В раздел школьной программы «Спортивные игры» включены подвижные игры, элементы базовых спортивных игр. Гибкий вариативный характер программ по спортивным играм в выборе средств позволяет рационально использовать их содержание. Имеется возможность значительно повысить моторную плотность урока и его эффективность. Универсальный характер воздействия подвижных и спортивных игр позволяет воспитывать широкий диапазон физических качеств, их комплексное проявление в действиях скоростно-силового характера, динамическую силу, прыжковую выносливость.
Основной формой организации и проведения занятий по спортивным играм в школе является урок. Урок по спортивным играм является тем звеном, где формируются знания, умения и навыки проведения внеурочных форм занятий, инструкторские и судейские навыки, приобретаются и совершенствуются двигательные умения и навыки.
Объем времени и содержания программы по спортивным играм рассчитаны на овладение учащимся основными приемами изучаемой игры, умением применять их в игровых условиях. При обучении отдельному игровому приему следует выделять наиболее важны составляющие техники его выполнения, отдельных частей. Применяя имитационные упражнения и фронтальный метод организации при обучении навыкам, можно добиться высокой моторной плотности урока без снижения уровня двигательной подготовленности и физической нагрузки.
|
|
Каждый урок строится по определенному плану. Урок организует и проводит учитель, задачами которого является
- правильная постановка общих задач, и частных, выполняемых в течение одного урока.
- рациональный подбор средств и методов проведения занятий.
- последовательное продолжение предыдущего занятия.
- правильное определение содержания занятия в зависимости от состава учащихся по возрасту, полу, физическому развитию и физической подготовленности.
- воспитание у занимающихся сознательности и активности дисциплинированности и высокой работоспособности.
Перед каждым уроком по спортивным играм ставятся конкретные образовательные, двигательные и воспитательные задачи на основе четверного планирования и учебной программы (см. первый параграф).
Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительной части урока (10-12 минут) решаются следующие задачи:
- организация группы для занятий, построение, рапорт, проверка присутствующих, сообщение задач урока.
- подготовка школьников к решению основной задачи урока.
Упражнения для разминки подбираются в зависимости от содержания основной части урока. Средствами подготовительной части урока по спортивным играм являются: строевые упражнения, ходьба, разновидности ходьбы, бег и различные перемещения (прыжки, подскоки, ускорения и т.д.); общеразвивающие и специальные упражнения, способствующие подготовке организма школьника к предстоящей работе в основной части занятия. В эту часть урока рекомендуется включать упражнения для кистей рук, пальцев, плечевых, голеностопных и коленных суставов.
|
|
Основная часть урока (28-30 минут) имеет следующие задачи:
- повышение физической подготовленности.
- воспитание специальных двигательных качеств быстроты, силы, выносливости и др.
- изучение и совершенствование приемов техники и тактических взаимодействий в спортивных играх.
Средствами основной части урока являются специально-подготовительные упражнения имитационного характера, упражнения для овладения техническими приемами в защите и нападении, в упражнении в тактических взаимодействиях индивидуальные, групповые, командные, подвижные игры, эстафеты с мячом, другие виды спортивных игр.
Заключительная часть урока (3-5 минут) имеет задачи:
- организованное завершение занятия, постепенное снижение нагрузки приведение занимающихся в относительно спокойное состояние;
- подведение итогов занятий.
Средства заключительной части урока – ходьба, упражнения на внимание и расслабление, некоторые игровые не очень интенсивные упражнения, подвижные игры на внимание, координацию, ориентировку и др. малой подвижности. Урок заканчивается краткими замечаниями, выводами и указаниями о домашних заданиях.
Классификация уроков основана по принципу преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач и выделяет типа уроков:
1. Комбинированные уроки – в них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. Таких уроков большинство.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью.
3. Уроки с преимущественной воспитательной направленностью.
4. Уроки с преимущественной образовательной направленностью, подразделяются на 5 типов по признаку выделяемых дидактических задач:
1) вводные уроки – проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового материала;
2) изучения нового материала – ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение;
3) совершенствования – углубленное изучение и закрепление учебного материала;
4) смешанные – содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных типов уроков (наиболее распространены);
5) контрольные – направлены на выявление успеваемости и проверку усвоения знаний, умений и навыков.
В спортивных играх применяются комплексные и тематические занятия. Комплексные занятия направлены на решение нескольких задач физической, технической и тактической подготовки, а тематические – главным образом, на овладение одной из сторон подготовки: урок физической или тактической подготовки, игровой урок.
I.3. Организация и методические основы проведения урока по спортивным играм