double arrow

Арбитраж и примирительная процедура.

Как и в других латиноамериканских государствах, арбитраж в Боливии был урегулирован в отдельных разделах гражданских процессуальных кодексов <1>.

--------------------------------

<1> Ермакова Е.П. Международный коммерческий арбитраж в Боливии // Электронный журнал "Правовая инициатива". 2014. N 1.

 

Первый ГПК Боливии - Кодекс 1836 г. различал две категории арбитров: арбитры-юристы и арбитры-неюристы. Глава 2 раздела 5 книги 4 ГПК 1836 г. закрепляла правила арбитражного производства для арбитров-неюристов (ст. ст. 739 - 746). Кодекс действовал более 100 лет, до 1975 г., когда был принят новый ГПК Боливии.

До 1997 г. порядок арбитражного производства был урегулирован в разделе 5 книги 4 ГПК Боливии 1975 г., именуемом "Арбитражные производства" (ст. ст. 712 - 746). В ГПК 1975 г. были закреплены требования к форме и содержанию арбитражного соглашения (ст. ст. 713 - 715); порядок предъявления иска (ст. 716), порядок назначения и отвода арбитров (ст. ст. 717 - 721), порядок арбитражного производства (ст. ст. 724 - 725), порядок вынесения решения (ст. ст. 727 - 728), ответственность арбитров (ст. 729), порядок обжалования и отказа от обжалования (ст. ст. 731 - 733), признание решения арбитража недействительным (ст. 734), исполнение арбитражных решений (ст. 738).

Порядок заключения арбитражного соглашения был урегулирован в Торговом кодексе Боливии 1977 г., в главе 2 раздела 1 книги 4 Кодекса (ст. ст. 1478 - 1486). В 1997 г. эти нормы Торгового кодекса также были отменены <1>.

--------------------------------

<1> Rodriguez Mendoza Fernando. Procedimiento Arbitral. Editorial El Pais, Santa Cruz - Bolivia, 2004. P. 88.

 

В 1997 г. в Боливии был принят Закон N 1770 об арбитраже и примирении как альтернативных способах разрешения конфликтов. Закон включал в себя 98 статей, объединенных в 5 разделов <1>.

--------------------------------

<1> Ley de arbitraje y conciliacion como medios alternativos de solucion de controversias (Ley No. 1.770 de 10 de marzo de 1997). Режим доступа: http://www.arbitraje.bo/files/Ley1770arbitrajeconciliacionbolivia.pdf (дата обращения: 18.02.2017).

 

В связи с принятием нового ГПК Боливии 2013 г., а также ряда других законов, например Закона о содействии инвестициям 2014 г. (la Ley N 516 de Promocion de Inversiones del 4 de abril de 2014) <1>, назрела острая необходимость изменить действующее законодательство об арбитраже и примирительных процедурах. Как уже отмечалось, новый ГПК Боливии 2013 г. закрепил порядок обязательной досудебной примирительной процедуры и достаточно подробно урегулировал порядок проведения этой процедуры (ст. ст. 292 - 297 ГПК).

--------------------------------

<1> Quevedo Sara C. Ferreira. Ley N 516 y su analisis en relacion a los medios de solucion de conflictos en Bolivia. http://www.la-razon.com/index.php?_url=/la_gaceta_juridica/Ley-relacion-solucion-conflictos-Bolivia-gaceta_0_2113588721.html.

 

25 июня 2015 г. был принят новый Закон о примирении и арбитраже <1>. Закон 2015 г. включает в себя 135 статей, сгруппированных в 4 раздела (TITULO): 1) "Общие положения"; 2) "Примирительная процедура" (CONCILIACION); 3) "Арбитраж"; 4) "Специальные режимы".

--------------------------------

<1> Ley de Arbitraje y Conciliacion 2015 (N 708). Режим доступа: http://www.fundempresa.org.bo/docs/content_new/ley-n-708-conciliacion-y-arbitraje-_223.pdf (дата обращения: 17.02.2017).

 

Первый раздел "Общие положения" состоит из двух глав: 1) "Объект, компетенция и принципы"; 2) "Организация примирительной процедуры и арбитража".

Второй раздел "Примирительная процедура" включает в себя четыре главы: 1) "Общие положения"; 2) "Правила примирительной процедуры"; 3) "Акт о примирении" (ACTA DE CONCILIACION); 4) "Посредник" (EL CONCILIADOR).

Третий раздел "Арбитраж" подразделен на три главы: 1) "Общие положения"; 2) "Процедура арбитражного разбирательства"; 3) "Арбитражное решение" (LAUDO ARBITRAL).

Четвертый раздел "Специальные режимы" объединяет четыре главы: 1) "Общие положения"; 2) "Инвестиционные споры с участием государства" (CONTROVERSIAS CONEL ESTADO ENINVERSIONES); 3) "Арбитраж по завещанию" (ARBITRAJE TESTAMENTARIO); 4) "Дружественные соглашения" (SOLUCIONES AMISTOSAS).

Отметим, что если первые три раздела Закона 2015 г. являются довольно традиционными для законов об арбитраже и примирении в латиноамериканских государствах, то четвертый раздел - "Специальные режимы" - отличается большим своеобразием.

В главе второй раздела IV Закона 2015 г. "Инвестиционные споры с участием государства" констатируется, что нормы данной главы применяются к инвестиционным спорам, подчиненным юрисдикции Боливии. Правила, закрепленные в указанной главе закона, применяются к договорным и внедоговорным спорам (a las controversias de una relacion contractual o extracontractual), когда одной из сторон спора выступает государство и когда споры вытекают из отношений, регулируемых Законом о содействии инвестициям 2014 г. (la Ley N 516 de Promocion de Inversiones del 4 de abril de 2014). В ст. 127 Закона о примирении и арбитраже 2015 г. предусматривается, что стороны спора, прежде чем обратиться к арбитражу, должны пройти обязательную примирительную процедуру.

Указанная выше глава подразделяется на три части: 1) общие положения; 2) внутренние инвестиционные споры (CONTROVERSIAS EN MATERIA DE INVERSION BOLIVIANA); 3) инвестиционные споры с участием иностранных сторон и смешанного характера (CONTROVERSIAS EN MATERIA DE INVERSION MIXTA Y EXTRANJERA).

В главе третьей раздела IV "Арбитраж по завещанию" Закона 2015 г. определено, что положения данной главы применяются в случаях, когда арбитраж был учрежден по воле завещателя (por la sola voluntad del testador) для разрешения споров, которые могут возникнуть между наследниками (entre sus herederos y legatarios) (ст. 134 Закона 2015 г.).

В главе четвертой раздела IV "Дружественные соглашения" Закона 2015 г. зафиксировано, что положения данной главы применяются в случаях дружественных соглашений об урегулировании споров с участием Многонационального Государства Боливия (Estado Plurinacional de Bolivia) в рамках межамериканской системы по правам человека (Sistema Interamericano de Derechos Humanos) <1> и в соответствии с нормами Межамериканской конвенции по правам человека.

--------------------------------

<1> Действующая в рамках Организации американских государств система защиты прав человека обладает целым рядом особенностей по сравнению с региональной системой Совета Европы. Одно из отличий заключается в том, что в основе функционирования межамериканской системы защиты прав человека лежат одновременно сразу три документа: Устав Организации американских государств, Американская декларация прав и обязанностей человека и Межамериканская конвенция по правам человека. См. об этом: Европейские стандарты в области прав человека: теория и практика функционирования Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/russian/hrtsbook/Reurostandards-Rchapter5.2.html (дата обращения: 18.02.2017).

 

В ст. 4 Закона 2015 г. перечислены споры, которые не могут быть предметом согласительной процедуры и арбитражного разбирательства:

- споры, касающиеся собственности на природные ресурсы (La propiedad de los recursos naturales);

- налоговые споры (Los titulos otorgados sobre reservas fiscales);

- споры о государственных пошлинах и лицензионных платежах (Los tributos y regalias);

- административные споры (Los contratos administrativos);

- споры о приеме на государственную службу (El acceso a los servicios publicos);

- споры о выдаче лицензий на разработку природных ресурсов (Las licencias, registros y autorizaciones sobre recursos naturales en todos sus estados);

- споры, затрагивающие публичный порядок (Cuestiones que afecten al orden publico);

- споры, по которым вынесено окончательное судебное решение, за исключением вопросов, связанных с исполнением судебного решения;

- споры в отношении гражданского состояния лица, его правоспособности и дееспособности;

- споры в отношении имущества или прав недееспособных без предварительного судебного разрешения;

- споры в отношении функций государства;

- споры, которые не входят в предмет арбитражного соглашения;

- другие споры согласно нормам Конституции или законов страны.

В ст. 5 Закона 2015 г. перечислены споры, которые могут быть предметом арбитражного разбирательства, но не регулируются нормами Закона 2015 г.:

- трудовые споры и споры в области социального обеспечения;

- споры между государствами, возникшие на основании международных коммерческих соглашений с участием Многонационального Государства Боливия, в которых предусмотрены примирительные процедуры и арбитраж;

- споры из международных финансовых контрактов с участием Многонационального Государства Боливия, а также международных организаций.

В ст. 3 Закона 2015 г. перечислены принципы примирительной процедуры и арбитража (13 принципов):

1. Принцип добросовестности (Buena Fe). Стороны должны действовать честно и справедливо, чтобы с помощью альтернативных способов разрешить спор и достичь согласия.

2. Принцип быстроты (Celeridad).

3. Принцип примирения (Cultura de Paz). Альтернативные способы разрешения споров должны способствовать повышению качества жизни.

4. Принцип процессуальной экономии (Economia).

5. Принцип конечной цели (Finalidad). Целью примирительной процедуры и арбитража должно быть разрешение спорного конфликта, а не соблюдение процессуальных правил и процедур.

6. Принцип гибкости (Flexibilidad).

7. Принцип идентичности (Idoneidad). Посредники и арбитры должны разрешать споры в соответствии с законом на основании своих опыта и знаний.

8. Принцип равенства сторон (Igualdad).

9. Принцип беспристрастности (Imparcialidad).

10. Принцип независимости (Independencia).

11. Принцип законности (Legalidad).

12. Принцип устности (Oralidad).

13. Принцип добровольности (Voluntariedad). Стороны должны обращаться к альтернативным способам разрешения споров добровольно.

Можно отметить, что общие принципы арбитражного производства, закрепленные в ст. 3 Закона Боливии 2015 г., отличаются большим своеобразием и, как правило, не включаются в законы об арбитраже других латиноамериканских государств. Это замечание не касается двух принципов - принципа законности и принципа равенства, которые есть в большинстве аналогичных законов других стран континента. В отличие от арбитражных принципов других стран, в текст закона не включен принцип конфиденциальности, который присутствовал в тексте Закона 1997 г. <1>.

--------------------------------

<1> Delando Ruben Santos. Del arbitraje en America Latina, Un estudio comporativo // Revista Latinoamericana de Mediacion y Arbitraje. 2010. N 2. P. 78 - 79.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: