990 г. N 13 <5>;

- Гражданский процессуальный кодекс Саудовской Аравии 2000 г. <6>;

- Гражданский процессуальный кодекс Объединенных Арабских Эмиратов 1992 г. <7>.

--------------------------------

<1> Гражданский и торговый процессуальный акт Бахрейна 1971 г. N 12 (The Bahrain Civil and Commercial Procedures Act N 12/1971) (на английском языке). Режим доступа: http://www.albasmelter.com/procurement/pdf/bahraincivilcommercialproceduresact1.pdf (дата последнего обращения: 09.02.2017). Опубликован в официальной газете "Rifaa Palace" N 926 от 22 июля 1971 г.

<2> Гражданский процессуальный кодекс Иордании 1976 г. (  1976) (в редакции 2008 г.) (на арабском языке). Режим доступа: http://www.joradp.dz/TRV/APCivil.pdf (дата последнего обращения: 09.02.2017).

<3> Гражданский и торговый процессуальный кодекс Кувейта 1980 г. ( ) (на арабском языке)). Режим доступа: http://www.gcc-legal.org/LawAsPDF.aspx?opt&country=1&LawID=1008 (дата последнего обращения: 09.02.2017).

<4> Гражданский и торговый процессуальный закон Омана 2002 г. N 29 ( ) (на арабском языке). Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/ar/text.jsp?file_id=225878 (дата последнего обращения: 09.02.2017). Опубликован в официальной газете "Zul Hijra" от 17 марта 2002 г.

<5> Торговый и гражданский процессуальный кодекс Катара 1990 г. N 13 (редакция от 16.02.2013) (  16-02-2013) (на арабском языке). Режим доступа: http://www.almeezan.qa/_baseurl/LawPage.aspx?id=2492&language=ar (дата последнего обращения: 09.02.2017).

<6> Гражданский процессуальный кодекс Саудовской Аравии 2000 г. (Saudi Arabia Code of Civil Procedure 2000) (на английском языке). Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/research/saudiarabia/law_of_proceedure.html (дата последнего обращения: 09.02.2017). Опубликован в официальной газете "Umm al-Qura" N 3811 от 15 сентября 2000 г.

<7> Гражданский процессуальный кодекс Объединенных Арабских Эмиратов 1992 г. ( 1992) (на арабском языке). Режим доступа: http://www.gcc-legal.org/LawAsPDF.aspx?country=2&LawID=3129 (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

В монархиях Арабского Востока прослеживается дуализм частного права, который выражается в разделении гражданского и торгового права как самостоятельных отраслей в зависимости от наличия коммерческого аспекта, что, однако, не влияет на формирование единых процедур рассмотрения гражданских и торговых дел.

Рассмотрим деление на примере одного из указанных Кодексов. Гражданский процессуальный кодекс Саудовской Аравии 2000 г. разделен на пятнадцать частей, а именно:

- общие положения (включают нормы о подлежащем применению материальном праве, а также правила оформления и вручения извещений);

- юрисдикция судов;

- заявление (на основании которого возбуждается производство);

- явка и неявка сторон;

- правила и процедура судебных заседаний;

- отзыв, вступление в дело третьих лиц, ходатайства сторон;

- приостановление, прекращение и оставление заявления без рассмотрения;

- отвод судьи;

- доказательства и доказывание;

- постановление суда;

- обжалование;

- исполнение постановлений суда;

- упрощенное производство;

- без названия (включает нормы особых производств);

- заключительные положения.

Таким образом, построение гражданских процессуальных кодексов во многом схоже с аналогичными кодексами стран континентальной правовой семьи. Интересен тот факт, что ни один гражданский процессуальный кодекс, действующий в какой-либо монархии Арабского Востока, не содержит отдельного подраздела об участниках процесса, т.е. такие нормы закреплены бессистемно во всех разделах.

Следует подчеркнуть, что в некоторых странах (Иордания, Кувейт, Оман и ОАЭ) нормы о доказательствах и доказывании не закреплены в указанных процессуальных актах. Для урегулирования указанного института гражданского процессуального права в упомянутых монархиях приняты специальные законы, а именно:

- Закон Иордании о доказательствах в гражданском и торговом процессе 1952 г. N 30 (в редакции 2006 г.) <1>;

- Декрет Омана о доказательствах в гражданском и торговом процессе 2008 г. N 68 <2>;

- Закон Кувейта о доказательствах по гражданским и торговым делам 1980 г. N 39 (в редакции от 15 сентября 2010 г.) <3>;

- Федеральный закон Объединенных Арабских Эмиратов 1992 г. N 10 о предоставлении доказательств по гражданским и торговым спорам <4>.

--------------------------------

<1> Закон Иордании о доказательствах в гражданском и торговом процессе 1952 г. N 30 (в редакции 2006 г.) (  1952) (на арабском языке). Режим доступа: https://jordan-lawyer.com/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

<2> Декрет Омана о доказательствах в гражданском и торговом процессе 2008 г. N 68  (на арабском языке). Режим доступа: http://www.omanlegal.net/vb/archive/index.php/t-472.html (дата последнего обращения: 02.02.2017).

<3> Закон Кувейта о доказательствах по гражданским и торговым делам 1980 г. N 39 (в редакции от 15 сентября 2010 г.) 1980. 39 / ( ) (на арабском языке). Режим доступа: http://www.gcc-http://www.gcc-legal.org/LawAsPDF.aspx?opt&country=0&LawID=1009 (дата последнего обращения: 09.02.2017).

<4> Федеральный закон Объединенных Арабских Эмиратов 1992 г. N 10 о предоставлении доказательств по гражданским и торговым спорам (UAE Federal Law N 10 of 1992 on the issuance of the Evidence Act for Civil and Commercial Transactions) (на английском языке). Режим доступа: http://seafarersrights.org/wp/wp-content/uploads/2014/11/ARE_LEGISLATION_FEDERAL-LAW-NO.-10-OF-1992_ENG.pdf (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Структура всех законов о доказательствах монархий Арабского Востока (а также разделы гражданских процессуальных кодексов, содержащие такие нормы) построена в основном по видам доказательств и правилам доказывания. Например, Декрет Омана о доказательствах в гражданском и торговом процессе 2008 г. N 68 разделен на следующие семь частей:

- общие положения;

- письменные документы;

- свидетельские показания;

- презумпции;

- признание и объяснения сторон;

- присяга;

- осмотр и освидетельствование;

- экспертиза.

Интересен тот факт, что расположение видов доказательств в Гражданских процессуальных кодексах Саудовской Аравии и Бахрейна разнится с последовательностью, установленной ГПК Катара 1990 г. (книга 2) и Законами о доказательствах Омана, ОАЭ, Иордании, Кувейта.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что Иордания, Оман, Кувейт и ОАЭ выделяют доказательственное право в качестве самостоятельной отрасли права. Сей факт свидетельствует о влиянии англосаксонской системы права, что вызвано историческими особенностями развития указанных государств <1>. При этом, несмотря на то что и другие монархии Арабского Востока (Бахрейн, Катар и Саудовская Аравия) на разных этапах своего становления находились в той или иной степени под властью Англии, в их процессуальном законодательстве в отношении данного аспекта прослеживается в большей степени заимствование континентальной модели, согласно которой доказательства являются институтом процессуального права, а не самостоятельной отраслью права.

--------------------------------

<1> Пучинский В.К. Цит. соч. С. 175.

 

В монархиях Арабского Востока действует и ряд специальных законов, содержащих нормы гражданского процессуального права. Например, Кодекс Саудовской Аравии о юридической практике от 15 октября 2001 г. <1>, Федеральный закон Объединенных Арабских Эмиратов 1973 г. N 11, содержащий правила регулирования судебных отношений между эмиратами - членами Федерации <2>.

--------------------------------

<1> Кодекс Саудовской Аравии о юридической практике от 15 октября 2001 г. (Code of Law Practice 15 October 2001) (на английском языке). Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/research/saudiarabia/code_of_law.html (дата последнего обращения: 09.02.2017).

<2> Федеральный закон Объединенных Арабских Эмиратов 1973 г. N 11, содержащий правила регулирования судебных отношений между эмиратами - членами Федерации (Federal Law N 11 issued on 25/7/1973, concerning the regulation of judicial relations between the emirates members of the Federation) (на английском языке). Режим доступа: http://www.refworld.org/pdfid/3fb9fab24.pdf (дата последнего обращения: 09.02.2017). Опубликован в официальной газете N 235 от 8 марта 1992 год.

 

Необходимо отметить, что в Бахрейне принят специальный Закон о судебных процедурах в судах шариата 1986 г. N 26 <1>, в связи с чем можно говорить о том, что процедура рассмотрения гражданских дел в Бахрейне формально не унифицирована для всех судов.

--------------------------------

<1> Закон Бахрейна о судебных процедурах в судах Шариата 1986 года N 26 (Law of procedures before Shari'a courts, Legislative Decree N 26 of 1986) (на английском языке). Режим доступа: http://www.moj.gov.bh/en/Print_pdd35.html?printid=986 (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Учитывая распространение электронного документооборота, в законодательстве монархий Арабского Востока закреплены соответствующие нормы. Например, Закон Иордании об электронных сделках 2001 г. <1>, Специальный закон Эмирата Дубая об электронных сделках 2002 г. N 2 <2> и др.

--------------------------------

<1> Закон Иордании об электронных сделках 2001 г. (  2001) (на арабском языке). Режим доступа: http://old.openarab.net/ar/node/250 (дата последнего обращения: 09.02.2017).

<2> Специальный закон Эмирата Дубая об электронных сделках 2002 г. N 2 ( 2002) (на арабском языке). Режим доступа: http://www.lawyersegy.com/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Отдельные вопросы организации судебной власти и разграничения компетенции, без которых затруднительно полное понимание гражданского судопроизводства, также содержатся в специальных законах. Например, Закон Бахрейна о судебной власти 2003 г. <1>.

--------------------------------

<1> Закон Бахрейна о судебной власти 2003 г. (Law of judicial authority of Bahrain 2003) (на английском языке). Режим доступа: http://en.wikisource.org/ (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Учитывая все возрастающую роль альтернативных способов разрешения споров, во внутреннем законодательстве стран приняты отдельные законы по данному вопросу. Например, Закон Иордании о медиации для разрешения гражданских споров 2003 г. <1>, Арбитражный акт Саудовской Аравии 2012 г. <2>. Следует отметить, что некоторые вопросы регулирования альтернативных способов разрешения споров отнесены к гражданским процессуальным кодексам (глава 13 Торгового и гражданского процессуального кодекса Катара 1990 г., глава 7 Гражданского и торгового процессуального акта Бахрейна 1971 г., глава 3 Гражданского процессуального кодекса ОАЭ 1992 г.).

--------------------------------

<1> Закон Иордании о медиации для разрешения гражданских споров 2003 г. (The Mediation Law for Civil Dispute Resolution N 37 of 2003) (на английском языке). Режим доступа: http://www.nadr.co.uk/articles/published/mediation/Jordanian%20Mediation%20Law%202004.pdf (дата последнего обращения: 09.02.2017).

<2> Арбитражный акт Саудовской Аравии 2012 г. (Saudi Arbitration Act 2012) (на английском языке). Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/en/details.jsp?id=8502 (дата последнего обращения: 09.02.2017). Опубликован в официальной газете "Um Al Qura" 8 июня 2012 г. Вступил в силу 8 июля 2012 г.

 

Следует отметить роль вышестоящих судов для гражданского судопроизводства. Такие суды осуществляют функции по толкованию законов и дают обязательные для нижестоящих судов рекомендации. В монархиях Арабского Востока среди высших судов с подобными полномочиями можно назвать следующие:

- Кассационный суд Иордании (образован и действует на основании Конституции 1952 г.);

- Верховный суд Саудовской Аравии (образован и действует на основании Королевского декрета 2007 г. N М/78);

- Верховный суд Султаната Оман (образован и действует на основании Декрета о судебной власти N 90/99 с изменениями Декретами N 09/12, 10/12 от 2012 г.);

- Федеральный Верховный Суд Объединенных Арабских Эмиратов (образован и действует на основании Конституции 1971 г.), а также Федеральный Верховный Суд Эмирата Дубая (образован и действует на основании Закона Дубая 1988 г.);

- Кассационный суд Бахрейна (образован и действует на основании Закона о судебной власти 2003 г.);

- Кассационный суд Кувейта (образован и действует на основании Акта о судебной власти 1981 г.);

- Кассационный суд Катара (образован и действует на основании Закона о судебной системе 2003 г.).

Интересен тот факт, что толкование декретов, законов и правил регулирования может быть отнесено и к ведению министерства юстиции (например, в Омане <1>). Также следует отметить то, что в научных работах арабских ученых ссылки на пункты статей, как правило, указываются через slash (/) после номера статьи (например, "ст. 65/5 Закона", что указывает на номер пункта - 5 и на номер статьи - 65). Кроме того, если в закон были внесены изменения, то при ссылке на закон может указываться не год его принятия, а год внесения в него последних изменений без уточнения, что это год редакции закона <2>.

--------------------------------

<1> Oman Informational Centre (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.omaninfo.com/ (дата последнего обращения: 19.02.2017).

<2> Например, Kamal Abdelrahim AlAlaween. Op. cit. P. 363 - 366.

 

Рассмотрев источники и выявив принципы гражданского судопроизводства монархий Арабского Востока, можно сделать вывод о том, что несмотря на параллельное действие религиозных норм и государственных законов, а также закрепление в Основных Законах государств принципа верховенства шариата, мусульманское право применяется в случае специального указания закона, либо для преодоления пробела в законодательстве.

Иерархия государственных законов видится следующей: конституции, гражданские процессуальные кодексы, специальные законы (в т.ч. о доказательствах, о судебной процедуре и др.). Положения международных правовых актов (конвенции и соглашения) применяются в том случае, если они ратифицированы специальными законами. Вместе с тем судебный прецедент не является источником права, однако обязательные разъяснения и рекомендации высших судов можно назвать квазиисточником права, а судебную практику определить как модель разрешения аналогичных конфликтов, которая носит лишь рекомендательный характер.

Структура гражданских процессуальных кодексов монархий Арабского Востока в целом сходна с принятыми в странах, которые относят к континентальной правовой семье. При этом большинству монархий Арабского Востока (Иордания, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт) свойственно выделение вопросов доказательств и доказывания в самостоятельную отрасль права, что характерно для стран, воспринявших англосаксонскую модель.

 

§ 2. Разграничение компетенции судов, их юрисдикция

 

В любом государстве организация эффективного судоустройства является основной при достижении законности, равноправия и гарантии защиты прав граждан. Несмотря на общность, пронизывающую все сферы действия государства и многовековой истории, любая из стран Арабского Востока богата своими внутренними традициями и обычаями, что также отражается и на построении судебной системы, разграничении компетенции судов, их юрисдикции. Законодательное разграничение компетенции между судами позволяет уменьшить риск споров в отношении юрисдикции между судами, а также сохранить специфику внутренних обычаев, позволяющих судам применять как нормы государственных законов, так и право шариата.

Изначально в монархиях Арабского Востока существовали только суды шариата, которые также называют мусульманскими. В то время никакого права, кроме мусульманского, для них не существовало, лишь спустя время после перехода к новому этапу развития возникла потребность в государственных судах. Впоследствии такие суды назвали гражданскими, хотя оба термина используются на равных. Суды шариата и гражданские суды действовали как параллельные системы судов, что сохранилось и по сей день в некоторых странах.

Рассмотрим установленную судебную систему с определением юрисдикции судов на примере монархий Арабского Востока. В указанных государствах исторически сложилось, что термин "гражданские суды" используется для обозначения всех государственных судов, как гражданских, так и уголовных. То есть компетенция таких судов может быть не ограничена рассмотрением только гражданских споров.

Иордания.

Конституция Иордании 1952 г. содержит детальные положения о судах и правовых структурах страны. Отправление правосудия передано независимой судебной системе, которая состоит из судов с компетенцией по рассмотрению споров согласно закону. Так, ст. 99 Конституции закрепляет три вида судов: гражданские (или государственные), религиозные и специальные. Статья 100 Конституции закрепляет, что отдельно в судебной системе стоит Высокий суд правосудия.

Гражданские суды ("низамийя" ) являются основным видом судов в Иордании, по уровням подразделяются на магистраты ("сульх" , суд примирительного производства), суды первой и второй апелляционных инстанций и Кассационный суд Иордании. Они рассматривают все гражданские и уголовные дела, кроме тех, которые отнесены Конституцией и законами к компетенции шариатских или специальных судов (ст. 102).

Магистраты считаются низшей судебной инстанцией, существующей во всех крупных населенных пунктах страны, и рассматривают различные гражданские дела с предельно допустимой суммой иска (с согласия обеих сторон сумма иска не ограничивается). Суды примирительного производства рассматривают дела с ценой иска <1> не более 7 000 иорданских динаров. А по делам с ценой иска в тысячу иорданских динаров и менее сторонам не требуется юридического представителя. Судебные заседания проводит единоличный судья. Их решения обжалуются в апелляционные суды и Кассационный суд.

--------------------------------

<1> Правила определения цены иска закреплены в ст. ст. 48 - 55 Гражданского процессуального кодекса Иордании 1976 г.

 

Суд первой инстанции разрешает все остальные гражданские споры, они учреждены в столице и всех административных центрах. Рассмотрение дел происходит, как правило, единолично.

В случае если заявление подано не в компетентный суд, то оно не возвращается, а пересылается в соответствующий суд. Например, если иск подан в суд первой инстанции, который не уполномочен рассматривать данный спор, то суд первой инстанции пересылает дело в суд примирительного производства.

Правило о возложении такой обязанности на суды в Иордании является очередной гарантией прав граждан на судебную защиту. Такое положение было введено сравнительно недавно - в 2008 г. с внесением изменений в ст. 112 Гражданского процессуального кодекса (далее - также ГПК). Оно экономит время, трудозатраты и расходы. Согласно старой редакции ст. 112 ГПК суд прекращал производство по делу. Необходимо также отметить, что направление дела в компетентный суд происходит по инициативе суда без соответствующего заявления истца.

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Иордании определены три вида юрисдикции. Территориальная устанавливает, какой из иорданских судов, действующий на определенной территории, компетентен рассматривать дело. Статьи 36 - 47 ГПК определяют критерии такого установления: рассмотрение в суде по месту жительства ответчика или по месту нахождения недвижимого имущества. Юрисдикция по предмету и цене иска определяет, какой из судов компетентен рассматривать спор - примирительного производства или суд первой инстанции. Специальные нормы также содержатся и в других нормативно-правовых актах, например Торговом законе и Законе о судах примирительного производства. Кроме того, такая установленная Кассационным судом <1> дифференциация между тремя видами юрисдикций судов основана на том, что в отличие от территориальной юрисдикции подведомственность по предмету и цене иска относится к публичному порядку. Однако не все суды на практике могут принять изменение требований в порядке ст. 111 ГПК, в случае если ответчиком уже выражена его позиция по делу. Установление запрета на уточнение требований истца на определенных стадиях процесса является целесообразным, так как, например, если дело слушается в суде больше года, затем истец изменяет требования, и в связи с этим дело оказывается не в юрисдикции данного суда, что приводит к впустую потраченному времени, расходам и трудозатратам.

--------------------------------

<1> Постановления Кассационного суда (1235-94) 2-4-1995; (485-94) 19-11-1994. E-Encyclopedia, legislation and courts decisions, Jordan Bar Association.

 

Суд второй инстанции также называют апелляционным. Он рассматривает жалобы на решения магистратов и судов первой инстанции. Дела заслушиваются коллегиально в составе из трех судей. Кассационный суд является высшей инстанцией среди гражданских судов <1>.

--------------------------------

<1> Судебные постановления Апелляционного и Кассационного суда см.: Jurisprudence in the application of Human Rights Standarts in Arab courts. Режим доступа: http://judicialinstitute-iraq.org/ (дата последнего обращения: 09.02.2017). P. 119 - 120, 137, 148, 152 - 153.

 

Кассационный суд относится к специализированным судам, он находится в столице Амман и рассматривает жалобы на решения апелляционных судов по гражданским делам с крупными суммами исков. Цена иска должна быть не менее 10 000 иорданских динаров, однако с разрешения председателя возможно рассмотрение жалоб и по делам с меньшей ценой иска. В составе суда также образованы специализированные секции по техническим аспектам, включая налоговые и таможенные вопросы. Председатель суда является верховным судьей страны.

Судопроизводство в Иордании характеризуется сочетанием единоличного и коллегиального принципа рассмотрения дел. Согласно ст. ст. 3/B, 5, 7, 9 Закона об учреждении общих судов N 17/2001 единоличное рассмотрение дел применяется в судах первых инстанций, а коллегиально дела слушаются в апелляционных (не менее трех судей) и кассационных инстанциях (пять судей в общей палате и девять в высшей палате).

В полном составе коллегией из семи судей рассматриваются наиболее важные дела, в остальных случаях заседает коллегия из пяти судей. По первой инстанции суд рассматривает только дела о государственных преступлениях, при этом может издавать судебные запреты, касающиеся государственных служащих, допустивших злоупотребления. В остальных случаях Кассационный суд в Иордании рассматривает только жалобы, в качестве первой инстанции он не выступает <1>. Его называют еще и Судом права, так как жалоба в такой суд должна содержать фундаментальное правовое обоснование. Исчерпывающий перечень оснований для обращения с жалобой в Кассационный суд содержится в ст. 198 Гражданского процессуального кодекса. Высшая палата Кассационного суда имеет исключительную компетенцию в следующих случаях:

- юридические вопросы особой сложности;

- отмена ранее данного толкования закона;

- в случае различных толкований закона Кассационным и Апелляционным судами <2>.

--------------------------------

<1> Alsaref E. Civil Action. Journal of Jordanian Bar Association. P. 130.

<2> Zubi A. Law of Civil Procedure. Dar Wael, 2010. P. 95.

 

В доктрине высказываются мнения, что правовое регулирование вопросов компетенции указанных судов несовершенно, а именно:

- большие задержки при рассмотрении дел, большие расходы и трудозатраты;

- отсутствие гарантий того, что постановление апелляционного суда будет более законным, чем решение судов первой инстанции;

- если решение вышестоящих судов должно быть более правильным, чем в судах первых инстанций, то почему система не позволяет обратиться сразу в вышестоящие суды?

Последнее утверждение достаточно спорно, так как если все вышестоящие суды будут иметь право рассматривать все споры в качестве первой инстанции, а доверие к их судебным актам большее, то теряется весь смысл существования нижестоящих судов и всей системы обжалования.

Религиозные суды (ст. ст. 104 - 109 Конституции) в Иордании подразделяются на суды шариата (для мусульман) <1> и суды (или советы, трибуналы) других существующих конфессий (иногда их называют церковными, имея в виду суды для христианских меньшинств). В каждом суде заседает один судья (кади). Судьи назначаются из числа мусульманских богословов. Существует следующая система шариатских судов: суды первой инстанции и апелляционные суды. Конечной инстанцией является Высокий суд правосудия Иордании, рассматривающий жалобы на решения судов апелляционной инстанции. Шариатские суды обладают исключительной компетенцией по рассмотрению всех дел, касающихся личного статуса (семейное и наследственное право) мусульман, выкупов в случаях кровопролития, "дийя" (если обе стороны исповедуют ислам, либо одна из сторон исповедует ислам, и обе стороны не возражают против слушания дела шариатским судом) и управления исламской религиозной собственностью <2>, "вакуф" () <3>.

--------------------------------

<1> Закон Иордании о шариатских судах 1967 г. (на арабском языке). Режим доступа: https://scholar.najah.edu/sites/default/files/Abdel-Karim%20Toafshh.pdf) (дата последнего обращения: 09.02.2017).

<2> Процедура регламентирована Законом Османской империи 1913 г.

<3> В мусульманском праве "вакуф" означает процесс передачи имущества на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги). Посвящающий свое имущество в вакуф называется учредителем вакуфа, в зависимости от его вида устанавливается в некотором смысле доверительное управление. "Министерство вакуфов" - это министерство, одной из функций которого является сбор религиозных пожертвований. См.: Redden K.R. Qatar in Modern Legal Systems Cyclopedia. Vol. 5. Buffalo, 1990.

 

Главным органом для других общин является Совет по религиозным конфессиям среди немусульман. Его решения обжалуются в соответствующие апелляционные суды. Церковные суды заседают в составе трех судей, которые выносят решения на основе различных интерпретаций канонического права. Если спорящие относятся к разным конфессиям и не соглашаются подчиниться юрисдикции одного из религиозных судов, дело рассматривается в гражданском суде. Апелляционные религиозные суды осуществляют ту же судебную деятельность, что Кассационный суд.

Помимо указанных судов с их различной структурой и компетенцией для рассмотрения и разрешения отдельных сфер общественных отношений созданы специализированные суды.

В Иордании действуют несколько специализированных судов. В них заседают как постоянно действующие судьи, так и специально назначенные для рассмотрения какого-либо дела специалисты. Конституцией определены два направления специального судопроизводства: высший и специальный трибуналы. Оба обладают элементами как судебного, так и квазисудебного органа в аспекте их особых полномочий. Они не действуют постоянно, а формируются в случае необходимости.

К специальным судам (ст. ст. 99, 110 Конституции 1952 г.) также относятся суд государственной безопасности и система племенных судов, несмотря на официальную отмену в 1976 г. племенного обычного права с передачей соответствующих дел под юрисдикцию гражданских судов. Суд государственной безопасности (его также называют бывшим военным судом) рассматривает дела лиц, обвиняемых в подрыве государственной безопасности или участии в заговорах. Самым часто применяемым наказанием в случае обвинительного приговора в этом суде является смертная казнь. Постановления этого суда могут быть обжалованы в высшую инстанцию в случае спора о праве или вопросов доказанности. Суд государственной безопасности состоит как из военных, так и гражданских судей. Как и ранее действовавший военно-полевой суд, он рассматривает довольно широкий круг дел, касающихся не только внешней и внутренней безопасности королевства, но и других тяжких преступлений (например, связанных с наркотиками, взрывами, оружием, шпионажем, государственной изменой и др.).

Племенные суды разрешают споры, возникающие между бедуинами, но из их юрисдикции исключены дела, касающиеся права собственности. В Иордании действуют суды первой инстанции и племенной апелляционный суд, куда обжалуются решения судов первой инстанции. Судьями в таких судах являются утвержденные по представлению советника короля по племенным вопросам выходцы из племен, к ведению которых относят определенные категории дел. Племенные суды становятся все менее востребованными в связи с тем, что больше обращений адресовано государственным судам.

Значимая роль экономического аспекта в современном обществе не позволяет обойти вопрос необходимости создания отдельного суда для разрешения экономических споров между юридическими лицами. В настоящее время в Иордании данный вопрос разрабатывается больше доктринально. Несмотря на прямые предложения признанных юристов учредить коммерческий суд в Иордании, законодатель не спешит с воплощением в жизнь таких идей <1>.

--------------------------------

<1> Kamal Abdelrahim AlAlaween, Ahmed Ibrahim Al Hiari. The establishment of Commercial Court in Jordan. European Journal of Social Sciences - Volume 22, Number 1 (2011).

 

Учитывая, что к компетенции гражданских судов отнесены все дела, исключая специальное ведение религиозных и особых судов, споры о юрисдикции являются редкостью.

Кроме того, в Иордании действует Высший суд правосудия (Высший судебный совет), который, по сути, и является конституционным судом, рассматривающим жалобы на нарушение конституционных прав и свобод <1>. К основным его функциям относятся: толкование Основного Закона Иордании и проверка конституционности законов по запросам. Совет также занимается вопросами развития судебной системы и наделен правом законодательной инициативы. В начале каждого года Председатель Совета готовит актуальный отчет о состоянии и деятельности судов за прошлый год, который рассматривается Советом, а впоследствии предоставляется монарху и министерству юстиции. Согласно ст. 57 Конституции он состоит из Спикера Сената, который осуществляет функции Председателя, и восьми членов, трое из которых должны быть избраны из числа сенаторов и пять - из числа судей вышестоящего гражданского суда в порядке старшинства. В случае необходимости количество членов может быть пополнено из числа Председателей низших судов также в порядке старшинства. Высший суд правосудия наделен двумя основными функциями: привлечение к судебной ответственности министров и толкование Конституции по запросу Кабинета или любой из палат Парламента. Такие толкования являются обязательными для всех.

--------------------------------

<1> Судебные дела см.: Jurisprudence in the application of Human Rights Standarts in Arab courts. Режим доступа: http://judicialinstitute-iraq.org/ (дата последнего обращения: 09.02.2017). P. 49 - 52, 60, 64 - 65, 83.

 

Первые попытки создания в Иордании специализированного конституционного суда были в 1988 г., когда Иорданский национальный устав регламентировал такие положения. Учитывая, что воплощение в жизнь учреждения такого органа было заторможено, иорданские гражданские суды притязали на право дачи комментариев по вопросу конституционности законодательства, однако мнения по данному вопросу разделились. В 2011 г. король в очередной раз дал указание учредить конституционный суд, однако говорить об окончании его формирования в настоящее время рано <1>.

--------------------------------

<1> Сайт российского агентства правовой и судебной информации (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.rapsinews.ru/international_news/20110815/254597273.html (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Судебная система Иордании отличается в большей степени тем, что зачастую в низших судах дела рассматриваются в составе также и двух судей, и более того, ими заслушиваются и уголовные дела, что несвойственно другим арабским странам, где такие дела отнесены к юрисдикции апелляционного суда. Другой особенностью является то, что Высокий суд правосудия не только проверяет законность решений по жалобе заинтересованных лиц, но и декреты на соответствие их Конституции государства. Кроме того, подача жалобы возможна как в апелляционные суды, так и в кассационную инстанцию, что аналогично английской системе, оказавшей влияние на право Иордании <1>.

--------------------------------

<1> Sobhi Mahmassani. Legislation in the Arab Countries. Beirut: Dar El Ilm Lelmalayin, 1962. P. 206.

 

Саудовская Аравия.

В Саудовской Аравии, как и в большинстве арабских стран, исторически сложились две судебные системы: суды шариата и гражданские суды. Однако последние образовывались как специализированные трибуналы по рассмотрению отдельных категорий дел. Компетенция судов шариата является общей, им отнесены все дела по остаточному принципу. Судебную систему шариата составляют основные органы юстиции, состоящие из судей и юристов улема, главного религиозного совета. Всю систему органов юстиции возглавляют Министерство юстиции (создано в 1970 г.) и Высший судебный совет.

Ранее в Саудовской Аравии действовала судебная система, введенная низамом о судах 1975 г. <1>, в соответствии с которым до середины 1970-х гг. в Саудовской Аравии система мусульманских судов имела три уровня. Низшей инстанцией являлись суды суммарной юрисдикции, в каждом из которых один кади рассматривал мелкие имущественные споры, дела личного статуса и незначительные правонарушения. Действовали только два апелляционных суда (расположенных в Мекке и в столице Эр-Рияде), юрисдикция которых включала рассмотрение жалоб на решения судов низшей инстанции, а также споров о недвижимости и серьезных уголовных дел. Каждый из апелляционных судов заседал в составе трех членов, но большинство дел и здесь рассматривалось одним судьей (суд в полном составе слушал лишь дела, связанные с убийством). Решения этих судов по наиболее серьезным делам утверждались Высшим судебным советом, игравшим роль высшей апелляционной инстанции и состоявшим из 11 членов, отобранных из ведущих улемов.

--------------------------------

<1> Закон Саудовской Аравии о судах 1975 г. (Law of the Judiciary 1975) (на английском языке). Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/en/details.jsp?id=14569 (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Постепенно были организованы также и "нешариатские" суды, охватывающие специализированные сферы права. Самым важным из них являлся образованный на основании Закона 1982 г. <1> Комитет по жалобам, созданный изначально для рассмотрения жалоб на государство, но впоследствии ему были переданы полномочия по разрешению коммерческих и некоторых уголовных споров (например, взяточничество, подделка документов), а также по рассмотрению апелляций на решения "нешариатских" государственных трибуналов. Эти административные трибуналы, так называемые комитеты, имели дело со специальными областями, регламентированными королевскими указами, например трудовым и торговым правом <2>. Таким образом, в его юрисдикцию попадали споры между государством и его органами, большинство торговых дел, а также признание и приведение в исполнение иностранных постановлений и арбитражных решений <3>. Для такого комитета в 1989 г. был принят специальный закон о судебных процедурах <4>.

--------------------------------

<1> Закон Саудовской Аравии о комитете жалоб 1982 г. (Board of grievances law 1982) (на английском языке). Режим доступа: http://www.fenwickelliott.com/research-insight/newsletters/international-quarterly/11/saudi-board-grievances (дата последнего обращения: 09.02.2017).

<2> Amin S.H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 298 - 304, 305 - 327; Ballantyne W.M. Legal Development in Arabia. London, 1980; Lerrick A. and Mian J. Saudi Business and Labor Law. London, 1982.

<3> Frank E. Vogel. Islamic Law and Legal system studies in Saudi Arabia. The Netherlands, 2000. С. 2.

<4> Закон Саудовской Аравии о судебных процедурах в комитете жалоб 1989 г. (Board of grievances procedural rules 1989) (на английском языке). Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/en/details.jsp?id=3602 (дата последнего обращения: 09.02.2017).

 

Суды шариата обладают общей юрисдикцией по рассмотрению большинства гражданских и уголовных дел. В их составе суды первой инстанции делятся на суды общей юрисдикции (общие суды), разрешающие гражданские и уголовные дела, а также сложные семейные и имущественные споры, и суды суммарного производства, к компетенции которых отнесены семейные и простые гражданские и уголовные дела. Дела рассматриваются единолично, за исключением уголовных дел, где альтернативным наказанием является смертная казнь (рассматриваются коллегиями из трех судей). Организован и суд для шиитов в восточной провинции, занимающийся семейными и религиозными вопросами <1>. Апелляционные суды создаются в каждой провинции. Следующей инстанцией в системе судов шариата является Верховный суд.

--------------------------------

<1> Otto J.M. Sharia Incorporated: A Comparative Overview of the Legal Systems of Twelve Muslim Countries in Past and Present. 2010. P. 174.

 

Несмотря на все преобразования семидесятых годов, система юстиции Саудовской Аравии продолжала характеризоваться медлительностью, закрытостью, слабостью гарантий и противоречиями с новыми мировыми тенденциями в сфере отправления правосудия. В целях борьбы с таким положением королем была проведена реформа. Так, в настоящее время судебная система приведена в соответствие с принятым 1 октября 2007 г. Королевским Декретом N М/78. Основные изменения затронули упомянутый комитет по жалобам, который преобразовывается в административные суды с аналогичной шариатским судам структурой. Главным новшеством явилось и создание Верховного суда, акты которого обязательны для нижестоящих судов. Помимо системы административных судов сформирована система общих судов, включающая три уровня: Верховный суд, апелляционные суды (в составе которых образованы специализированные департаменты) и суды первой инстанции, в рамках которых действуют следующие специализированные суды:

- трудовые суды;

- торговые суды;

- суды по делам личного статуса;

- суды общей юрисдикции;

- уголовные суды <1>.

--------------------------------

<1> Abdullah F. Ansary. A brief overview of the Saudi Arabian Legal System. 2008.

 

Учитывая, что глава государства наделен всей полнотой власти, то последней инстанцией для всех судов является король.

Оман.

Длительный период времени в Омане действовали только суды шариата, которые рассматривали все споры, конфликты, правонарушения и преступления. Система включала три суда: суд первой инстанции, уголовный суд и апелляционные суды. Конечной инстанцией был Высший комитет по жалобам, состоящий из четырех членов, включая министра юстиции и главного муфтия () султана (высшее духовное лицо у мусульман). Создание немусульманских судов в Омане началось в 1981 г., когда было учреждено ведомство по разрешению коммерческих споров. Впоследствии к его компетенции были отнесены и трудовые конфликты, а в 1997 г. он был преобразован в Оманский торговый суд, в ведение которого отнесли и дела, касающиеся налогообложения предпринимательской деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Amin S.H., Middle East Legal Systems, Glasgow, 1985; Герасимов О.Г. Оман. М., 1975; Исаев В.А., Филоник А.О. Султанат Оман (очерк общественно-политического и социально-экономического развития). М., 2001; Hawlay D. Oman and its Renaissance. London, 1995; Riphenburg C.J. Oman. Political development in a changing world. London, 1998.

 

В Омане судебная система во многом была схожа с той, которая действовала в Саудовской Аравии. Правитель - султан - наделен всей полнотой власти и объявлен Основным Законом 1996 г. верховным судьей. Суды шариата обладали общей юрисдикцией по всем вопросам, за исключением отдельных споров, отнесенных к компетенции других судов. Основным критерием отделения компетенции являлся факт наличия коммерческого элемента, все споры в связи с которым были отнесены к торговым судам.

Судебная система была модернизирована в конце 1999 г. Султаном издано несколько декретов (в том числе и Декрет о судебной власти N 90/99 с последующими изменениями Декретами N 09/12 и 10/12 от 29 февраля 2012 г.), направленных на построение судебной системы в соответствии с Основным Законом Омана 1996 г. Согласно указанным документам была учреждена независимая судебная власть с иерархической системой, которая состоит из Верховного суда, апелляционного суда, судов первой инстанции (по одному в каждой провинции) и в рамках последних судов малого/суммарного производства <1>.

--------------------------------

<1> Abdelrahman El Nafie. The European & Middle Eastern Arbitration Review. 2012. Section 3: Country Chapters. Oman, 2012.

 

Верховный суд находится в Маскате и является высшим судом страны. Помимо того что суд проверяет законы и другие нормативные акты на соответствие Основному Закону Омана 1996 г. и его положениям, также к его компетенции отнесена проверка толкования и применения законов судами низших инстанций по заявлениям заинтересованных лиц. В составе Верховного суда было создано специальное подразделение для обобщения судебной практики, опубликования его результатов.

В Омане к числу специальных судов относятся суд государственной безопасности, являющийся независимым юридическим органом, и действующий на основании Декрета N 64/2003 от 23 сентября 2003 г. административный суд, созданный для рассмотрения жалоб государственных служащих на их администрацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: