Период с 1918 по 1930-е годы XX столетия

Это был период активных государственных мер по освобождению женщин.

После Октябрьской революции Советская Россия была первым го­сударством в мире, провозгласившим в Конституции 1918 года юриди­ческое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни. В послереволюционный период со всех высоких трибун было заявлено об окончательном решении «женского вопроса». Предполага­лось, что в Советской России гендерные отношения будут характери­зоваться следующими особенностями:

— мужчины и женщины должны иметь равные социальные и поли­тические права;

— женщина будет активно трудиться в общественном производстве наравне с мужчинами;

— место буржуазной семьи займет свободный и равноправный союз мужчин и женщин, основанный на революционно-пролетарской целесо­образности;

— отомрут основные функции семьи — бытовая и воспитательная, потому что эти функции будут переданы государству;

— двойная мораль, характеризовавшая отношения мужчин и жен­щин, должна уступить место новым отношениям солидарности трудя­щихся индивидов разных полов.

В какой мере были реализованы эти планы лидеров революционных преобразований? Можно говорить о частичной реализации первых двух пунктов проекта. По сравнению с дореволюционным периодом социаль­ный статус подавляющего большинства женщин возрос. Значительное число женщин было вовлечено в производственную сферу деятельности. В 1926 году женщины составляли около 20% рабочего класса, но на жолю российских женщин приходилось 75% неграмотных [Введение в гендерные исследования. 2000].


174                        Психология гендерных отношений: теория и практика

Постепенно возрастал уровень культуры и образования женщин. К началу 30-х годов неграмотность среди женщин была в основном ликвидирована. В связи с активным развитием промышленного произ­водства и ростом потребности в квалифицированной рабочей силе с конца 20-х годов в стране стала формироваться система среднего и высшего профессионального образования. С целью вовлечения в эту систему женщин для них бронировалось 50% мест в школах ФЗУ, 25% мест на рабфаках высших технических учебных заведений. В результате к 1938 году женщины составляли 43% от общего числа студентов [Хасбулатова О.А., 2001]. Главным достижением политических реформ, предпринятых советской властью в отношении вовлечения женщин в политическую жизнь страны, можно, видимо, считать приобретение ими навыков чтения и прослушивания политической информации, что не столько способствовало формированию знаний о закономерностях по­литической жизни, сколько утверждало уверенность в невозможности личного воздействия на властные структуры.

Все эти годы политика руководящей партии и государства была направлена на то, чтобы «освобождать», «культурно и социально рас­крепощать» женщину, погрязшую в пережитках прошлого. «Раскрепо­щение» женщины оказывалось приближением женщины до мужского «эталонного» уровня, признававшимся идеальным. В то же время «муж­чина» как отдельный индивид тоже не мог развивать свойства активного и независимого субъекта политического и общественного процесса, он был нужен тоталитарному государству как малозначимая деталь тота­литарной машины. «Подобная политика сближала реальное положение мужчины и женщины, что тем не менее вряд ли может быть оценено как полная ликвидация приоритета "мужского" в обществе и культуре» [Введение в гендерные исследования. 2000. С. 98].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: