Декоративно - прикладное искусство
1. Лаковая миниатюра
Родиной лаковой миниатюры считают Китай.
В России благодаря торговле с восточным государством расписные подносы, веера и ширмы появились в XVII веке.
При Петре I петергофский дворец Монплезир украсили 94 лаковых панно «под Китай», а вскоре лаковое дело стали преподавать в Академии художеств. В окрестностях Москвы и Петербурга
работало множество мастерских, но уцелели лишь четыре центра:
Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра.
Федоскино
Виды изделий: ларцы, шкатулки, круглые и прямоугольные коробочки, а также крышки альбомов, чайницы, пасхальные яйца.
Техника: на первые шкатулки мастера наклеивали картинки, а с 1814 года стали расписывать вручную. Масляную краску наносили в три - четыре слоя.
Материал: папье - маше, покрытое несколькими слоями лака.
Орнамент: скань - узор из миниатюрных кусочков фольги.
Сюжеты: картины русских художников и сцены сельской жизни.
Палех
Село Палех известно своими художниками с 18 века; здесь издавна писали иконы. После революции появился другой промысел - палехская миниатюра.
|
|
Иван Голиков - автор первой миниатюры, основатель Палехской художественной декоративной артели.
Палехские изделия расписывают беличьими кистями, сделанными вручную.
Сухие краски для росписи разводили смесью яичного желтка с уксусом, квасом или дождевой водой.
Особенности: чёрный лаковый фон, основной цвет росписи - золотой, тщательно выписанные мелкие детали.
С 1918 года мастера создавали лаковые миниатюры на изделиях из дерева и папье - маше. Основные темы - сказки, песни, бытовые деревенские сцены.
В 1940-х гг. в росписи появились сюжеты из советской истории - например, изображения красноармейцев.
Современной палехской росписью украшают не только шкатулки и броши, но и ручки, футболки и сумки.
Мстёра
Мстёрской росписью украшают коробочки, шкатулки, копилки, пудреницы.
Главные сюжеты - сказки, былины, исторические события, бытовые деревенские сцены. На фоне обычно изображают пейзаж.
Основные цвета - зеленовато-голубой, охристо-жёлтый, красный. Чёрный цвет почти не используется.
Изделия расписываю темперой и покрывают лаком.
Холуй
Для росписи используют темпуру и беличьи кисти, готовую работу покрывают лаком.
Основные тона - красно-коричневые и сине-зелёные.
Особенности: чёрный фон; в самом изображении золотят только солнце, луну, звёзды, церковные купола и кресты; золотой или серебряный орнамент.
2.Роспись по дереву
Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов. Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ.
|
|
Хохлома
Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома
Посуду покрывали варёным льняным маслом - олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой, тем самым защищая её от влаги и загрязнений.
Основные цвета в хохломе: красный; чёрный; золотой;
Дополнительные цвета: зелёный; жёлтый;
Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы - сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Городецкая роспись
Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.
Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.
Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.
Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.
Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.
Гжель
Характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.
Характерные особенности гжели – это объёмные розы - агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.
3. Резьба по кости и изделия из рога
Резьба по кости — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.
Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки — плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.
Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые зависели от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа.
В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» - это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля — украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.
|
|
4. Русская глиняная игрушка
Глиняные игрушки являются частью ремесел и жизни народа на протяжении многих веков. В России они пользовались большой популярностью как среди богатых, так и бедных слоев населения.
Первые фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных.
Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Зажиточные семьи могли заказывать более дорогие изделия.
В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др.
Древние глиняные игрушки использовались не только для детских забав, но и как ритуальные произведения. Свистульки применяли во время древнего обряда по изгнанию злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска. В качестве декоративного домашнего украшения глиняные фигурки часто ставили на окна, на видные места на комоде или полках в комнате.
Дымковская игрушка
Народный промысел дымковской росписи посуды и игрушек зародился в 15-м столетии в слободе Дымково недалеко от г. Вятка.
Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок.
Все фигурки и росписи делаются только вручную. Раньше раскрашивание глиняных фигурок производилось смесью сухих красок с яйцом, уксусом или скисшим квасом.
Основные формы дымковской игрушки: глиняные изделия, изображающие барышень и кавалеров, лошадей и медведей, петухов и индюков и других животных. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками.
Основные элементы росписи: геометрические фигуры, зигзаги, полосы и круги, волнистые линии, точки, пятна, клетка.
|
|
При нанесении узоров использовали яркие контрастные цвета: зеленый, красный, синий, желтый, голубой, малиновый, черный и белый, а также позолота.
Каргапольская игрушка
Название происходит от местонахождения г. Каргополь и прилегающих деревень в Архангельской области.
Каргопольская игрушка представляет из себя выбеленную глиняную фигурку, которая раскрашивается в различные цвета простой росписью, деталей очень мало.
Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров - простые русские люди. Животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.
Основные орнаменты: геометрические фигуры, штрихи, полосы, точки, косые кресты.
Цвета: черный, зеленый, охристый, коричневый, кирпично-красный и голубой, редко добавляются серебро и золото.