Данный период отличает авторитарная политика в отношении мужчин и женщин. Нарастают темпы вовлечения женщин в общественное производство. Общественный труд рассматривается как основа эмансипации женщины, хотя включение женщин в производственную деятельность диктовалось не столько идеалами освобождения, сколько потребностями индустриализации и сложной ситуацией в сфере производства в военные годы.
Что касается семейных ролей мужчин и женщин, то в 30-е годы в СССР проводилась авторитарная семейная политика. Ее суть заключалась в поощрении родительских обязанностей и превознесении радости материнства для женщин. Основная цель государственной политики в сфере семьи — увеличение рождаемости. Постановление ЦИК и СНК от 27 июня 1936 года запрещает аборты и одновременно провозглашает.
Гендерные отношения в контексте социокультурной организации... 175
что«ни в одной стране мира женщина не пользуется таким полным равноправием. Ни в одной стране мира женщина как мать и гражданка, на которой лежит большая ответственная обязанность рождения и воспитания граждан, не пользуется таким уважением и защитой закона, как в СССР» [цит. по: Курильски-Ожвэн Ш. 1995. С. 164].
Новая модель семьи, выстроенной вокруг матери, подчеркивает роль матери не только в качестве субъекта воспроизводства рода, но и ее воспитательную функцию. Что же касается роли отца, то в постановлении упоминается о ней только в связи с выплатой алиментов. Это новое распределение функций внутри семьи ориентирует материнство в направлении повышения долга и ответственности и ещесильнее способствует развитию семьи, сосредоточенной вокруг матери.
Приближение войны и сама война повышают значимость демографических целей. Политика государства демонстрирует возвращение к традиционной модели семьи и к традиционной модели воспитания, при которой мать является главной фигурой семьи, ответственной за весь уклад семейной жизни и воспитание детей, отцу в семье отводится второстепенная роль, а главное его предназначение в жизни — служить на благо Отечества, выполнить свой долг перед Родиной. Эта политика находит отражение в двух официальных текстах: 1) в постановлении СНК (июль) 1943 года о раздельном по полу обучении и как следствие разных моделях воспитания мальчиков и девочек; 2) в Указе Президиума Верховного Совета (июль) 1944года, предусматривавшем обязательную регистрацию браков и сложную судебную процедуру развода, а также отменявшем всякие правовые отношения между внебрачным ребенком и его отцом. Этот аспект указа поощрял рождаемость, освобождая отцов внебрачных детей от всяких правовых обязанностей. Формировался образ женщины как единственного лица, несущего ответственность за деторождение и воспитание.
Организация раздельного обучения мальчиков и девочек была вызвана, прежде всего государственными интересами. Образ матери как господствующей фигуры в семье был основой в женском образовании. В мужском образовании доминировал образ мужчины как защитника Родины. Девочек воспитывали как будущих матерей, а мальчиков как воинов-защитников Отечества, но в то же время предполагалось, что и девочки и мальчики будут одинаково добросовестно трудиться на производстве, прежде всего на благо своей Родины. Официальная идеология формировала светлый образ «матери-труженицы», удовлетворяющей сразу двум важнейшим общественным потребностям — демографической и производственной.
Характеризуя данный исторический период в контексте сложившейся в обществе ситуации в отношении гендерных проблем, И.С. Кон предложил определение — период «бесполого сексизма». «Бесполый сек-сизм» — не просто парадоксальная метафора или насмешка над нашим
176 Психология гендерных отношений: теория и практика
недавним прошлым, а точное описание весьма своеобразного социокультурного стереотипа. Советская власть пыталась разом изменить, сломать, переиначить всю традиционную систему тендерной стратификации, уничтожить все социальные и психологические корреляты и следствия половых различий и полового неравенства. Эта попытка оказалась утопической, неосуществимой. Провал революционной утопии, отрицавшей все старое, в качестве естественной реакции возродил консервативную утопию, отрицающую все новое. Бесполость обернулась махровым сек-сизмом» [Кон И.С.. 1997].






