Филимоновская игрушка

Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении.

Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек.

Филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями.

Цвета: желтый, красный и зеленый, а иногда синий и фиолетовый.

Узоры: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.

5. Русская деревянная игрушка

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство.

Богородская игрушка

Изготавливали изделия в Московской губернии в небольшом поселении под названием Богородское. Для создания поделки чаще всего брали липу, которую предварительно просушивали на протяжении двух лет. Щепки от древесины использовали для создания подставок под сувениры.

 Игрушки редко раскрашивали или декорировали. Поверхность фигурок просто зачищали с помощью наждачной бумаги. Затем их оформляли резьбой. Традиционно часть деталей готового изделия была подвижной.

Сюжет игрушек разнообразен, но чаще всего мастера используют героев сказок и басен.

Матрёшка

Символ России. Родина матрёшки - Сергиев Посад. Впервые деревянная фигурка, состоящая из нескольких куколок, была вырезана в конце девятнадцатого века. Создателем матрёшки считается токарь В. П. Звёздочкин. Раскрашиванием заготовки занимался известный живописец С. В. Малютин.

Для  создания матрёшки берется липа.

Традиционно в состав куколки входит восемь «сестриц» разного размера (их количество может варьироваться от трех и до бесконечности). Основной сюжет росписи матрешек – повседневная жизнь.

Деревянных девушек часто изображали в национальных одеяниях, голова обязательно покрыта платком. В руках куколки держали серп, кувшины с молоком или корзинки с ягодами. Позже на них стали наносить сюжеты сказок.

6. Павлопосадские платки

История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам.

Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир.

Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павловопосадского платка. А сложившийся стиль - от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам - броские цветы - и сегодня является визитной карточкой фабрики.

Современные павловопосадские платки изготавливаются не только из шерсти, но также из шелка и хлопка.

7. Вышивка "Орловский спис"

Появление данной вышивки связывают с племенем вятичей, живших в старину на землях Орловщины. Место появления орловского списа – несколько сел под Орлом, где в начале 19 века был найден данный вид шитья учеными того времени. В нем видны образы птиц, ромбов с длинными концами, крестов и остальных символов. Тех, которые в старину считались языческими знаками, имеющими магическую мощь. То есть своего рода обереги.

Основное своеобразие техники вышивки орловский спис — текучесть, переход одного образа в другой.

Термин «бранки» тесно связан с вышивкой Орловский спис. Очертания этой вышивки отличаются большим многообразием. Это и ромбические и различные геометрические мотивы, причудливые цветы и длинные листья с разрезами.

 В цветовой гамме вышивки Орловский спис допускает преобладание различных оттенков красного, реже синего цветов. Спектр расширяется только в 20 веке, когда в него добавился жёлтый, зелёный и чёрный цвет. Красно синее сочетание цветов издревле имело глубокий смысл. Красный символизировал саму жизнь, а синий цвет обозначал небо и воду. Интересным является и название: Орловский спис. Существует много разных мнений, но исследования показывают, что слово «спис» означает «списывать». Есть вероятность, что Орловские мастерицы именно списывали свои сказочные мотивы, наблюдая нерукотворные морозные узоры на окнах, когда вышивали при свете лучины нескончаемыми зимними вечерами.

Самыми популярными сюжетами этой старинной вышивки являются «Лягушка», «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», а позже возник и «Двуглавый орел».

8. Кружево
Кружево — это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других).


Елецкое кружево

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее из Европы искусство.

Елецкие кружева отличались от остального русского кружева тонкостью, рельефной сканью (более толстая или цветная нить, введённая в полотнянку), нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений.

Вологодское кружево

Особенностью вологодских кружев является плотная, непрерывная и одинаковая по ширине полотнянка, которая своими плавными изгибами формирует чёткий и легко читающийся узор. За счёт такой полотнянки вологодское кружево получается плотнее, чем другие кружева (например, елецкое кружево). Вологодские кружевницы, в основном, используют абстрактные орнаменты. Часто вологодские кружева сравнивают с морозными узорами на окнах и снежинками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: