ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка

• русская литературоведческая школа.

• 1914-1925 гг.

• Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.

Расцвет русской драматургии:

• М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»;

• Н. Эрдман — «Мандат», «Самоубийца»;

• Е. Замятин — «Блоха»;

• В. Маяковский — «Клоп».

Время поиска и эксперимента в литературе:

Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны:

• М. Булгаков «Белая гвардия»

• Фурманов «Чапаев»

• Б. Пильняк «Голый год»

• А. Серафимович «Железный поток»

• М. Шолохов «Донские рассказы»

• А. Малышкин «Падение Дайра»

• И. Бабель«Конармия»

• А. Веселый «Россия, кровью умытая».

Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:

• М. Зощенко Рассказы

• А. Платонов «Город Градов»

• М. Булгаков «Собачье сердце»

• Е. Замятин «Мы»

• И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

• А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»

1929 год:

Все изменилось.

Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка.

С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил.

В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.

Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.

Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.

Публицистика.

Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.

Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.

Всех писателей объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. И В.Короленко, и И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа.

Для Горького революция – «судорога», за которую должно следовать медленное движение к цели, поставленное актом революции. И.Бунин и В.Короленко считают революцию преступлением против народа, жестоким экспериментом, который не может нести духовного возрождения.

Народ. М.Горький рассмотрел в нем дикую, неподготовленную массу, которой нельзя доверять власть. Для Бунина народ разделился на тех, кого называют «разбой Никами», и тех, кто несет вековые русские традиции. В.Короленко утверждает, что народ – это организм без костяка, мягкотелый и неустойчивый, явно заблуждающийся и дающий себя увлечь на путь лжи и бесчестия.

Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.

Домашнее задание:

  Краткий конспект лекции.

 Выписать основные направления литературы 20-годов.

 Прочитать рассказы М. Зощенко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: