Специфика проявлений гендерных отношений со стороны каждого из участников отношений

Итак, анализируя гендерные отношения на макроуровне, мы будем рассматривать особенности взаимодействия государства с группой муж­чин и группой женщин. Специфика проявлений гендерных отношений с позиций государства задается социальной политикой по отношению к конкретной тендерной группе, а политика определяется доминирующей в обществе тендерной идеологией.

Специфика проявлений гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, эти роли определяются как гендерные. В соответствии с существующей в конкретном обществе тендерной идеологией, которая


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    165

утверждается господствующими социальными структурами и направлена на гендерные группы, мужчины и женщины как объекты социальной политики и идеологического воздействия в процессе исполнения ген­дерных ролей создают (реализуют) гендерные отношения.

Таким образом, содержание гендерных отношений макроуровня может быть раскрыто через анализ социальных ролей гендерных групп, типичных для процесса жизнедеятельности общества, а также через анализ содержания социальной политики (тендерной идеологии), кото­рую государство реализует в отношении гендерных групп.

Рассмотрим подробнее содержание выделенных нами феноменов (гендерные роли и гендерная идеология), раскрывающих особенности гендерных отношений в контексте макросоциума с позиций участников отношений: групп мужчин и женщин — с одной стороны, и государст­ва — с другой.


Гендерные роли

Гендерные роли являются одним из видов социальных ролей. Ис­следования социальных ролей помогают прояснить особенности поведе­ния личности как представителя социальной группы и субъекта соци­альных отношений. Специфика социальных ролей, их классификация, взаимовлияние личности и социальной роли, ролевые конфликты — все эти вопросы разрабатывались в ролевых теориях. Ролевые теории — одно из направлений интеракционистской ориентации, активно разви­вающееся в первой половине XX столетия. Наиболее известными пред­ставителями этого направления являются И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Сарбин, Р. Ромметвейт.

В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е годы XX столетия Дж. Мид и Р. Линтон. Основоположник интеракционистской ориентации Дж. Мид не дал определения понятия роли. При изложении своих концепций он употреблял понятие роли как весьма неопределенное. Он применял этот термин, когда развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуни­кации. Фактически понятие роли было взято из сферы театра, где оно ис­пользовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001].

Значительный вклад в развитие ролевой теории внес Р. Линтон. Он предложил статусно-ролевую концепцию, в рамках которой связи инди­вида с различными системами общества раскрываются через понятия «роль» и «статус». Широко известно его определение роли как динамиче­ского аспекта статуса. Статус, по мнению Р. Линтона, — это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие «роль» исполь­зуется им для описания всей суммы культурных образцов поведения, свя­занных с определенным статусом. Роль, таким образом, включает в себя Установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каж-


166                        Психология гендерных отношений: теория и практика

дого, имеющего определенный статус. В связи с тем что роль представ­ляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом ста­туса, т. е. тем, что индивид должен сделать для оправдания занимаемого им статуса [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001].

Итак, «социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отно­шений» [Андреева Г.М., 1996. С. 71]. Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может одобрять либо не одобрять конкретные социальные роли. При этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а определенный вид социальной дея­тельности. Указывая на роль, мы относим человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

Социальная роль представляет собой функцию разноуровневых яв­лений объективного и субъективного порядка, которые находят отраже­ние в ролевом поведении личности [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2001]. Объективный аспект ролевого поведения зада­ется исполнителю общим способом или стандартом поведения той или иной социальной роли выработанный в данном обществе. Субъективная сторона роли определяется особенностями личности исполнителя роли; ролевое поведение при этом приобретает индивидуализированную, лич­ностную окраску. Каждый человек привносит индивидуальное своеоб­разие в процесс выполнения той или иной роли.

Субъективные и объективные стороны проявления социальной роли соотносятся с социологическим и социально-психологическим подхода­ми в ее изучении. Социологический подход к социальной роли, как правило, имеет отношение к ее безличной, содержательной и норматив­ной стороне, т. е. к виду и содержанию деятельности, к предполагаемому выполнению определенной социальной функции, а также нормам пове­дения, предъявляемым обществом к выполнению этой функции. Социально-психологический аспект социальной роли связан, прежде всего, с исследованием субъективных факторов социальной роли, т. е. с раскрытием определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей.

Сложность феномена социальной роли не позволяет предложить четкого определения, в котором были бы отражены все подходы к изучению социальной роли. Американские социальные психологи М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что из-за различных подходов к пони­манию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социаль­ного поведения, которые имеются в виду большинством авторов, когда они говорят о роли. Они выделяют следующие аспекты:

1. Роль как существующая в обществе система ожиданий отно­сительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    167

2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе
индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представ­
ляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими
индивидами.

3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занима­
ющего определенное положение [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Пет­
ровская Л.А., 2001].

Другими словами, в первом случае речь идет о представлениях других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение или позицию, во втором — о его собственном представлении, как он должен себя вести в той или иной статусной позиции, и в третьем — о наблюдаемом (реальном) поведении индивида, занимающего определенную позицию. Если окружающим людям извест­на социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запре­ты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соот­ветствует ожидаемому образцу, оно считается успешным [Психология: учебник. 1998].

Успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов: 1) знания роли или представления о правилах и обязанностях, связанных с данной ролью; 2) значимости выполняемой роли; 3) умения выполнять данную роль; 4) способности рефлексировать свое ролевое поведение.

Гендерные роли (gender roles) — степень принятия индивидом гендерно-специфичных форм поведения, предписываемых культурой [Ма-цумото Д., 2002. С. 188]. Гендерные роли — это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола; в основе ген­дерных ролей лежит дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли — вид ролей социальных, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в по­ведении. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении [Кон И.С., 1975. С. 765]. Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу.

В каждом обществе существует различные роли мужчины и жен­щины в соответствии с их полом. «Быть мужчиной» подразумевает играть определенную социальную роль, «быть женщиной» — играть другую роль. Эти социальные роли, выделяемые по половому признаку.


168                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

являются установками ожидания, которые определяют, как мужчина и женщина должны действовать согласно нормам, принятым в данном обществе.

В традиционных обществах мужские и женские роли резко отлича­ются; они, как правило, полярны. От женщины в первую очередь ожидается, что в системе ее ценностей приоритетными будут роли матери, жены, хозяйки, хранительницы домашнего очага, т. е. семейные роли. Все остальные роли должны быть второстепенными, они не должны мешать исполнению главных социальных женских ролей.

Для мужчин главными ролями являются профессиональные роли, в системе общественных экспектаций от мужчины ожидаются успехи в публичной сфере, а также то, что он материально обеспечит свою семью. Данный порядок разделения гендерных ролей подчеркивает Э. Гидденс: «Первоочередной задачей, стоящей перед женщиной, является воспита­ние детей и ведение домашнего хозяйства, тогда как политическая и военная деятельность остается, как правило, прерогативой мужчины» [Гидденс Э., 1999. С. 164].

Широко распространены предубеждения в невозможности исполне­ния мужчинами или женщинами определенных ролей. Так, например, многие люди придерживаются следующих мнений относительно гендер­ных ролей: «Женщина не может быть хорошим руководителем», «По­литика — не женское дело», «Мужчине нельзя доверить грудного ребенка» и др.

В настоящее время отмечается сближение форм поведения, осно­ванного на дифференциации мужских и женских ролей, выражено яв­ление полоролевой демократизации. Жесткая поляризация гендерных ролей стирается, происходит ломка традиционных культурных стерео­типов мужского и женского поведения, сферы деятельности и общест­венное производство все меньше подчиняются делению на сугубо муж­ские и женские, например, женщины-военные, мужчины-домохозяйки, женский футбол и мужская аэробика (подробнее о гендерных ролях см.: Юркова Е.В., Клецина И.С. [2003]).

Таким образом, поведение мужчин и женщин как представителей гендерных групп и субъектов гендерных отношений на макроуровне регулируется государством посредством нормативных стандартов пове­дения для лиц определенного пола. Эти стандарты поведения составляют содержание социальных ролей, которые должны исполнять мужчины и женщины как члены общества.









Гендерная идеология

Теперь рассмотрим содержание понятия «гендерная идеология». Как подчеркивалось выше, именно через анализ содержания базовых идео­логических гендерных концептов-представлений можно понять специфи-


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    169

ку отношения, реализуемого государством по отношению к мужчинам и женщинам как социальным общностям.

В работе психолога Д. Мацумото «Психология и культура» нам встретилось определение понятия «гендерная ролевая идеология» (gender roles ideology) — суждения о том, какими должны быть ген­дерные роли в. данной культуре и обществе (как должны выглядеть и как должны вести себя мужчины и женщины в конкретном обществе) [Мацумото Д. 2002. С. 180]. Другими словами гендерную идеологию можно определить, как согласованную систему взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которые они должны исполнять как члены общества. Гендерная идеология — это механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами.

Приведем результаты исследования изучения особенностей гендерно-ролевой идеологии в разных культурах (исследование описано в работе Д. Мацумото [2002]). Джон Уильямc и Дебора Бест (Williams & Best, 1900) участникам исследования из 14 стран предложили заполнить опросник «Контрольный список прилагательных» (КСП), состоящий из трехсот прилагательных, переведенных на соответствующие языки. Участники исследования заполняли опросник в соответствии с тем, какими они видят себя и какими они хотели бы быть. Участникам также было предложено указать свои ответы по шкале половой ролевой идео­логии, оценки которой располагались между полюсами, обозначенными как «традиционность» и «эгалитарность». Оценки, расположенные вбли­зи полюса традиционности, соответствовали описанию традиционных или общепринятых универсальных норм, касающихся гендерных ролей, основанному на данных, полученными учеными в ходе предыдущих исследований. Оценки, соответствующие полюсу эгалитарности, отра­жали тенденцию к уменьшению дифференциации между мужчинами и женщинами по различным психологическим характеристикам.

Оценки, наиболее близкие к полюсу эгалитарности, были получены от участников, представляющих такие страны, как Нидерланды, Герма­ния и Финляндия, а соответствующие наиболее традиционной идеоло­гии — от опрашиваемых из Нигерии, Пакистана и Индии. Выяснилось, что для женщин характерны более эгалитарные взгляды, чем для муж­чин. Однако различия во взглядах внутри отдельных стран были отно­сительно небольшими по сравнению с различиями между странами, которые варьировали в значительных пределах. Более эгалитарные оцен­ки были получены в странах, характеризующихся такими показателями, как относительно высокий уровень социально-экономического развития, значительный процент протестантов среди населения при небольшом количестве мусульман, значительная часть женщин, работающих вне дома и учащихся в высших учебных заведениях, а также высокая степень индивидуализма.


170                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

Гендерная идеология традиционного типа по своему смысловому содержанию соотносится с понятием «патриархатная идеология». Пат­риархат — одно из ключевых понятий в теории гендерных исследований. В «Словаре гендерных терминов» категория «патриархат» определяется как узаконенная система отношений между мужчинами и женщинами. Разделение труда между ними выстроено по принципу взаимодополня­емости, но взаимодополняемости совсем не равноценных ролей. Муж­чине отдан на откуп внешний мир. культура, творчество, притязания на господство. Женщине — дом, но и в доме она существо подчиненное. Иерархия мужской и женской ролей фиксируется совершенно четко: он — субъект властных отношений, она — объект его власти [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 170].

Гендерная идеология находит отражение в социальной политике, проводимой государством в отношении женщин и мужчин как социаль­ных групп; данная политика формирует правовой и социальный статус этих групп, регламентирует их взаимоотношения с обществом. Поэтому, раскрывая содержание социальной политики, направленной на гендер­ные группы, мы можем лучше понять суть тендерной идеологии патри-архатного или эгалитарного типа.

Патриархатный тип государственной политики — это политика, основанная на концепции определенного разделения функций в семье и в обществе между мужчиной и женщиной. При этом «естественным» предназначением женщины считаются сферы материнства, воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Мужчине предназначаются роли субъекта государственной, профессиональной и общественной деятель­ности, главы и «кормильца» семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом.

Характерными чертами патриархатной политики являются:

— отстранение/ограничение участия женщин в профессиональной деятельности;

— отстранение/ограничение доступа женщин к высшему образова­нию;

— ориентация женского образования на подготовку женщин к вы­полнению функций матери и хозяйки дома;

— отстранение женщин от участия в политической жизни, ограни­чение их доступа на уровень принятия государственных решений;

— пропаганда идеала неэмансипированной, зависимой женщины.
Данный тип государственной политики характерен для периода

«классического» капитализма первой половины XX века, когда публич­ная сфера была преимущественно сферой мужской занятости, частная сфера являлась прерогативой женщин [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 171].

Эгалитарная государственная политика — это политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для самореализации


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...          171

личности во всех социальных сферах независимо от ее половой принад­лежности. Основными направлениями эгалитарной политики являются:

— равное участие женщин и мужчин во всех сферах профессио­нальной деятельности, включая управление государством;

— создание условий для максимального высвобождения членов се­мьи от выполнения рутинной домашней работы;

— распространение государственных льгот, связанных с уходом за детьми, на обоих родителей;

— обеспечение равного доступа обоих полов к образованию как необходимому условию достижения гендерного равенства;

 

— преодоление патриархатных стереотипов о мужской и женской ролях в обществе, создание благоприятного общественного мнения о тендерном равенстве;

— создание системы подготовки государственных служащих, позво­ляющей руководителям и специалистам всех уровней вникнуть в суть проблемы гендерного равенства [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 245].

Эгалитарная политика основывается на комплексном подходе к про­блеме равенства полов как новой стратегии достижения тендерной симметрии в обществе в XXI веке. В европейских государствах эта стратегия получила название gender mainstreaming, в отечественной социологии применительно к этому типу политики возможно употреб­ление терминов эгалитарная политика или политика гендерного равенства.

Реализация политики такого типа предполагает наличие правовой базы для решения проблемы, создание арбитража, комитетов, советов для преодоления дискриминации по признаку пола, открытие в каждом министерстве департаментов или отделов, занятых вопросами равенства полов, ведение научно-исследовательской работы по тендерной пробле­матике, создание достоверной, объективной статистической базы, отра­жающей положение обоих полов, а не усредненные или сексистские данные.

С целью более достоверного прогноза последствий принимаемых законов, государственных решений для социального положения женщин и мужчин в ходе реализации эгалитарной политики целесообразно осуществление тендерной экспертизы [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 245].

В данной работе описание и анализ общих социально-психоло­гических явление гендерного типа мы стараемся соотносить (где это возможно) с примерами анализа данных явлений в нашей, российской социальной действительности. Поэтому сейчас обратимся к информации, позволяющей понять особенности социальной политики российского государства, характерной для советского времени и проводимой по отношению к мужчинам и женщинам как к социальным общностям.


172                                   Психология гендерных отношений: теория и практика

Эта политика определяла доминирующие модели гендерных отношений между государством и тендерными группами: общностью мужчин и общностью женщин.

В советский период гендерная политика представляла собой соци­альную политику тоталитарного государства, проявляющуюся в авто­кратическом стиле взаимодействия с группами мужчин и женщин как субъектами гендерных отношений.

Гендерная политика в советское время отличается противоречивыми тенденциями, она включала в себя элементы и эгалитарной и патриар-хатной идеологии. С одной стороны, она строится на основе эгалитарных взглядов: декларировалось равенство, при котором каждый человек, независимо от пола, становился гражданином, имея равные юридические права во всех сферах социальной жизни. Участие в труде считалось главным делом для всех советских граждан. Женщины наравне с муж­чинами вовлекались в сферу производства и общественную жизнь стра­ны. Но эгалитарные взгляды по отношению к женщинам сочетались с установкой на деиндивидуализацию их личности, что соответствовало политике тоталитарного государства. Советское «равенство полов» мол­чаливо предполагало подгонку женщин (в отдельных сторонах ее лич­ности) к традиционному мужскому стандарту (все одинаково работают, все готовятся к труду и обороне, никаких особых женских проблем не существует) [Кон И.С., 2002].

С другой стороны, советская идеология воспроизводила дискурс биологического детерминизма, типичного для патриархатных взглядов, суть которых сводится к тому, что биологические различия между полами предопределяют психологические и социальные различия между мужчинами и женщинами. В соответствии с этим у мужчин и женщин должны быть и различные социальные роли в обществе. Мужчины, как сильный пол, должны исполнять роль защитника Отечества, защищая в тоже время слабых женщин. Женщины должны реализовать свое естественное предназначение — быть матерью, при этом ее материнская функция становилась не личным, а общественным долгом. Исполняя долг перед государством, которое им предоставило возможность быть труженицами и общественницами, все женщины должны были реали­зовать свои репродуктивные возможности: родить, вырастить и воспитать детей — достойных граждан своей страны. Для гендерно-ролевой идео­логии характерна практика сведения родительства к материнству, т. е. возложение всей полноты действий и ответственности за воспитание детей только на мать.

На основе этих идей выстраивалась патерналистская политика по отношению к женщинам. С первых лет советской власти государство и партия рассматривали женщин как особую социальную категорию и разрабатывали специальные меры регулирования их социального поло­жения. Патернализм выражался в том, что партийно-государственная


Гендерные отношения в контексте социокультурной организации...                    173

политика позиционировала женщин как объект особой заботы; социаль­ные гарантии и льготы, связанные с совмещением репродуктивной, производственной и семейных ролей, превращали женщин в специфи­ческую государственно-зависимую группу, обеспечивали этой категории советских граждан особую позицию в обществе.

Мы охарактеризовали общие тенденции социальной политики совет­ского государства в отношении гендерных групп, но эта политика не всегда была одинаковой на разных исторических этапах развития стра­ны. Выделим наиболее характерные проявления государственной поли­тики, значимые для гендерных отношений в отдельные периоды суще­ствования советской системы.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: