I.2. Структура урока по спортивным играм

В раздел школьной программы «Спортивные игры» включены подвижные игры, элементы базовых спортивных игр. Гибкий вариативный характер программ по спортивным играм в выборе средств позволяет рационально использовать их содержание. Имеется возможность значительно повысить моторную плотность урока и его эффективность. Универсальный характер воздействия подвижных и спортивных игр позволяет воспитывать широкий диапазон физических качеств, их комплексное проявление в действиях скоростно-силового характера, динамическую силу, прыжковую выносливость.

Основной формой организации и проведения занятий по спортивным играм в школе является урок.  Урок по спортивным играм является тем звеном, где формируются знания, умения и навыки проведения внеурочных форм занятий, инструкторские и судейские навыки, приобретаются и совершенствуются двигательные умения и навыки.

Объем времени и содержания программы по спортивным играм рассчитаны на овладение учащимся основными приемами изучаемой игры, умением применять их в игровых условиях. При обучении отдельному игровому приему следует выделять наиболее важны составляющие техники его выполнения, отдельных частей. Применяя имитационные упражнения и фронтальный метод организации при обучении навыкам, можно добиться высокой моторной плотности урока без снижения уровня двигательной подготовленности и физической нагрузки.

Каждый урок строится по определенному плану. Урок организует и проводит учитель, задачами которого является

- правильная постановка общих задач, и частных, выполняемых в течение одного урока.

- рациональный подбор средств и методов проведения занятий.

- последовательное продолжение предыдущего занятия.

- правильное определение содержания занятия в зависимости от состава учащихся по возрасту, полу, физическому развитию и физической подготовленности.

- воспитание у занимающихся сознательности и активности дисциплинированности и высокой работоспособности.

Перед каждым уроком по спортивным играм ставятся конкретные образовательные, двигательные и воспитательные задачи на основе четверного планирования и учебной программы (см. первый параграф).

Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части урока (10-12 минут) решаются следующие задачи:

- организация группы для занятий, построение, рапорт, проверка присутствующих, сообщение задач урока.

- подготовка школьников к решению основной задачи урока.

Упражнения для разминки подбираются в зависимости от содержания основной части урока. Средствами подготовительной части урока по спортивным играм являются: строевые упражнения, ходьба, разновидности ходьбы, бег и различные перемещения (прыжки, подскоки, ускорения и т.д.); общеразвивающие и специальные упражнения, способствующие подготовке организма школьника к предстоящей работе в основной части занятия. В эту часть урока рекомендуется включать упражнения для кистей рук, пальцев, плечевых, голеностопных и коленных суставов.

Основная часть урока (28-30 минут) имеет следующие задачи:

- повышение физической подготовленности.

- воспитание специальных двигательных качеств быстроты, силы, выносливости и др.

- изучение и совершенствование приемов техники и тактических взаимодействий в спортивных играх.

Средствами основной части урока являются специально-подготовительные упражнения имитационного характера, упражнения для овладения техническими приемами в защите и нападении, в упражнении в тактических взаимодействиях индивидуальные, групповые, командные, подвижные игры, эстафеты с мячом, другие виды спортивных игр.

Заключительная часть урока (3-5 минут) имеет задачи:

- организованное завершение занятия, постепенное снижение нагрузки приведение занимающихся в относительно спокойное состояние;

- подведение итогов занятий.

Средства заключительной части урока – ходьба, упражнения на внимание и расслабление, некоторые игровые не очень интенсивные упражнения, подвижные игры на внимание, координацию, ориентировку и др. малой подвижности. Урок заканчивается краткими замечаниями, выводами и указаниями о домашних заданиях.

Классификация уроков основана по принципу преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач и выделяет типа уроков:

1. Комбинированные уроки – в них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. Таких уроков большинство.

2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью.

3. Уроки с преимущественной воспитательной направленностью.

4. Уроки с преимущественной образовательной направленностью, подразделяются на 5 типов по признаку выделяемых дидактических задач:

1) вводные уроки – проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового материала;

2) изучения нового материала – ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение;

3) совершенствования – углубленное изучение и закрепление учебного материала;

4) смешанные – содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных типов уроков (наиболее распространены);

5) контрольные – направлены на выявление успеваемости и проверку усвоения знаний, умений и навыков.

В спортивных играх применяются комплексные и тематические занятия. Комплексные занятия направлены на решение нескольких задач физической, технической и тактической подготовки, а тематические – главным образом, на овладение одной из сторон подготовки: урок физической или тактической подготовки, игровой урок.

I.3. Организация и методические основы проведения урока по спортивным играм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: