Утренняя гимнастика как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Утренняя гимнастика является ценным средством физического развития детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Утренняя гимнастика – это обязательная часть двигательного режима. Физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. У систематически занимающихся утренней гимнастики пропадает сонливость, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность [13, с.69].

Значение утренней гимнастики прежде всего определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.

Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике у детей среднего дошкольного возраста усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.

Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению. Так, например, использование упражнений, сближающих лопатки, укрепляет мышцы спины, живота, вырабатывает у детей среднего дошкольного возраста правильную осанку, содействует выпрямлению позвоночника. Введение упражнений для укрепления свода стопы предупреждает плоскостопие. Значителен и закаливающий эффект как на самой утренней гимнастике, так и в сочетании с закаливающими процедурами [19, с.23].

Утренняя гимнастика для детей среднего дошкольного возраста создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а мало подвижные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дети среднего дошкольного возраста более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

Эффективность двигательной активности детей среднего дошкольного возраста зависит от условий, в которых они проводятся.

Спортивная площадка и физкультурный зал должны быть оборудованы в соответствии с рекомендациями по физическому образованию групп и участков дошкольной образовательной организации.

Индивидуальные пособия по своим размерам и весу должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Дети занимаются в спортивной форме – удобной, легкой и чистой (не из синтетики). На ногах – тапочки на резиновой подошве. При наличии условий (теплый пол) можно заниматься босиком. При занятиях на воздухе одежда детей должна соответствовать требованиям, изложенным в методических рекомендациях по закаливанию детей в дошкольных организациях. Воспитатель должен быть в спортивном костюме и соответствующей обуви. Освещенность зала – не менее 200 лк. на уровне 0,5 м. от пола. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет.

Медицинская сестра дошкольной организации должна осуществлять постоянный контроль за гигиеническим состоянием мест проведения физических упражнений, инвентаря, обеспечением безопасности детей [14, с.31].

Утренняя гимнастика у детей среднего дошкольного возраста проводится на воздухе в теплое время года, а при соответствующих условиях – в течение всего года. В этом случае общеразвивающие упражнения могут выполняться в движении [28, с.73].

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – это специально подобранные упражнения для развития и укрепления крупных групп мышц и оздоровления организма ребенка. Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения, лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц.

Утренняя гимнастика может проводиться с музыкальным сопровождением. Музыка одновременно регулирует темп и ритм движений, тем самым способствуя более четкому и правильному выполнения упражнения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение.

Утренняя гимнастика проводится до завтрака. После ее проведения необходимо предусмотреть некоторое время для перехода детского организма с двигательной деятельности на режим пищеварения. Полезно после гимнастики провести водные процедуры, что будет служить закаливанию организма ребенка [19, с.71].

В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей среднего дошкольного возраста от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Следовательно,воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку [21, с.84].

Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей среднего дошкольного возраста, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры [12, с.53].

Утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами. Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т.д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, увеличение психологической нагрузки, вызовет у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи сосредоточенность. Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы [21, с.167].

После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений [26, с.135].

Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям входящих в комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурных занятий. Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро [11, с.91].

После того как проведена разминка всех мышечных групп и повысилась физиологическая нагрузка, наступает пик физиологической кривой, который приходится на прыжки.

Прыжки и скоростной бег могут быть заменены бегом на выносливость. К концу года дозировка этого бега может составлять: в средней группе – 160 м. (1,5 мин). Следует, учитывать, что целесообразно двигаться, используя всю территорию детского сада. Интерес к такому бегу значительно выше, и дети получают большое удовольствие от смены маршрута перемещения. При этом направляющим назначается ребенок, имеющий опыт бега в умеренном темпе, и остальные не имеют права обгонять впереди бегущего, а сам воспитатель бежит в конце колонны, чтобы держать в поле зрения всех детей. Примерно за 20-30 метров до ворот детского сада на обратном пути можно позволить желающим пробежаться в быстром темпе. После прыжков предлагается ходьба, которая снижает нагрузку. Для снижения физиологической нагрузки предлагается ходьба или танцевальные движения. В конце утренней гимнастики можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном-двух вдохах или игровые упражнения («Шина спустилась», «Мяч лопнул» и т.д.) [17, с.90].

Так же для совершенствования физических качества и функциональных возможностях организма, используют следующие нетрадиционные варианты утренней гимнастики.

Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого-либо сюжета, например: «Машина», «В лесу», «В зоопарке» и т. д. В такие комплексы подбирают сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части носят имитационный характер и передают действия героя в соответствии с сюжетом. Этот вид утренней гимнастики в средней группе используют для проведения при тематическом планировании, к календарным датам [31, с.98].

Утренняя гимнастика может быть с использованием различных предметов и простейших тренажеров.Такой вариант гимнастики проводят как обычную традиционную утреннюю зарядку, только дети выполняют упражнения с гимнастическими палками, обручами, флажками, султанчиками, мячами, а также нетрадиционным оборудованием, изготовленным своими руками. В комплекс включают уже знакомые детям упражнения или не сложные, не требующие продолжительного разучивания, а затем вносят изменения, усложняют их. Использование нетрадиционного оборудования, простейших тренажеров позволяет постепенно увеличивать нагрузки, усложнять двигательные задания, вносит разнообразие [27, с.54].

Игровая утренняя гимнастика состоит из хорошо знакомых подвижных игр разной интенсивности. Утренняя гимнастика в форме подвижных игр повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Для вводной части подбирают подвижные игры средней и малой подвижности. В основной части – игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных видов основных движений. В заключительной части включают игру малой подвижности на восстановление дыхания и приведении всех функциональных систем организма в норму [39, с. 45].

Утренняя гимнастика в форме фитбола–аэробики. Упражнения с надувными мячами являются элементом аэробики. Большие яркие мячи вызывают огромное желание заниматься, проявить усердие в выполнении упражнений. Упражнения на фитболах, помимо того, что эмоционально украшают занятия, позволяют использовать мяч в качестве «лошадки», способствуют формированию очень важного для ребенка двигательного навыка — прыжка из различных исходных положений. Фитбол-гимнастика уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом и оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки. В комплексы я также включаю знакомые упражнения [17, с. 73].

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и в медленном, а значит, безопасном ритме. Именно в среднем дошкольном возрасте у детей формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность. В ходе проведения решаются задачи развития физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; развитие психических качеств: внимание, воображение; умственные способности; укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма, создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощения и творчества в движении. Разогрев мышц, подготовка организма к работе проходит в первой вводной части занятия, выполняются упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Комплекс упражнений в основной части должен быть подобран на укрепление и растяжку всех групп мышц. Например, упражнение «Солнышко» помогает растянуть боковые мышцы туловища, сохраняет гибкость позвоночника, подвижность тазобедренных суставов [28, с.23].

В среднем дошкольном возрасте утреннюю гимнастику можно обогатить: пальчиковыми играми, точечным самомассажем, что является и средством профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция [12, с. 3].

Точечный самомассаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Ребенок здесь не просто "работает" – он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу [23, с.135].

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики. Наряду с такими технологиями, как Су-джок терапия, пескотерапия, пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики [21, с.65].

Таким образом, утренняя гимнастика может использоваться как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при ежедневном её выполнении с учетом закономерностей функционирования организма и индивидуальных особенностей детей, профилактики и коррекции речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: