Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР( задержкой психического развития) дошкольного возраста

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции.
Причем большинство из них занимается в обычных общеобразовательных, а не коррекционных школах, несмотря на то, что не способно овладеть знаниями, предусмотренными традиционными программами. В результате возникает масса проблем у учителей (как обучать) и родителей (как развивать). На самом деле ЗПР(задержка психического развития) у детей — вовсе не приговор, который ставит на жизни крест. Грамотные и регулярные занятия — гарантия успешной психокоррекционной работы [8,16].

Причины возникновения ЗПР(Задержка психического развития). Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют: патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д.     Приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. Тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.

ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение. Социальные факторы-задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Все генетические формы задержки психического развития относятся к числу врожденных [8, 20].

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

У этих детей поражение мозговых систем возникает на ранних этапах развития: или во внутриутробном (пренатальном), или в постнатальном периоде, т.е. при рождении или в первые три года жизни ребенка, т.е. до полного становления речи.

ЗПР- относится к категории слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет таких тяжелых патологий развития, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, двигательной системы, слуха или зрения. Главные трудности, которые такие дети испытывают, связаны прежде всего с обучением и социальной адаптацией.

ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Среди различных форм психических нарушений ЗПР является одной из наиболее распространенных. [7, 75].

 Встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение кратковременной и долговременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.

Остановимся несколько подробнее на клинической характеристике  детей с задержкой психического развития. Все они существенно различаются по степени выраженности дефекта [13, 245].

Существуют многие отечественные и зарубежные их классификации, обычно основывающиеся на клинико-патогенетическом принципе.

Типы ЗПР: Гармонический инфантилизм - ЗПР конституционного происхождения (т.е. врожденная, наследственная),так как часто бывает и у других членов семьи, но не достигает патологического уровня. В некоторых случаях задержка распространяется не только на психику, но и на физическое развитие: ребенок отстает в росте и весе, имеет инфантильное телосложение.     Поэтому гармонический инфантилизм еще называют психофизическим. При таком типе задержки психического развития эмоции, воля и мотивация находятся как бы на предыдущей ступени развития, соответствуют более раннему возрасту. Для детей этого типа ЗПР характерны повышенный фон настроения, непосредственность эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Дети отличаются живостью моторики и эмоций. Круг интересов ограничен игровой деятельностью. Игра развита, сюжетно-ролевая. В игре ребенок проявляет выдержку и творчество. Познавательная деятельность малопривлекательна, быстро наступает пресыщенность. Нарушения психических процессов нет. Задержка касается больше эмоционально-волевой сферы личности и приводит к недостаточной произвольной регуляции деятельности, мышления, памяти, внимания. При оказании помощи и постоянном стимулировании дети способны показать во время обследования хорошие результаты. В дальнейшем возможно выравнивание до нормы и перевод детей из школы ЗПР в массовую.

Органический инфантилизм возникает вследствие перенесенных в раннем детстве органических поражений головного мозга - травм, инфекций (органическое происхождение задержек психического развития). При органическом инфантилизме, так же как и при гармоническом инфантилизме, наблюдаются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы: неспособность к произвольному сосредоточению во время интеллектуальной деятельности, преобладание игровой мотивации. Однако, если при гармоническом инфантилизме развитие психических процессов находится в пределах нормы, то при органическом инфантилизме психические процессы либо инертны, либо импульсивны из-за органического поражения мозга. Интеллектуальная деятельность в основном не нарушена и находится в нижних пределах нормы. Стремление детей к игре чаще используется как способ ухода от затруднений в занятиях. Сама же игра (в отличие от гармонического инфантилизма) характеризуется бедностью воображения, монотонностью и однообразием. При обследовании наблюдается высокая ориентация на реакцию взрослого, стремление заслужить похвалу. При этом ребенок мало заинтересован содержанием задания, не может сам оценить успешность своей деятельности.             В зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма: неустойчивый и тормозимый.

Неустойчивый тип органической задержки психического развития характеризуется психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью. Дети этого типа неспособны на волевое усилие и самоорганизацию во время деятельности. Учителя характеризуют их как расторможенных и недисциплинированных. Самооценка высокая. Отношение к учебе негативное.

Тормозимый тип органической ЗПР(задержки психического развития) характеризуется преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, боязливостью. У детей легко возникает школьная тревожность, они тяжело переживают свои неудачи в обучении. Инертность психических процессов приводит к неспособности ребенка выполнить задание одновременно со всеми.У детей с органическим инфантилизмом возможно значительное улучшение поведения и успеваемость при регулярном лечении и оздоровлении. Кроме консультаций с психиатром рекомендуется, коррекции памяти, произвольности, абстрактного мышления, которые проводятся в игровой форме.

Церебрально-органическая ЗПР возникает вследствие церебрально-органической недостаточности ЦНС, полученной в результате патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), а также в результате недоношенности, асфиксии, родовых травм плода и различных заболеваний в первые годы жизни ребенка (церебрально-органическое происхождение ЗПР).

Церебрально-органическая ЗПР встречается чаще других типов задержки, обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений и представляет наибольшую сложность при отличии ее от умственной отсталости. Она больше распространяется на познавательную деятельность, а не эмоционально-волевую. Психические процессы медлительны с пониженной переключаемостью, иногда может быть нарушение восприятия. При обследовании наблюдается двигательная расторможенность, недостаточное понимание инструкций. Работоспособность снижена. Внимание недостаточное, память слабая, особенно речевая. Сенсомоторика замедленна, нарушена точная координация движений. Наблюдаются задержка речевого развития, бедность словаря, дефекты произношения, недостатки звуко-буквенного анализа и синтеза. Встречаются нарушения зрительного и слухового восприятия, проблемы в пространственной ориентации. Возможны проявления грубости, импульсивности, безволия.Во время обследования наблюдается истощение нервной системы. Нарушена концентрация и распределение внимания. Память и интеллект не нарушены. Выражена эмоциональная лабильность: при неудачах дети плачут.

 Самооценка занижена. Преобладают игровые интересы. Некоторые игры могут быть стереотипными, служить защитой от страха. Легко формируется школьная тревожность. Психогенный инфантилизм (иногда называют педагогическая и микросоциальная запущенность) связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие и длительно действующие, могут привести к стойким сдвигам его эмоционального развития (психогенное происхождение ЗПР). Чаще это случается с детьми, которые воспитываются в семьях умственно отсталых или психически больных родителей, в условиях беспризорности или гиперопеки, у родителей-наркоманов и алкоголиков.

Развитие ЗПР психогенного происхождения происходит по типу психической неустойчивости или по невротическому типу. Тип психической неустойчивости формируется в условиях гипоопеки - безнадзорности, при которых у ребенка не воспитывается чувство долга, ответственности, не стимулируется познавательная деятельность, интеллектуальные интересы. У таких детей с недостаточным уровнем знаний сочетаются аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Психическая неустойчивость формируется также и в условиях гиперопеки - изнеживающего воспитания, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативы, ответственности. Детям характерны безволие, эгоизм, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Невротический тип формируется у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи. Дети становятся робкими, боязливыми, эмоционально незрелыми, несамостоятельными, пассивными.

В целом для детей с психогенным инфантилизмом характерна социальная незрелость личности, нарушение системы интересов, бедность словаря, дефицит знаний. При обследовании выявляются нормальная работоспособность, внимание, память. В школьных знаниях дети отстают: не знают букв, цифр, геометрических фигур. Показатели интеллекта в пределах нормы. Могут быть нарушения поведения. Ситуация неуспеха в школе ведет к формированию низкой самооценки, к фиксации на игре, неврозам[16, 180].

Одним из основных направлений коррекционной работы с дошкольниками с задержкой психического развития  является формирование у них положительного отношения к контактам со взрослыми и сверстниками. Надо дать ребенку почувствовать, что его любят, ему рады, он не одинок. Родители должны быть ласковы со своим ребенком, доброжелательны, терпеливы и, вместе с тем, требовательны и строги, когда это необходимо. [10, 74].

Занимаясь с ребенком с ЗПР (задержкой психического развития), родителям следует воспитывать у него интерес к окружающему и происходящему, учить не отвлекаться от занятий, работать целенаправленно. Не менее значимым аспектом в воспитании ребенка является стимуляция его сенсорного развития, которое служит основой для формирования речи, развития инициативы, целенаправленной деятельности, эмоциональных реакций. Для этого родителям целесообразно проводить с ребенком игры, направленные на знакомство с формой, величиной, цветом предметов, обучение его простым действиям с ними. Зная о том, что ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, необходимо вызвать у ребенка интерес к ней или просто к игровым действиям. Необходимо также учить дошкольника наблюдать за деятельностью окружающих их взрослых: как мама моет посуду, убирает квартиру. Нужно привлекать его к выполнению несложных поручений, к тому, чтобы он помогал в той или другой работе. Все это будет способствовать развитию ребенка, формированию у него положительных черт характера. [13, 96].

Дети  с ЗПР (задержкой психического развития)не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность. Общение с нормально развивающимися детьми - это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии [41, 127].

При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Его эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Наряду с этим он существенно отличается от нормально развивающихся сверстников с раннего детства.

Если дефект выражен не резко, то такие дети, как правило, могут посещать обычный детский сад и удерживаться в нем. Они не вызывают больших нареканий со стороны воспитателя. Конечно, их приходится одевать и раздевать, но они послушны, не обижают своих товарищей, охотно подчиняются им, выполняя в любой игре самые простые и непрестижные роли [25, 126].

Продолжая свое воспитание и обучение в детском доме, такие дети отстают от своих сверстников в личностном развитии и в становлении познавательной деятельности. Однако, к старшим годам обучения некоторые из них по возможностям социализации и другим критериям обгоняют своих одноклассников.

Решая проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед школой общего назначения и специальными детскими учреждениями и, соответственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы, которые выработаны в нашей стране. Учитывается и то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка - снижением слуха или зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и др. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции. Тем не менее, следует сказать, что нахождение ребенка с отклонениями в развитии в специальной группе детского сада или просто в обычном детском саду имеет для него положительное значение. Оно обусловлено его пребыванием в коллективе сверстников, широкими возможностями общения с ними, что важно для социальной адаптации и подготовки к дальнейшей жизни и обучению. Ведь обычно таким образом детей готовят к поступлению в специальную школу или школу общего назначения.

Таким образом, мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР(задержкой психического развития).

    

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: