Подготовительная группа

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Игры, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их.

Младшая группа

«Найди такую же»

Цель игры: формировать у детей выделять основные характерные признаки предметов и

Задачи:

- Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия;

- Воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровое правило: тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя.

Игровые действия: поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

Ход игры:

Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы

— Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем.Будьте внимательны! Раз-два- три! Одинаковых найди!— заканчивает воспитатель. Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки,, а затем подходят к воспитателю и чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках).

Затем дает сигнал: — Раз, два, три! Одинаковых найди!

«Какое что бывает?»

Цель игры:

- Учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу,

- Сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры:

Расскажите, что бывает:

Зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, елка.

Широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Средняя группа

«Чьи детки?»

Цель игры: закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; Упражнять в правильном звукопроизношении.

Задача: вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого

Игровые правила: ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша.

Игровые действия: звукоподражание. Найти детеныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом со взрослым животным.

Ход игры:

Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок (могут быть и другие животные). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детенышей. Дети упражняются в звукоподражании. - Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котенок? Будем сейчас играть. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) – это полянка. Здесь будут ходить животные. Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить после того, как услышите голос животного. Воспитатель ставит картинку на фланелеграф, игра начинается. Дети произносят характерные для каждого животного звуки. После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.

 

«Что где растёт?»

Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.

Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д.

Старшая группа

«Да или нет».

Цель: Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

 

«Что лишнее?»

Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры.

Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

Подготовительная группа

«Рассели по домикам»

Цель: продолжать формировать умения выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять; совершенствовать навык классификации по родам и числам.

Ход: в домиках «он», «она», «оно», «они» живут слова мужского, женского и среднего рода, единственного и множественного числа. Перед детьми ставится задача расселить их по домикам. Побеждают те дети, которые быстрее и правильнее расселят слова.

«Мороженное»

Цель: продолжать формировать умения выделять и описывать основные, характерные признаки предметов и явлений; развивать грамматический строй речи, словообразование, связную речь.

Ход: детям предлагаются карточки с изображением рожка мороженного, воспитатель прикладывает к ним изображение фрукта, а дети должны назвать какое это мороженное. Например, мороженное ананасовое, потому что в нем есть ананасы.



Игры, формирующие умения группировать, обобщать предметы по определенным признакам

Младшая группа

«Домино»

Цель игры: закрепить знания детей о разных фруктах и ягодах; правильно их называть и подбирать парные изображения: малина, слива, груша, смородина и другие знакомые детям ягоды и фрукты.

Задача: закрепить представления о фруктах, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

Игровое правило: класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.

Игровое действие: если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка.

Материал: карточки с фруктами

Ход игры:

Начинается игра с короткой беседы воспитателя о ягодах (фруктах). Педагог выясняет знания детей о том, что это ягоды или фрукты, где растут. Дети рассматривают картинки.

Затем воспитатель обращает внимание на то, что на карточке изображены две ягоды (или - Я сейчас раздам вам карточки (по 4 – 6 карточки на каждого ребёнка), и мы поиграем в игру «Домино». Вот я положила свою карточку. Какие ягоды (фрукты) здесь нарисованы?

Ответы детей: малина, слива (яблоко, груша) и т. Д. - Правильно. Малина и слива (яблоко и груша). У кого на картинке есть малина, тот положит рядом с моей. (Показывает, как надо положить). А у кого есть слива, куда он положит свою карточку? («С другой стороны.») Правильно. А теперь какие картинки лежат у нас по краям? («Груша и смородина».) У кого есть такие картинки? Положите их

Дети находят одинаковые картинки и кладут их на концы образовавшегося ряда. Так игра продолжается до тех пор, пока у ребят картинок не останется. Затем все картинки складывают в коробку, перемешивают и раздают снова. Игра продолжается.

Воспитатель: А теперь, дети, послушайте, какие правила еще надо выполнять в игре. Свои карточки класть по очереди: начнет Вова, потом будет класть Оля, а за ней – Илья. Запомнили? Если у вас не будет в руках нужной, парной картинки, тогда вы пропустите ход, скажете: «У меня нет такой картинки». И будете ждать, когда на конце ряда появится ваша парная картинка. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки. Будьте внимательны!

 

«Найди пару»

Цель игры: формирование у детей навыка обобщённости предметов по определённым признакам.

1 Уметь находить пару варежек по одинаковому узору из геометрических фигур.

2 Упражнять в назывании фигур, цвета, закреплять навыки счета.

Правила игры: вынимать варежку у справа сидящего ребенка, соблюдать очередность

Игровой материал: 20 карточек варежек с разным расположением геометрических фигур.

Ход игры:

На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и квадрат, на другой круг и треугольник, на третьей два треугольника и т.д.

У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку

Дети отсчитывают варежки по одинаковому количеству у каждого в зависимости от количества детей. Держат веером. Вытягивают по очереди друг у друга. Если совпадает откладывают себе в сторону, если на подходит оставляет себе.

Выигрывает тот, у кого наберется больше всего пар варежек. Игра идет до тех пор, пока у всех на руках не останется ни одной варежки.

 

Средняя группа

«Третий лишний» (растения)

Цель: Закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д.

«Назови три предмета».

Цель: Упражнять в классификации предметов.

Ход игры:

Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».

Старшая группа

«Чудесный мешочек»

Цель игры: научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.

Задача: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.

Игровой материал: муляжи овощей и фруктов, плетёная корзинка, картинка с

Изображением огорода, картинки овощей, гуашь, кисточки, баночка вырезанная из

Бумаги.

Игровое правило: класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предмет.

Игровые действия: угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».

Ход игры:

Воспитатель вносит в группу и показывает детям «чудесный мешочек», спрашивает их:

«чей это мешочек»?

Я – чудесный мешочек,

Вам, ребята, я дружочек.

Очень хочется узнать,

Что там спрятано опять?

Воспитатель:

- Ребята, как можно узнать, что в этом мешочке?

Дети: угадать, пощупать, заглянуть, достать.

В этом мешочке лежат разные овощи, но какие вы должны узнать сами, опустив руку в мешок и по форме отгадать один из них.

Дети должны на ощупь определить, что они нашли в мешочке, предварительно описав форму и размер попавшегося в руку плода.

Давайте теперь посчитаем, сколько овощей лежали в мешочке.

«Что сажают в огороде?»

Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Ход игры.

Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.

 

Подготовительная группа

«Чей домик»

Цель: развивать умения группировать, обобщать предметы по определенным признакам, находить пару, строить связное предложение.

Ход: детям предлагаются карточки с изображениями животных и их жилищ. Дети должны правильно подобрать парные картинки. Побеждает команда быстрее всех выполнившая задание.

 

«Умные машины»

Цель: Закреплять знания детей о том, что в работе людям помогают разные машины: учить группировать машины по одному признаку: по их назначению, упражнять в правильном названии машин, активизировать словарь детей словами: бульдозер, подъемный кран, «Скорая медицинская помощь», грузовой автомобиль, снегоуборочная машина и т. Д.

Ход игры:

Дети с помощью машин, которые помогают в строительстве, строят дорогу. После чего начинают играть с разными видами машинами по ней. Главное использовать все машины в строительстве дороги.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: