Деятельностный подход

Принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т. е. когнитивная сфера, связанная с раз­личными аспектами межгруппового взаимодействия |Агеев B.C., 1983]. Как подчеркивает Г.М. Андреева |1996|, социально-психологический ана­лиз концентрирует внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологической категории. В отличие от когнитивистской ориентации такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъективного отражения межгрупповых отношений с реальной деятельностью исследуемых групп, но и детерминацию ею всех когнитивистских процессов, сопровождаю­щих эти отношения. Так же как и при интерпретации самой группы здесь причинно-следственные зависимости, обусловленность когнитив­ной сферы параметрами совместной групповой деятельности выступают главным направлением всей области знания.


218                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

Так как группы существуют объективно (а для социальной психо­логии важно, при каких условиях группа превращается для индивида в психологическую реальность), то, принимая факт объективного сущест­вования межгрупповых отношений, мы определяем и социально-психоло­гическую специфику изучения межгрупповых отношений. Здесь наибо­лее существенно то, как факт объективного существования межгруппо­вых отношений отражается в сознании членов групп и предопределяет их восприятие друг другом (Андреева Г.М., 1996|.

Еще один важный аспект изучения межгрупповых отношений, под­черкиваемый Г.М.Андреевой (1996|, связан с выделением специфики межгруппового восприятия. Природа межгруппового восприятия, по ее мнению, заключается в том, что здесь мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, принад­лежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое каче­ство, групповое образование. Целостность и унифицированность — это специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Динамические его характеристики также отличаются от динамических характеристик межличностного восприятия. Межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консерватив­ностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт «жизни» группы.

Социально-психологический анализ межгрупповых отношений позво­ляет описать и обосновать проявление таких феноменов группой жизни, как внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая враждебность. Именно эти феномены лежат в основе межгрупповой дискриминации, явлений сексизма, расизма, эйджизма. «Социальная категоризация как субъек­тивный процесс, конечно же, не может не отражать объективно суще­ствующую социальную стратификацию и дифференциацию между груп­пами» [Агеев B.C. 1991. С. 37].

Наряду с перцептивными процессами в межгрупповых отношениях большую роль играет и практика реального взаимодействия. Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности [Агеев B.C., 199l|.

Следует отметить, что межгрупповые отношения могут формировать­ся не только в ситуации непосредственного общения и контактов, но и под влиянием опосредующих факторов, таких как впечатления, почерп­нутые из художественной литературы и других продуктов культуры, средств массовой информации и др. В современных условиях средства массовой информации играют особую роль в межгрупповых отношениях. Благодаря активному использованию СМИ удается охватывать огромные аудитория с целью знакомства их с жизнедеятельностью самых разно-


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                      219

образных больших социальных групп и формирования у них определен­ных образов представителей этих групп.

Приступая к рассмотрению особенностей гендерных отношений в ситуации межгруппового взаимодействия, вспомним основные ориенти­ры, выделенные нами для анализа гендерных отношений. Первый ори­ентир касается двух составляющих гендерных отношений, а второй связан с определением параметров их изучения. В главе 2 подчеркива­лось, что при социально-психологическом изучении любых отношений (и гендерных в том числе) в фокус анализа следует включать две стороны отношений: объективную, проявляющую себя в контактах, реальных связях, поступках и поведенческих паттернах, и субъективную, т. е. отражение этих отношений в виде совокупности представлений, мыслей и чувств в сознании субъектов самих этих взаимодействий и контактов. Эти составляющие гендерных отношений представляют собой два тесно взаимосвязанных, взаимопроникающих слоя отношений.

В качестве основных параметров, используемых для изучения ген­дерных отношений, мы определили следующие: дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин как гендерных групп и иерархич­ность, соподчиненность их позиций. Таким образом, были выделены два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром будет дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который будет определяться параметром иерархичности позиций гендерных групп.

Обратимся к результатам исследования, которые помогут нам понять особенности межгруппового взаимодействия гендерных групп.

Исследования восприятия гендерных групп (дифференцированность гендерных характеристик)

В области изучения тех психологических черт и особенностей по­ведения, которые характерны для мужчин и женщин как представителей различных культур, наибольшую известность получило исследование Джона Уильямса и Деборы Бест (Williams & Best, 1982). В ходе этого исследования был проведен опрос граждан 30 стран; количество опра­шиваемых из каждой страны составляло от 50 до 120 человек, а общее число участников исследования достигло почти 3000. Ученые исполь­зовали Контрольный список прилагательных (КСП), состоящий из трех­сот прилагательных, переведенных на различные языки. Всех опраши­ваемых просили указать, какие прилагательные в большей степени характеризуют женщин, а какие — мужчин. При этом надо было указать те прилагательные, которые в соответствии с точкой зрения опрашива­емых, связывались с типичными представлениями о мужчинах или о женщинах, принятыми в их культуре. Степень их личного согласия или несогласия с данной характеристикой значения не имела. Затем данные,


220                        Психология гендерных отношений: теория и практика

полученные от всех опрошенных лиц, сопоставляли между собой. Если более двух третей респондентов из той или иной страны указывали одно и тоже прилагательное как связанное с характеристикой опреде­ленного пола, данная характеристика считалась общепринятой в соот­ветствующей культуре. Далее, сопоставляя данные, уже соответству­ющие культурам в целом, исследователи решили, что если та или иная характеристика является общепринятой более чем для двух третей изучаемых культур, можно считать, что существует кросс-культурный консенсус относительно данной характеристики для описания либо муж­чин, либо женщин.

Поскольку степень совпадения типичных описаний мужчин и жен­щин, полученных от представителей разных культур, оказалась порази­тельно высокой, полученные результаты могут свидетельствовать о вы­соком уровне культурной общности во взглядах на характеристики, приписываемые как мужчинам, так и женщинам. В таблице 7 приведены списки прилагательных, которые согласно ответам респондентов Уи-льямса и Бест (Williams & Best, 1982) относятся либо к мужчинам, либо к женщинам.

Таблица 7 Прилагательные из культурно-универсального контрольного списка*

 

Ассоциирующиеся с мужчинами Ассоциирующиеся с женщинами
Агрессивный Активный Безразличный Безрассудный Демонстративный Забавный Жадный Жестокий Жесткий Изобретательный Индивидуалистичный Инициативный Ищущий удовольствия Крепкий Ленивый Любящий командовать Надменный Надоедливый Находчивый Негибкий Недружелюбный Неразборчивый в средствах Непреклонный Обладающий разносторонними интересами Беспокойная Болтливая Боязливая Внушаемая Возбудимая Восприимчивая Глупая Добрая Добросердечная Жалеющая себя Жеманная Зависимая Изменчивая Кроткая Легкомысленная Любопытная Манерная Мечтательная Мягкая Наделенная воображением Недовольная Нежная Неинтеллигентная Непостоянная                                   ________________________________________ '

Ассоциирующиеся с мужчинами Ассоциирующиеся с женщинами
Оппортунистичный Остроумный Отважный Предприимчивый Прогрессивный Проницательный Пунктуальный Практичный Рационалистичный Реалистичный Решительный Самодовольный Серьезный Склонный к беспорядку Склонный к риску Скупой Суровый Уверенный в себе Умелый Упрямый Флегматичный Циничный Шумный Нервозная Обидчивая Осторожная Очаровательная Покорная Понимающая Привередливая Придирчивая Приятная Пугливая Робкая Смущающаяся Сексуальная Суеверная Склонная прощать Скромная Слабая Теплая Терпеливая Искушенная Чуткая Эмоциональная

* Таблица приведена по книге: Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2002. с. 177.

Из таблицы 7 мы видим, что типичные представления о характерис­тиках, присущих мужчинам и женщина, различаются между собой. Далее можно заметить, что эти характеристики не просто различны, но они часто полярно противопоставляют мужчин и женщин. В качестве примера можно сопоставить такие пары качеств, как жесткий — мягкая, демонстративный — скромная, любящий командовать — покорная и др. Общая закономерность говорит о том, что мужчины оцениваются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. Напротив, о женщинах говорят как о зависимых, кротких, боязливых, слабых, эмоциональных, чувствительных, нежных и мечтательных.

Данные этого исследования согласуются с результатами аналогичных исследований, обобщенных еще в середине XX столетия Мак-Ки и Шеррифс |Агеев B.C., 1990|. Составленный ими типично мужской образ — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, ак­тивностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, вклю­чает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными Умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой. В типично мужском "Разе обязательно присутствуют такие качества, как смелость, раци-нальность, рассудочность, аналитичность, независимость, физическая


222                        Психология гендерных отношений: теория и практика

сила, в женском — эмоциональность, нежность, сердечность, зависи­мость, слабость.

Исследования, посвященные изучению типичных представлений, в которых отражены качества мужчин и женщин, проводятся не одно десятилетие в разных странах, тем не менее результаты в основных чертах оказываются сходными.

Исследования восприятия гендерных групп (иерархичность гендерных характеристик)

Категория «иерархичность» обозначает не только местоположение в пространстве — «выше» или «ниже», но обязательно ориентирует в отношении существующего положения и уровня статуса в определенной системе отношений. Иерархичность дает оценку того, как та или иная роль, позиция оценивается в обществе.

Обобщая результаты своих исследований, Уильяме и Бест провели другой тип анализа собранных данных. Для каждой страны они произ­вели оценку прилагательных по таким показателям, как предпочтитель­ность, сила и активность, чтобы выяснить, как данные прилагательные распределяются с точки зрения респондентов по своему значению. В этом случае также наблюдалось поразительное сходство: во всех изучаемых странах характеристикам, ассоциирующимся с мужчинами, приписывалась большая сила и активность по сравнению с характерис­тиками, ассоциирующимися с женщинами. Однако при оценке по при­знаку предпочтительности проявились культурные различия: в некото­рых странах «мужские» характеристики оценивались как более предпо­чтительные, чем «женские» (например, в Японии и Южно-Африканской республике), в то время как в других странах наблюдалась обратная картина (например, в Италии и Перу) |Мацумото Д., 2002].

Во многих других исследованиях также были получены результаты, подтверждающие факт приписывания мужскому образу большего числа положительных характеристик по сравнению с женским образом. Участ­ники опросов считают маскулинные черты социально более желатель­ными, а большинство черт, свойственных типичному мужчине, оцени­ваются более позитивно, чем типично женские черты |Агеев B.C., 1991; Либин А.В., 1999 и др.). Данная тенденция касается особенностей восприятия мужчин и женщин представителями разных групп населения. И. Броверман с коллегами изучили описания мужчин и женщины, вы­полненные клиническими практиками, психиатрами и социальными ра­ботниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чем женщине. Женщины же характеризиро-вались как более послушные, менее объективные и подверженные вли­янию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам [Либин А.В., 19991.


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия              223

Очень выразительны данные, отражающие неравноценность и сопод-чиненность характеристик мужчин и женщин в общественном сознании, в исследованиях, посвященных изучению способностей мужчин и жен­щин, их компетентности в различных сферах профессиональной деятель­ности. Так, например, X. Голдберг обнаружила предубежденность жен­щин против самих себя в сфере научной деятельности. В ее исследовании выяснилось, что студентки колледжей более высоко оценивают статьи, приписанные авторам-мужчинам, чем те материалы, авторство которых атрибутировалось женщинам. Аналогичные данные были получены при оценке картин, авторами которых были мужчины и женщины (Агеев B.C., 1990]. Объясняются данные результаты в соответствии с традиционными, общепринятыми представлениями о различиях в типичных мужских и женских характеристиках. Профессиональная успешность — это «есте­ственная для мужчин потребность в достижении». Поэтому мужчины успешно преодолевают барьеры на пути профессиональных достижений. Если при объяснении успеха женщины фактор усилий рассматривается чаще всего как «нестабильный» и в целом имеющий некоторую отрица­тельную оценочную окраску, то применительно к профессиональным успехам мужчины этот фактор интерпретируется как «стабильный» и имеющий положительную оценочную окраску.

Убедительные результаты более выраженных способностей мужчин как представителей социальной группы по сравнению со способностями женщин были получены в исследовании отечественного психолога Н.Л. Смирновой |1994|. Испытуемых просили описать умного человека в форме свободного рассказа. 83% мужчин и 60% женщин считают, что умный человек — это мужчина Сходные результаты были харак­терны и для группы старших школьников: 71% мальчиков и 53 % девочек тоже выбрали умным человеком мужчину.

Общая закономерность, выявленная в приведенных исследованиях, состоит в том, что мужчины как представители социальной группы воспринимаются властными, независимыми активными, смелыми, про­фессионально успешными, интеллектуально более развитыми, компе­тентными и способными. Женщины, напротив, в ситуации межгруппо­вого восприятия выступают как зависимые, слабые, эмоциональные, несамостоятельные, не очень умные, не достаточно способные. Таким образом, мы установили, что, по результатам эмпирических исследова­ний, в ситуации межгруппового восприятия приписываемые мужчинам и женщинам характеристики не только дифференцированны, но и ие-рархично организованны, т. е. мужские характеристики более позитив­ны, социально приемлемы и поощряемы.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: