Каргапольская игрушка

Декоративно - прикладное искусство

1. Лаковая миниатюра

Родиной лаковой миниатюры считают Китай.

В России благодаря торговле с восточным государством расписные подносы, веера и ширмы появились в XVII веке.

При Петре I петергофский дворец Монплезир украсили 94 лаковых панно «под Китай», а вскоре лаковое дело стали преподавать в Академии художеств. В окрестностях Москвы и Петербурга

работало множество мастерских, но уцелели лишь четыре центра:

Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра.

Федоскино

Виды изделий: ларцы, шкатулки, круглые и прямоугольные коробочки, а также крышки альбомов, чайницы, пасхальные яйца.

Техника: на первые шкатулки мастера наклеивали картинки, а с 1814 года стали расписывать вручную. Масляную краску наносили в три - четыре слоя.

Материал: папье - маше, покрытое несколькими слоями лака.

Орнамент: скань - узор из миниатюрных кусочков фольги.

Сюжеты: картины русских художников и сцены сельской жизни.

Палех

Село Палех известно своими художниками с 18 века; здесь издавна писали иконы. После революции появился другой промысел - палехская миниатюра.

Иван Голиков - автор первой миниатюры, основатель Палехской художественной декоративной артели.

Палехские изделия расписывают беличьими кистями, сделанными вручную.

Сухие краски для росписи разводили смесью яичного желтка с уксусом, квасом или дождевой водой.

Особенности: чёрный лаковый фон, основной цвет росписи - золотой, тщательно выписанные мелкие детали.

С 1918 года мастера создавали лаковые миниатюры на изделиях из дерева и папье - маше. Основные темы - сказки, песни, бытовые деревенские сцены.

В 1940-х гг. в росписи появились сюжеты из советской истории - например, изображения красноармейцев.

Современной палехской росписью украшают не только шкатулки и броши, но и ручки, футболки и сумки.

Мстёра

Мстёрской росписью украшают коробочки, шкатулки, копилки, пудреницы.

Главные сюжеты - сказки, былины, исторические события, бытовые деревенские сцены. На фоне обычно изображают пейзаж.

Основные цвета - зеленовато-голубой, охристо-жёлтый, красный. Чёрный цвет почти не используется.

Изделия расписываю темперой и покрывают лаком.

Холуй

Для росписи используют темпуру и беличьи кисти, готовую работу покрывают лаком.

Основные тона - красно-коричневые и сине-зелёные.

Особенности: чёрный фон; в самом изображении золотят только солнце, луну, звёзды, церковные купола и кресты; золотой или серебряный орнамент.

 

2.Роспись по дереву
Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов. Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ.


Хохлома

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома

Посуду покрывали варёным льняным маслом - олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой, тем самым защищая её от влаги и загрязнений.

Основные цвета в хохломе: красный; чёрный; золотой;

Дополнительные цвета: зелёный; жёлтый;

Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы - сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Городецкая  роспись

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.

Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.

Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.

Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.

Гжель

Характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.

Характерные особенности гжели – это объёмные розы - агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.

3. Резьба по кости и изделия из рога

Резьба по кости — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.

Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки — плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.

Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые зависели от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа.

В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» - это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля — украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.

4. Русская глиняная игрушка

Глиняные игрушки являются частью ремесел и жизни народа на протяжении многих веков. В России они пользовались большой популярностью как среди богатых, так и бедных слоев населения.

Первые фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных.

Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Зажиточные семьи могли заказывать более дорогие изделия.

В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др.

  Древние глиняные игрушки использовались не только для детских забав, но и как ритуальные произведения. Свистульки применяли во время древнего обряда по изгнанию злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска. В качестве декоративного домашнего украшения глиняные фигурки часто ставили на окна, на видные места на комоде или полках в комнате.

Дымковская  игрушка

Народный промысел дымковской росписи посуды и игрушек зародился в 15-м столетии в слободе Дымково недалеко от г. Вятка.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок.

Все фигурки и росписи делаются только вручную. Раньше раскрашивание глиняных фигурок производилось смесью сухих красок с яйцом, уксусом или скисшим квасом.

Основные формы дымковской игрушки: глиняные изделия, изображающие барышень и кавалеров, лошадей и медведей, петухов и индюков и других животных. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками.

Основные элементы росписи: геометрические фигуры, зигзаги, полосы и круги, волнистые линии, точки, пятна, клетка.

При нанесении узоров использовали яркие контрастные цвета: зеленый, красный, синий, желтый, голубой, малиновый, черный и белый, а также позолота.

Каргапольская игрушка

Название происходит от местонахождения г. Каргополь и прилегающих деревень в Архангельской области.

Каргопольская игрушка представляет из себя выбеленную глиняную фигурку, которая раскрашивается в различные цвета простой росписью, деталей очень мало.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров - простые русские люди. Животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Основные орнаменты: геометрические фигуры, штрихи, полосы, точки, косые кресты.

Цвета: черный, зеленый, охристый, коричневый, кирпично-красный и голубой, редко добавляются серебро и золото.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: