• русская литературоведческая школа.
• 1914-1925 гг.
• Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.
Расцвет русской драматургии:
• М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»;
• Н. Эрдман — «Мандат», «Самоубийца»;
• Е. Замятин — «Блоха»;
• В. Маяковский — «Клоп».
Время поиска и эксперимента в литературе:
Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны:
• М. Булгаков «Белая гвардия»
• Фурманов «Чапаев»
• Б. Пильняк «Голый год»
• А. Серафимович «Железный поток»
• М. Шолохов «Донские рассказы»
• А. Малышкин «Падение Дайра»
• И. Бабель«Конармия»
• А. Веселый «Россия, кровью умытая».
Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:
• М. Зощенко Рассказы
• А. Платонов «Город Градов»
• М. Булгаков «Собачье сердце»
• Е. Замятин «Мы»
• И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
• А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
1929 год:
Все изменилось.
Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка.
С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил.
В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.
Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.
Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.
Публицистика.
Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.
Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.
Всех писателей объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. И В.Короленко, и И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа.
Для Горького революция – «судорога», за которую должно следовать медленное движение к цели, поставленное актом революции. И.Бунин и В.Короленко считают революцию преступлением против народа, жестоким экспериментом, который не может нести духовного возрождения.
Народ. М.Горький рассмотрел в нем дикую, неподготовленную массу, которой нельзя доверять власть. Для Бунина народ разделился на тех, кого называют «разбой Никами», и тех, кто несет вековые русские традиции. В.Короленко утверждает, что народ – это организм без костяка, мягкотелый и неустойчивый, явно заблуждающийся и дающий себя увлечь на путь лжи и бесчестия.
Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.
Домашнее задание:
Краткий конспект лекции.
Выписать основные направления литературы 20-годов.
Прочитать рассказы М. Зощенко.