Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня физического развития детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

На основе теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме были определены цель и задачи опытно-практической работы.

Цель опытно-практической работы: выявить возможности использования утренней гимнастики как средства физического развития детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи опытно-практической работы:

1. Провести первичную диагностику уровня физического развития детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Апробировать комплексы утренней гимнастики, направленные на физическое развитие детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Разработать методические рекомендации для воспитателей по физическому развитию детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Опытно-практическая работа проводилась в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № «93» городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан в средней группе. Образовательная организация укомплектована высокопрофессиональными кадрами. Содержание и дидактические приемы строятся дифференцированно, сообразуясь с возрастом детей, особенностями восприятия учебного материала, с личностью воспитанников. Данная образовательная организация в процессе воспитания, обучения и развития детей реализует образовательную программу, разработанную на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией. Вераксы Н.Е, Васильевой М.А, Комаровой Т.С.

В детском саду созданы все условия для физического развития и оздоровления детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В группе имеется спортивный центр, который включает в себя: атрибуты и спортивное оборудование для проведения утренней гимнастики (маски, ленты, флажки и т.д.); для проведения спортивных упражнений (скакалки, веревки, клюшки, мячи, гимнастические палки, обручи и т.д.); для физкультурно-оздоровительных мероприятий (массажные дорожки и коврики, мешочки с песком, массажеры, мячики-ёжики). 

Опытно-практическая работа проводилась с 20-ю детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. К исследованию взяты данные 10 детей этой группы.

В практической работе использовались такие методы исследования, как изучение документации: медицинские карты детей, протоколы обследования состояния здоровья и диагностики физического развития детей, наблюдение, беседы с воспитателем, медицинской сестрой, а также собственные наблюдения.

Комплексное изучение данных показателей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка.

Помимо состояния здоровья, росто-весовых показателей и некоторых функциональных данных для наиболее полной характеристики физического состояния дошкольников важно определение их физической подготовленности. Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического развития в результате внедрения программ, здоровье сберегающих технологий и инноваций.

Диагностика уровня физического развития детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  показывает, что показатели соответствуют возрастным нормам, результат представлен в таблице №1.

Таблица №1.

Уровень физического здоровья детей с учетом групп здоровья по Мащенко М. В.

№ п/п Имя ребенка Возраст Вес (кг) Рост (см) Группа здоровья Оценка физическ. здоровья Медиц. группа
1. Кирилл. А. 4 года 17 113,5 2 Ср. Осл.
2. Эдик. Г 4,5 года 20,7 108 1 Ср. Осн.
3. Радик. Г 4 года 19,5 110,5 1 Хор. Осн.
4. Аня. Г. 5 лет 16,8 99 2 Ср. Осл.
5. Динара. С 4 года 19 118 1 Хор. Осн.
6. Рафаэль.Г 5 лет 16,7 110,5 3 Низк. Осл.
7. Дамир.Х 5 лет 18,8 106 2 Ср. Осл.
8. Кристина. К 4,5 года 16,9 101 1 Ср Осн.
9. Алан. Н 4 года 18,2 119 2 Ср. Осл.
10, Женя. В 5 лет 17,9 112,8 1 Хор. Осн.

 

На основании анализа медицинских карт детей и беседы с медсестрой выявлено, что состояние здоровья и уровень физического развития детей, принимающих участие в опытно-практической работе, в основном соответствует возрастным нормам (см. табл. №1).

Первая группа здоровья объединяет девять здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, редко болеющих за период наблюдения.

Со второй группой здоровья – четыре ребенка. Вторую группу здоровья составляют здоровые дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие острыми простудными и респираторными заболеваниями (более 4 раз в год), дети с ослабленным иммунитетом.

И один ребенок (Рафаэль Г.) – имеет третью группу здоровья – наличие патологии (заикание) в состоянии компенсации с редкими, не тяжелыми по характеру течения обострениями хронические заболевания – бронхит, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (3 раза в год).

Средние показатели соотношения веса и роста здоровых 4 летних детей (по В. А. Муравьеву): мальчики – вес 17,4-22,1; рост 105-116; девочки – вес 16,5-20,4, рост 104-114.

Средние показатели соотношения веса и роста здоровых 5 летних детей (по В. А. Муравьеву): мальчики – вес 19,7-24,1, рост 111-121; девочки – вес 19,0-23,5, рост - 111-120.

На основании таблицы: у пяти детей (Рафаэль Г., Аня Г., Алан Н., Кирилл А., Дамир Х.) – немного снижен вес и рост, они относятся к ослабленной медицинской группе. Остальные девять детей входят в основную группу.

С целью определения физической подготовленности детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отобрано психофизическое качество – гибкость. Для проведения обследования гибкости использовалась диагностика, разработанная Василенко И.С.

Гибкость характеризует эластичность мышц и связок, оценивается при помощи упражнения: наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. При выполнении тестирования обращали внимание на качественные выполнения движений детьми: руки прямые, ноги не сгибать, сохранять равновесие.

Оценивали выполнение движений по балам: руки прямые, ноги не сгибает, руки опускаются ниже скамейки на 5см (3) балла. Руки прямые, ноги не сгибает, руки опускаются ниже скамейки на 2см или не дотягивается до скамейки (2) балла. Сгибает ноги, не дотягивается до скамейки (1) балл.

При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны. Результаты диагностики гибкости детей представлены в таблице №2.

Таблица №2.

Результаты гибкости детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

(наклон ниже уровня скамейки, см.)

№ п/п Фамилия, имя ребёнка Возраст Общий балл Уровень сформированности
1. Кирилл. А. 4лет 2 балла средний
2. Эдик. Г 4,5лет 2 балла средний
3. Радик. Г 4 лет 3 балла высокий
4. Аня. Г. 5 лет 1 балл низкий
5. Динара. С 4 лет 3 балла высокий
6. Рафаэль. Г 5 лет 1 балл низкий
7. Дамир. Х 5 лет 1 балл низкий
8. Кристина. К 4,5лет 2 балла средний
9. Алан. Н 4 лет 2 балла средний
10. Женя. В 5 лет 3 балла высокий

 

Исходя из результатов, представленных в таблице №2, можно сделать вывод, что трое детей набрали высокий балл (3 балла), к ним относятся дети, у которых не возникло никаких трудностей в выполнении упражнений (Радик. Г., Динара. С., Женя. В.).

Четверо детей набрали средний балл (Кирилл. А., Эдик. Г., Кристина. К., Алан. Н.).

Во время выполнения упражнения Эдик. Г опускал руки ниже на (2см.). Во время выполнения упражнения, Кристина. К не дотягивается до скамейки, Алан. Н с трудом дотянулся до скамейки, Кирилл. А дотянулся до скамейки меньше чем на)2 см.).

Низкий уровень выявлен у троих детей, которые не справились с заданием, нарушали технику выполнения диагностики, оказывались выполнять или выполняли с допущением грубых ошибок (Аня. Г., Рафаэль. Г., Дамир. Х.).

Оценка уровня равновесия по Булавкиной. Т.А. При выполнении тестирования обращали внимание на качественные выполнения движений детьми: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги; стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища, сохранить данную позицию необходимо в течение 15 с. с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.

Были разработаны следующие критерии оценки равновесия:

высокий пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги; стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища, сохранить данную позицию необходимо в течение 15 с. с закрытыми глазами.
средний пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги; смещение ног с первоначальной позиции руки вдоль туловища, стоять в данной позиции меньше 15 с.
низкий Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование.

 

Из разработанных критериев оценки ответов можно сделать вывод об уровне равновесия у детей среднего дошкольного возраста:

3 баллов – высокий;

2 балла – средний;

1 бал – низкий.

При первичном обследовании детей средней группы были получены следующие результаты. Данные представлены в таблице №3.

Таблица №3.

Результаты уровня равновесия детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

№ п/п Фамилия, имя ребёнка Возраст Общий балл Уровень сформированности
1. Кирилл. А. 4лет 3 балл высокий
2. Эдик. Г. 4,5лет 1 балла низкий
3. .Радик. Г. 4 лет 2 балла средний
4. Аня. Г. 5 лет 3 балла высокий
5. Динара. С. 4 лет 3 балла высокий
6. Рафаэль. Г. 5 лет 2 балла средний
7. Дамир. Х. 5 лет 2 балла средний
8. Кристина. К. 4,5лет 1 балл низкий
9. Алан. Н 4 лет 2 балла средний
10. Женя. В. 5 лет 2 балла средний

 

Исходя из результатов, представленных в таблице №3, можно сделать вывод, что трое детей набрали высокий балл (3 балла), к ним относятся дети, у которых не возникло никаких трудностей в выполнении упражнений (Кирилл. А., Аня. Г., Динара. С.).

Пять детей набрали средний балл (Радик. Г., Рафаэль. Г., Дамир. Х., Алан. Н., Женя. В.)

Во время выполнения упражнения Радик. Г. смещал ноги с первоначальной позиции. Во время выполнения упражнения, у Рафаэля. Г. были согнуты руки, Дамир. Х. смещал ноги с первоначальной позиции, Алан. Н. сгибал руки, Динара. С. сходил с места.

Низкий уровень выявлен у двоих детей, которые не справились с заданием, нарушали технику выполнения диагностики, оказывались выполнять или выполняли с допущением грубых ошибок (Эдик. Г., Кристина. К.)

Таким образом, на основании данных таблицы № 3 можно сделать вывод о том, что при первичной диагностике уровня равновесия у детей среднего дошкольного возраста выявлены следующие результаты: низкий уровень – у двоих детей (20% от числа испытуемых) – Эдик. Г., Кристина. К.

средний уровень равновесия выявлен у пяти детей (50% от числа испытуемых) – Радик. Г., Рафаэль. Г., Дамир. Х., Алан. Н., Женя. В.

высокий уровень равновесия у троих детей (30% от числа испытуемых) – Кирилл. А., Анна. Г., Динара. С.

На основе сравнения полученных данных была построена гистограмма № 1, показывающая уровень равновесия у детей среднего дошкольного возраста при первичном диагностическом обследовании.

 

Гистограмма №1.

Оценка уровня равновесия у детей среднего дошкольного возраста при первичном диагностическом обследовании.

 

Таким образом, по результатам первичной диагностики уровня равновесия детей среднего дошкольного возраста из 10 детей трое набрали высокий балл (Кирилл. А., Анна. Г., Динара. С.). Уровень равновесия пятерых детей набрали средний балл (Радик. Г., Рафаэль. Г., Дамир. Х., Алан. Н., Женя. В.). Низкий уровень выявлен у двоих детей, которые не справились с заданием, нарушали технику выполнения диагностики, оказывались выполнять или выполняли с допущением грубых ошибок (Эдик. Г., Кристина. К.).

Поэтому с учетом результатов диагностики и в соответствии с гипотезой исследования на формирующем этапе была разработана и апробирована на практике серия комплексов утренней гимнастики с целью физического развития детей среднего дошкольного возраста.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: