Принципиальное отличие социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т. е. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия |Агеев B.C., 1983]. Как подчеркивает Г.М. Андреева |1996|, социально-психологический анализ концентрирует внимание на проблеме отношений, возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней, психологической категории. В отличие от когнитивистской ориентации такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъективного отражения межгрупповых отношений с реальной деятельностью исследуемых групп, но и детерминацию ею всех когнитивистских процессов, сопровождающих эти отношения. Так же как и при интерпретации самой группы здесь причинно-следственные зависимости, обусловленность когнитивной сферы параметрами совместной групповой деятельности выступают главным направлением всей области знания.
|
|
218 Психология гендерных отношений: теория и практика
Так как группы существуют объективно (а для социальной психологии важно, при каких условиях группа превращается для индивида в психологическую реальность), то, принимая факт объективного существования межгрупповых отношений, мы определяем и социально-психологическую специфику изучения межгрупповых отношений. Здесь наиболее существенно то, как факт объективного существования межгрупповых отношений отражается в сознании членов групп и предопределяет их восприятие друг другом (Андреева Г.М., 1996|.
Еще один важный аспект изучения межгрупповых отношений, подчеркиваемый Г.М.Андреевой (1996|, связан с выделением специфики межгруппового восприятия. Природа межгруппового восприятия, по ее мнению, заключается в том, что здесь мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество, групповое образование. Целостность и унифицированность — это специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Динамические его характеристики также отличаются от динамических характеристик межличностного восприятия. Межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт «жизни» группы.
|
|
Социально-психологический анализ межгрупповых отношений позволяет описать и обосновать проявление таких феноменов группой жизни, как внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая враждебность. Именно эти феномены лежат в основе межгрупповой дискриминации, явлений сексизма, расизма, эйджизма. «Социальная категоризация как субъективный процесс, конечно же, не может не отражать объективно существующую социальную стратификацию и дифференциацию между группами» [Агеев B.C. 1991. С. 37].
Наряду с перцептивными процессами в межгрупповых отношениях большую роль играет и практика реального взаимодействия. Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности [Агеев B.C., 199l|.
Следует отметить, что межгрупповые отношения могут формироваться не только в ситуации непосредственного общения и контактов, но и под влиянием опосредующих факторов, таких как впечатления, почерпнутые из художественной литературы и других продуктов культуры, средств массовой информации и др. В современных условиях средства массовой информации играют особую роль в межгрупповых отношениях. Благодаря активному использованию СМИ удается охватывать огромные аудитория с целью знакомства их с жизнедеятельностью самых разно-
Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 219
образных больших социальных групп и формирования у них определенных образов представителей этих групп.
Приступая к рассмотрению особенностей гендерных отношений в ситуации межгруппового взаимодействия, вспомним основные ориентиры, выделенные нами для анализа гендерных отношений. Первый ориентир касается двух составляющих гендерных отношений, а второй связан с определением параметров их изучения. В главе 2 подчеркивалось, что при социально-психологическом изучении любых отношений (и гендерных в том числе) в фокус анализа следует включать две стороны отношений: объективную, проявляющую себя в контактах, реальных связях, поступках и поведенческих паттернах, и субъективную, т. е. отражение этих отношений в виде совокупности представлений, мыслей и чувств в сознании субъектов самих этих взаимодействий и контактов. Эти составляющие гендерных отношений представляют собой два тесно взаимосвязанных, взаимопроникающих слоя отношений.
В качестве основных параметров, используемых для изучения гендерных отношений, мы определили следующие: дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин как гендерных групп и иерархичность, соподчиненность их позиций. Таким образом, были выделены два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром будет дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который будет определяться параметром иерархичности позиций гендерных групп.
Обратимся к результатам исследования, которые помогут нам понять особенности межгруппового взаимодействия гендерных групп.
Исследования восприятия гендерных групп (дифференцированность гендерных характеристик)
В области изучения тех психологических черт и особенностей поведения, которые характерны для мужчин и женщин как представителей различных культур, наибольшую известность получило исследование Джона Уильямса и Деборы Бест (Williams & Best, 1982). В ходе этого исследования был проведен опрос граждан 30 стран; количество опрашиваемых из каждой страны составляло от 50 до 120 человек, а общее число участников исследования достигло почти 3000. Ученые использовали Контрольный список прилагательных (КСП), состоящий из трехсот прилагательных, переведенных на различные языки. Всех опрашиваемых просили указать, какие прилагательные в большей степени характеризуют женщин, а какие — мужчин. При этом надо было указать те прилагательные, которые в соответствии с точкой зрения опрашиваемых, связывались с типичными представлениями о мужчинах или о женщинах, принятыми в их культуре. Степень их личного согласия или несогласия с данной характеристикой значения не имела. Затем данные,
|
|
220 Психология гендерных отношений: теория и практика
полученные от всех опрошенных лиц, сопоставляли между собой. Если более двух третей респондентов из той или иной страны указывали одно и тоже прилагательное как связанное с характеристикой определенного пола, данная характеристика считалась общепринятой в соответствующей культуре. Далее, сопоставляя данные, уже соответствующие культурам в целом, исследователи решили, что если та или иная характеристика является общепринятой более чем для двух третей изучаемых культур, можно считать, что существует кросс-культурный консенсус относительно данной характеристики для описания либо мужчин, либо женщин.
Поскольку степень совпадения типичных описаний мужчин и женщин, полученных от представителей разных культур, оказалась поразительно высокой, полученные результаты могут свидетельствовать о высоком уровне культурной общности во взглядах на характеристики, приписываемые как мужчинам, так и женщинам. В таблице 7 приведены списки прилагательных, которые согласно ответам респондентов Уи-льямса и Бест (Williams & Best, 1982) относятся либо к мужчинам, либо к женщинам.
Таблица 7 Прилагательные из культурно-универсального контрольного списка*
Ассоциирующиеся с мужчинами | Ассоциирующиеся с женщинами |
Агрессивный Активный Безразличный Безрассудный Демонстративный Забавный Жадный Жестокий Жесткий Изобретательный Индивидуалистичный Инициативный Ищущий удовольствия Крепкий Ленивый Любящий командовать Надменный Надоедливый Находчивый Негибкий Недружелюбный Неразборчивый в средствах Непреклонный Обладающий разносторонними интересами | Беспокойная Болтливая Боязливая Внушаемая Возбудимая Восприимчивая Глупая Добрая Добросердечная Жалеющая себя Жеманная Зависимая Изменчивая Кроткая Легкомысленная Любопытная Манерная Мечтательная Мягкая Наделенная воображением Недовольная Нежная Неинтеллигентная Непостоянная ________________________________________ ' |
Ассоциирующиеся с мужчинами | Ассоциирующиеся с женщинами |
Оппортунистичный Остроумный Отважный Предприимчивый Прогрессивный Проницательный Пунктуальный Практичный Рационалистичный Реалистичный Решительный Самодовольный Серьезный Склонный к беспорядку Склонный к риску Скупой Суровый Уверенный в себе Умелый Упрямый Флегматичный Циничный Шумный | Нервозная Обидчивая Осторожная Очаровательная Покорная Понимающая Привередливая Придирчивая Приятная Пугливая Робкая Смущающаяся Сексуальная Суеверная Склонная прощать Скромная Слабая Теплая Терпеливая Искушенная Чуткая Эмоциональная |
* Таблица приведена по книге: Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2002. с. 177.
|
|
Из таблицы 7 мы видим, что типичные представления о характеристиках, присущих мужчинам и женщина, различаются между собой. Далее можно заметить, что эти характеристики не просто различны, но они часто полярно противопоставляют мужчин и женщин. В качестве примера можно сопоставить такие пары качеств, как жесткий — мягкая, демонстративный — скромная, любящий командовать — покорная и др. Общая закономерность говорит о том, что мужчины оцениваются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. Напротив, о женщинах говорят как о зависимых, кротких, боязливых, слабых, эмоциональных, чувствительных, нежных и мечтательных.
Данные этого исследования согласуются с результатами аналогичных исследований, обобщенных еще в середине XX столетия Мак-Ки и Шеррифс |Агеев B.C., 1990|. Составленный ими типично мужской образ — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными Умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой. В типично мужском "Разе обязательно присутствуют такие качества, как смелость, раци-нальность, рассудочность, аналитичность, независимость, физическая
222 Психология гендерных отношений: теория и практика
сила, в женском — эмоциональность, нежность, сердечность, зависимость, слабость.
Исследования, посвященные изучению типичных представлений, в которых отражены качества мужчин и женщин, проводятся не одно десятилетие в разных странах, тем не менее результаты в основных чертах оказываются сходными.
Исследования восприятия гендерных групп (иерархичность гендерных характеристик)
Категория «иерархичность» обозначает не только местоположение в пространстве — «выше» или «ниже», но обязательно ориентирует в отношении существующего положения и уровня статуса в определенной системе отношений. Иерархичность дает оценку того, как та или иная роль, позиция оценивается в обществе.
Обобщая результаты своих исследований, Уильяме и Бест провели другой тип анализа собранных данных. Для каждой страны они произвели оценку прилагательных по таким показателям, как предпочтительность, сила и активность, чтобы выяснить, как данные прилагательные распределяются с точки зрения респондентов по своему значению. В этом случае также наблюдалось поразительное сходство: во всех изучаемых странах характеристикам, ассоциирующимся с мужчинами, приписывалась большая сила и активность по сравнению с характеристиками, ассоциирующимися с женщинами. Однако при оценке по признаку предпочтительности проявились культурные различия: в некоторых странах «мужские» характеристики оценивались как более предпочтительные, чем «женские» (например, в Японии и Южно-Африканской республике), в то время как в других странах наблюдалась обратная картина (например, в Италии и Перу) |Мацумото Д., 2002].
Во многих других исследованиях также были получены результаты, подтверждающие факт приписывания мужскому образу большего числа положительных характеристик по сравнению с женским образом. Участники опросов считают маскулинные черты социально более желательными, а большинство черт, свойственных типичному мужчине, оцениваются более позитивно, чем типично женские черты |Агеев B.C., 1991; Либин А.В., 1999 и др.). Данная тенденция касается особенностей восприятия мужчин и женщин представителями разных групп населения. И. Броверман с коллегами изучили описания мужчин и женщины, выполненные клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чем женщине. Женщины же характеризиро-вались как более послушные, менее объективные и подверженные влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам [Либин А.В., 19991.
Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия 223
Очень выразительны данные, отражающие неравноценность и сопод-чиненность характеристик мужчин и женщин в общественном сознании, в исследованиях, посвященных изучению способностей мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах профессиональной деятельности. Так, например, X. Голдберг обнаружила предубежденность женщин против самих себя в сфере научной деятельности. В ее исследовании выяснилось, что студентки колледжей более высоко оценивают статьи, приписанные авторам-мужчинам, чем те материалы, авторство которых атрибутировалось женщинам. Аналогичные данные были получены при оценке картин, авторами которых были мужчины и женщины (Агеев B.C., 1990]. Объясняются данные результаты в соответствии с традиционными, общепринятыми представлениями о различиях в типичных мужских и женских характеристиках. Профессиональная успешность — это «естественная для мужчин потребность в достижении». Поэтому мужчины успешно преодолевают барьеры на пути профессиональных достижений. Если при объяснении успеха женщины фактор усилий рассматривается чаще всего как «нестабильный» и в целом имеющий некоторую отрицательную оценочную окраску, то применительно к профессиональным успехам мужчины этот фактор интерпретируется как «стабильный» и имеющий положительную оценочную окраску.
Убедительные результаты более выраженных способностей мужчин как представителей социальной группы по сравнению со способностями женщин были получены в исследовании отечественного психолога Н.Л. Смирновой |1994|. Испытуемых просили описать умного человека в форме свободного рассказа. 83% мужчин и 60% женщин считают, что умный человек — это мужчина Сходные результаты были характерны и для группы старших школьников: 71% мальчиков и 53 % девочек тоже выбрали умным человеком мужчину.
Общая закономерность, выявленная в приведенных исследованиях, состоит в том, что мужчины как представители социальной группы воспринимаются властными, независимыми активными, смелыми, профессионально успешными, интеллектуально более развитыми, компетентными и способными. Женщины, напротив, в ситуации межгруппового восприятия выступают как зависимые, слабые, эмоциональные, несамостоятельные, не очень умные, не достаточно способные. Таким образом, мы установили, что, по результатам эмпирических исследований, в ситуации межгруппового восприятия приписываемые мужчинам и женщинам характеристики не только дифференцированны, но и ие-рархично организованны, т. е. мужские характеристики более позитивны, социально приемлемы и поощряемы.