Сравнительный анализ опытно-практической работы

 

Цель: выявить изменения в уровне сформированности игровых умений в сюжетно-ролевой игре после применения комплекса сюжетно-ролевых игр с использованием образной игрушки.

Задачи:

1. Выявить уровни сформированности игровых умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста после применения комплекса сюжетно-ролевых игр с использованием образной игрушки.

2. Сделать сравнительные выводы о сформированности игровых умений детей экспериментальной группы (ЭГ-1).

3. Провести сравнительную характеристику полученных результатов.

4. Разработать рекомендации для педагогов по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели и задач использовался метод наблюдения за игровыми действиями детей.

Критерии уровня сформированности сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (из раздела «Игра» программы коррекционного воспитания и обучения детей с задержкой психического развития):

-способность к выбору роли и замысла; способность к действиям в соответствии с выбранной ролью и реализации замысла;

-умение комбинировать свои знания, представления, сотрудничать с другими детьми;

-глубина чувств, переживаний в передаче своих мыслей, устремлений в выбранной роли.

На этапе контрольного эксперимента использовалась та же диагностика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Анализ полученных данных представлен в таблице 2.3.1.

                                                                                                      Таблица 2.3.1.

Сравнительные результаты уровней сформированности игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего и контрольного экспериментов

Уровни

Результаты констатирующего эксперимента

Результаты

контрольного эксперимента

Количество детей Процентное соотношение к общему числу детей

Количество детей

Процентное соотношение к общему числу детей
Высокий уровень - 0 %

-

0%
Средний уровень 3 37,5%

5

62,5%
Низкий  уровень 5 62,5% 3

37,5%

           

Качественный анализ:  из сводной таблицы 2.3.1. следует, что в экспериментальной группе высокий уровень сформированности игры у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста после применения комплекса сюжетно-ролевых игр с использованием образной игрушки также отсутствует - нет ни одного ребенка (0%). Средний уровень в экспериментальной группе сформировался у пятерых детей (62,5 %). С низким уровнем осталось 3 детей  (37,5 %). В экспериментальной группе общий уровень сформированности сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста стал выше на 25%.Результаты контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе (ЭГ-1) III уровень сформированности игровых умений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста повысился на 25% по сравнению с результатами констатирующего эксперимента и составил разницу в двое детей (25%), т.е.: с высоким уровнем развития – по-прежнему нет ни одного ребенка, со II уровнем – есть изменения в количественном отношении на 2 ребенка за счет повышения качественного уровня отдельных детей и составил в итоге 5 детей (62,5%), с низким уровнем осталось 3 ребенка (было - 5), количество уменьшилось на 2 ребенка, т.е. на 25%. Результаты исследования показали, что у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста высокого уровня сформированности сюжетно-ролевой игры не оказалось, что составляет 0%.

Средний второй уровень сформированности сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста оказался у 3 детей (37,5%). Низкий уровень сформированности сюжетно-ролевой игры у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста у 5 детей (62,5%). Поэтому всех 8 детей мы определили в экспериментальную группу.

Таким образом, было установлено, что уровень сформированности сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста недостаточный, знания о правилах поведения в сюжетно-ролевой игре неполные, поскольку дети знают только названия некоторых ролей, но ничего не знают об особенностях поведения при выборе данной роли, зачастую не могут определить, как нужно себя вести, для чего нужен тот или иной игровой предмет, и как им пользоваться.

Исходя их данных, полученных на констатирующем этапе исследования, можно сделать вывод, что работа по формированию сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста реализуется не в полном объеме, что дает основание полагать, что применение комплекса сюжетно-ролевых игр с  детьми с задержкой психического развития будет способствовать формированию предпосылок к сюжетно-ролевой игре.

Таким образом, дети с задержкой психического развития старшей группы выступили в качестве экспериментальной группы (ЭГ-1), с которыми необходимо было проводить целенаправленную коррекционно-развивающую работу поформированию сюжетно-ролевой игры с использованием образной игрушки.

   Это позволяет сделать вывод о том, что высокий результат сформированности сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста не может быть достигнут в дошкольном возрасте, т.к. в дошкольном возрасте могут быть сформированы только предпосылки к возникновению подлинной сюжетно-ролевой игры в младшем школьном возрасте. При условии организации целенаправленной работы по формированию сюжетно-ролевой игры умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста с использованием образной игрушки возможно сформировать предпосылки к подлинной сюжетно-ролевой игре. С этой целью нами была разработана и апробирована программа формирования сюжетно-ролевой игры умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста с использованием образной игрушки, в которой определились цель, задачи, методы, приемы и формы организации коррекционно-развивающей работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Усвоение контрольно-оценочных отношений между дошкольниками значительно эффективнее происходило в сюжетно-ролевой игре «Магазин». Выполнение роли способствует формированию у дошкольника выразительности речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей, а так же они предназначены для трудового воспитания детей. Для распределения ролей использовали такие приемы: «назначение ведущего», «поручаем по очереди провести игру».

  Отметим, что характер взаимодействия Анастасии и Ксении в игре был далеко не одинаков. Наблюдения за этими девочками в самостоятельной деятельности также показали, что именно Оля выступает инициатором всевозможных затей, Таня же только следует ее замыслам.

Максим на протяжении игры ласково разговаривает с партнером, часто выражает похвалы ему. При этом оценка нередко дается им не за результат действий партнера, а в самом начале его, и носит неадекватно завышенный характер.

Словесные поощрения чаще всего проявлялись им перед определенными моментами игры: распределением игрушек и ролей, в конце игры, когда нужно было убирать за собой.

Мы наблюдали, что Максим, осуществляя вместе с Ильей намеченный замысел, разъясняет ему каждый момент игры, постоянно фиксирует его внимание на том, что должно быть сначала, что потом, корректирует его действия, если они не соответствуют последовательности, предусмотренной сюжетом и действиями в соответствии с ролью.

Эффективность подобных видов воздействия высока у тех детей, которые в ходе игры выделяют другого ребенка, как партнера по совместной деятельности, проявляют внимание к нему, замечают возникающие перед ним трудности. Этим детям удается влиять на развитие общей игры.

Некоторые дети иногда фиксируют внимание на правилах поведения, пытаются требовать их четкого выполнения, что становится как бы главным в игре.

При этом у большинства из них на первый план выступало содержание роли, ролевое поведение с ярко выраженными обращениями к партнеру по игре, как носителю роли. Использование образной игрушки в комплексе сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста, повысило результаты по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.

    Усвоение контрольно-оценочных отношений между дошкольниками значительно эффективнее происходило в сюжетно-ролевой игре «Магазин». Выполнение роли способствует формированию у дошкольника выразительности речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей, а так же они предназначены для трудового воспитания детей.         

Следовательно, использование образной игрушки является эффективным средством формирования сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

 

                                      Выводы по II главе

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы, была проведена  опытно-практическая работа по формированию сюжетно-ролевой игры у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с использованием образной игрушки.

Опытно-практическая работа была выполнена на базе детского сада комбинированного вида № 93 г. Стерлитамак РБ. Дети старшей группы данного детского сада выступили в качестве экспериментальной группы (ЭГ-1).

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, на котором проведено обследование детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста и выявление уровня сформированности игровых умений в сюжетно-ролевой игре.

Вторым этапом работы была апробация программы формирования сюжетно-ролевой игры детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с использованием образной игрушки.

Цель заключительного этапа - выявить изменения в уровне сформированности игровых действий в сюжетно-ролевой игре после реализации программы формирования сюжетно-ролевой игры детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с использованием образной игрушки. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике в формировании сюжетно-ролевой игры умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста с использованием образной игрушки.

На основании проведенных исследований разработаны рекомендации для педагогов по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

  Трудно переоценить воспитательное значение сюжетно-ролевой игры, ее всестороннее влияние. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие дети, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе.

В сюжетно-ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития. Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами и людьми, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.

У детей-дошкольников с задержкой психического развития, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности - игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Дошкольный возраст - это период познания окружающей среды, которое у умственно отсталых детей без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положительных возможностей.

Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающая развивающее воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.

Без специального обучения игра у детей с задержкой психического развития не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка.

В данной работе было проведено психолого-педагогическое исследование и апробирование комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование игры у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с использованием образной игрушки  в сюжетно-ролевой игре.

Диагностирование на контрольном этапе показало более высокие результаты, по сравнению с результатами диагностики на констатирующем этапе.

Следовательно, комплекс сюжетно-ролевых игр является эффективным средством формирования игры у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста использованием образной игрушки.

      Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены,  гипотеза подтверждена.

                                       Список литературы

 

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин; под ред.А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 2016. - 430с.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2018.-230с.

3. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В. Менджерицкой. - М.: Просвещение, 2017. - 336 с.

4. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Под ред. Н.П. Долгобородова.- Санкт-Петербург, 2016.- 340с.

5. Козлова С.А.. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2016. - 416с.

6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии.-2007.-№6.- С. 35-38.

7. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 2017. – 488 с.

8. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.- М.: Просвещение, 2018.-360с.

9. Гаврилушкина О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О.П. Гаврилушкина // Дошкольное воспитание.- 2017.- № 2.-С. 67-69.

10. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 2009.-380с.

11. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2002. - 127с.

12. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для психолога / Под ред. В.В.Слободчикова.- вып.2.-Томск, 2006.

13. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева.- М.: Институт практической психологии (Серия Библиотека школьного психолога), 2008. - 176 с.

14. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская.- М.: Педагогика, 2002.-140с.

15. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада  / Е.В. Зворыгина. - М.: Просвещение, 2001. -  96с.

16. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология / Под ред. М.Р. Гинзбурга.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000 - 352 с.

17. Игра дошкольника / Под редакцией С. Л. Новосёловой. - Москва: Просвещение, 2007.-82с.

18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2004. - 230с.

19. Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке  / Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 3. – С.15-24.

20. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 4.

21. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2005.- т.1.- 450с.

22. Мухина В.С. Возрастная психология - М.: Академия, 2000. – 456 с.

23. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М.: Педагогика, 2007.-180с.

24. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатком слуха и интеллекта  / Н.Д. Соколова.- М.: Просвещение, 2017.- 325с.

25. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2017. - 104 с.

26. Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Институт коррекционной педагогики.- М.,2017.-260с.

27. Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях. – Санкт-Петербург, 2018.-186с.

28. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 2018.-320с.

29. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко.- Санкт-Петербург, 2016. – 423с.

30. Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Сост. А. С. Баразкова, Е.Н. Тверитина. - М.: Просвещение, 2018.-130с.

31. Рубинштейн С. Я. Психолоия умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн.- М.: Просвещение,2019.-198с.

32. Соколова Н.Д. Особенности игровых действий / Н.Д. Соколова// Дефектология.-2018.- №2.- С.13-16.

33.   Символика и ее функции в игре детей / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание.- 2016.- №3.-28-32.

34. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования  / В.А. Худик.- К.: Освита, 2015.-148с.

36. Эльконин Д.Б. Психология игры  / Д.Б. Эльконин. – М. Эльконин Д.Б.

37. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада  / Сост. З.Я.Рез и др. – М.: Просвещение, 2017. – 346с.

38. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)  / Д.Б. Эльконин.- М.: Учпедгиз, 2017.- 540 с.

39. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2018. - 144 с.

40. Корсунская Б.Д. Методические указания к книге «Читаю сам» / Б.Д. Корсунская. - Вып. I-III. - M.: 2016. - 192 с.

41. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику / Э. Крепелин. – М.: Лаборатория знаний, 2019. - 496 с.

42. Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении / Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина // Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2016. - 412 с.

43. Замский Х.С. История олигофренопедагогики / Х.С. Замский. - М.: Просвещение, 2016. - 398 с.

44. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: Просвещение, 2018. - 212 с.

45. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения/ А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2017. - 369 с.

46. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург, 2019. - 410 с.

47. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2017. - 321 с.

48. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: ИТРК, 2018. - 720 с.

49. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2016. - 272 с.

50. Олигофренопедагогика: учебник для вузов. - М.: Дрофа, 2009. - 349 с. развивающее обучение» 12 - 14 мая 1997. - Махачкала: ДГПУ, 2002. - 87с.

51. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка / Л.В. Занков. - М., 2009. - 268 с.

52. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи детей / Н.В. Заводнова - Ростов-на-Дону: Феникс,2014.

53. Запорожец А.В. Психология действия / А.В. Запорожец - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 736 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: