Гендерные отношения в межгрупповом взаимодействии

Актуальность проблемы межгруппового взаимодействия определяет­ся социальным характером повседневной жизни человека, необходимо­стью ориентироваться в многочисленных группах, которые его окружают и членом которых он является. Разнообразие социальных общностей, к которым принадлежит и с которыми сталкивается современный человек, непрестанно ставят перед ним задачу не просто установления границ между «своими» и многочисленными и меняющимися «чужими», а еще и выстраивания определенных моделей взаимодействий, зависящих, в свою очередь, от степени адекватности построенного образа «своих» и «чужих» групп. В повседневной жизни в ситуации восприятия и оценки других групп человек постоянно оказывается с проблемой и необходи­мостью установления адекватных отношений с представителями как собственной,так и других групп политической, религиозной, культурной, сексуальной ориентации, своей или иной профессии, своего или иного возраста, экономического положения и пола.

Психология межгруппового взаимодействия долгие годы не принад­лежала к числу популярных областей в отечественной социальной пси­хологии. Признанный отечественный специалист в области межгруппо­вых отношений В.С.Агеев [1991| выделяет ряд причин, объясняющих складывавшуюся ситуацию. Это — и изоляция советской психологии от мировой науки, и ее привычное стремление избегать изучения острых, проблемных тем, и реальные сложности эмпирического исследования межгрупповых отношений.

Г.М. Андреева [1996| в качестве одной из причин отмеченной ситуа­ции называет состояние маргинальности самой проблемы межгрупповых отношений. Очевидная включенность психологии межгрупповых отно­шений в систему социологического знания и других гуманитарных наук привела к затушевыванию собственно психологических проблем этой области знания. С другой стороны, когда интерес к этим проблемам все же возникал и в сфере социальной психологии, то они не отождествля-


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                       213

лись здесь с особой предметной областью и растворялись в других разделах науки (например, исследования межгрупповой агрессии — в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу — в работе Т. Адорно и др.).

В конце XX — начале XXI века актуализация проблематики меж­группового взаимодействия в отечественной социальной психологии бы­ла инициирована запросами практики. Необходимость изучения меж­групповых отношений диктуется прежде всего усложнением самой об­щественной жизни, поскольку межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых, политичес­ких, конфессиональных, возрастных и других конфликтов (Андрее­ва Г.М., 1996|. Перед социальными психологами стоит задача не только объяснить причины сложившихся межгрупповых отношений, но и дать обоснованные рекомендации относительно путей и способов, позволя­ющих изменить неблагоприятные межгрупповые отношения, приводящие к трудноразрешимым конфликтам (межэтническим, межконфессиональ­ным, межвозрастным, межполовым др.).

Гендерные отношения являются одной из разновидностей отношений между социальными группами. У каждого мужчины и у каждой женщины как представителей больших социальных групп накоплен определенный опыт взаимодействия с лицами своего и противоположного пола, под влиянием которого (кроме прочего) формировались личные взгляды и обобщенные представления относительно групп мужчин и женщин в целом. Несмотря на то что опыт межполовых отношений далеко не у всех людей однозначно позитивный, гендерные отношения как разно­видность межгруппового взаимодействия на уровне общественного со­знания в нашей стране не рассматриваются как актуальная проблема. Возможно из-за того, что социальные группы мужчин и женщин не представляют собой воинствующие и противоборствующие политические группировки. Эта проблема не осознается так остро, как, например, проблема межэтнических или политических отношений, которые более напряжены и конфликтны. Тем не менее необходимость изучения ген­дерных отношений инициируется такими фактами повседневной соци­альной жизни, как явление профессиональной сегрегации, выраженный дисбаланс в соотношении мужчин и женщин во властных структурах, супружеские конфликты, приводящие к росту числа разводов, и др.

В последнее время благодаря распространению гендерных исследо­ваний в социальных и гуманитарных науках проблема гендерных отно­шений как явлений, пронизывающих разные области социальной жизни, все активнее включается в сферу научных исследований и в сферу публичного дискурса. С позиций гендерного подхода важно понять закономерности формирования и проявления равноправных, паритетных, партнерских отношений в ситуации межгруппового взаимодействия меж-Ау полами, поскольку традиционные гендерные стереотипы и предубеж-


214                         Психология гендерных отношений: теория и практика

дения побуждают мужчин и женщин как представителей социальных групп и субъектов межгруппового взаимодействия формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются неравно­правностью позиций и статусов и как следствие доминированием и зависимостью в ситуации межполовых контактов.

Из сказанного очевидна актуальность изучения гендерных отношений на уровне межгруппового взаимодействия. Но прежде чем мы начнем анализировать гендерные отношения в системе межгруппового взаимо­действия, необходимо описать специфику именно социально-психоло­гического изучения межгрупповых отношений вообще и гендерных от­ношений в частности.

Социально-психологический анализ межгруппового взаимодействия

В социальной психологии сложилась определенная традиция изуче­ния межгруппового взаимодействия. Основная исследовательская про­блема, вокруг которой концентрируется основная масса исследований, связана с изучением причин межгрупповых предубеждений и дискри­минации. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли такие психологи, как 3. Фрейд, А. Адорно (мотивационный подход), М. Шериф (ситуационный подход), Г. Тэшфел (когнитивный подход), B.C. Агеев (деятельностный подход). Поиск специфического социально-психологи­ческого угла зрения на проблематику межгрупповых отношений осу­ществлялся преимущественно через отделение этой проблемы от тема­тики межличностных отношений.



Мотивационный подход

Первые попытки объяснения фактов межгруппового поведения кон­центрировались в области проблем личности. Так, в соответствии с теорией авторитарной личности Т. Адорно социальные отношения ин­дивида являются выражением глубоко коренящихся устремлений лич­ности. Опираясь на идеи 3. Фрейда, Т. Адорно и его коллеги рассмат­ривали личностное развитие человека как процесс подавления и сме­щения различных инстинктивных потребностей, вызванный давлением социального окружения. Родители считались главными агентами про­цесса социализации, и если развитие ребенка проходило «нормально», им удавалось выработать баланс между дисциплиной и самовыражением ребенка. Проблема поведения социально неадекватной личности — это проблема нарушения баланса ввиду чрезвычайно жестокого дисципли­нарного режима, навязанного родителями, которые излишне озабочены адаптацией ребенка к социальным нормам. В этом случае естественная агрессия ребенка по отношению к своим родителям заменяется альтер­нативными мишенями, поскольку открыто проявлять свою агрессию


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                       215

ребенок не может из-за страха перед последствиями. Скорее всего, в качестве жертвы он изберет существо слабее и ниже себя по статусу, например, людей с отклонениями или принадлежащих к группе этни­ческих меньшинств. Напротив, к высокостатусным членам такой человек будет относиться с подобострастием и почтением. В этом будут заклю­чаться особенности социального поведения авторитарной личности.

На Западе исследования Т. Адорно имели колоссальный обществен­ный резонанс. Психологическая подоплека фашизма, как и любого другого авторитарного режима, сразу же оказалась в фокусе общест­венных дискуссий. В результате произошел целый ряд очень сущест­венных общественных изменений. Одно из них — изменение характера семейных отношений, в частности отношений между родителями и детьми. Новые, более непосредственные, свободные, естественные нормы отношений пришли на смену викторианской строгости, дистантности, эмоциональной сухости и черствости, характерным для довоенной Ев­ропы |Агеев B.C.. 1990|.

Попытки объяснения межгруппового поведения посредством разно­образия типов личности опираются на предположение, что поведение людей в группах, в сущности, такое же, как и во всех других ситуациях. Другими словами, когда индивид находится один, или общается с одним-двумя близкими друзьями, или участвует в каком-то групповом событии, значимым является то, что его поведение обусловлено одними и теми же психологическими характеристиками. На самом деле межгрупповое и межличностное поведение принципиально различаются. Межличност­ное поведение означает, что это поведение индивида, имеющего неко­торые специфические черты характера и уникальный набор личностных связей с другими. Межгрупповое поведение означает, что это поведение члена группы (например, поведение офицера полиции или болельщика футбольной команды). В первом случае менее важны различные соци­альные характеристики, а значимы личностные, индивидуально-психо­логические характеристики. Во втором случае наоборот: личностные особенности гораздо менее важны, нежели социальные. Если речь идет о поведении офицера полиции или болельщика футбольной команды, то на первый план выходят признаки, позволяющие идентифицировать их как членов социальных групп, т. е. форма офицера полиции или шарф на шее болельщика, цвет которого соответствует цвету формы любимой футбольной команды [Перспективы социальной психологии. 20011.

Ситуативный подход

В мотивационном подходе установки и поведение индивида по отно­шению к аутгруппам понимаются как способ реализации, разрешения внутриличностных конфликтов и противоречий. Одним из радикальных критиков мотивационного подхода был М. Шериф. Он усматривал при-


216                        Психология гендерных отношений: теория и практика

чины межгрупповых конфликтов в факторах непосредственного взаимо­действия между группами. Опираясь на теоретические и эмпирические разработки М. Шерифа по изучению межгруппового взаимодействия. Д.Т. Кэмпбел |1979| разработал «реалистическую теорию межгрупповых конфликтов». Согласно этой теории, реальный конфликт интересов меж­ду группами (актуальный, или имевший место в прошлом, или предпо­лагаемый) обусловливает отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза в свою очередь обусловливает: 1) враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы; 2) увеличение внутригрупповой солидарности; 3) более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности; 4) увеличение непроницаемости границ группового членства; 5) уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм; 6) увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до остракизма и изгнания нарушителя из группы |Кэмпбел Д.Т., 1979. С. 86—891.

Концепция М. Шерифа также оказалась в известном смысле огра­ниченной и односторонней. Акцентируя внимание исключительно на межгрупповом взаимодействии, М.Шериф упускает из виду явно не менее существенные для понимания феноменов межгрупповых отноше­ний психологические, когнитивные и эмоциональные процессы. •



Когнитивный подход

Жесткая, однозначная, прямолинейная зависимость межгрупповой враждебности исключительно от внешних факторов, постулируемая «ре­алистической теорией», была оспорена представителями когнитивист-ской ориентации. В экспериментах Генри Тэшфела исключались такие факторы, как межличностное взаимодействие между испытуемыми, кон­фликты целей и интересов между ними, предыдущая враждебность или предвзятость между группами, связь между действиями в пользу соб­ственной группы и личными материальными интересами испытуемых и т. п. Тем не менее в экспериментах был доказан факт универсальности и неизбежности явлений межгрупповой дискриминации и внутригруп-пового фаворитизма. Для объяснения этих феноменов межгрупповых отношений использовалась теория социальной идентичности Г. Тэшфела |Tajfel Н, 1982|. Межгрупповая дискриминация, с его точки зрения, обусловлена рядом когнитивных процессов, таких как социальная кате­горизация, социальная идентификация, социальное сравнение, межгруп­повая дифференциация и межгрупповая дискриминация. Социальная категоризация может быть понята как упорядочивание социального окружения в терминах распределения людей по группам. Социальная идентичность — это результат процесса социальной идентификации, главного процесса осознания принадлежности к своей группе. Сам факт осознания принадлежности к своей группе побуждает индивида прояв­лять враждебность к чужой группе.


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                       217

Г. Тэшфел предложил рассматривать социальное поведение как кон­тинуум с двумя полюсами в виде межличностного и межгруппового поведения. В качестве оснований, дифференцирующих межгрупповое и межличностное поведение, предлагались три критерия.

Первый: насколько ясно идентифицируются различные социальные категории. Там, где хорошо различимо социальное разделение (напри­мер, черный — белый, мужчина — женщина), — это поведение будет ближе к межгрупповому полюсу. Там, где категориальные различия менее выражены или не столь важны, поведение, скорее всего, будет межличностным.

Второй: до какой степени различно или одинаково поведение внутри группы. Предполагается, что межличностное поведение демонстрирует более широкий спектр индивидуальных поведенческих проявлений, в то время как поведение группы более однородно.

Третий: насколько разнообразно или однообразно отношение членов группы к другим людям. В межличностном общении мы проявляем огромное разнообразие способов обращения с людьми, которых мы знаем, в то время как межгрупповые отношения отмечены стереотипным восприятием и поведением [Перспективы социальной психологии. 20011.

Выделенные особенности межгруппового поведения задают ориенти­ры в выделении специфики межгруппового взаимодействия при его изучении. При предсказании социального поведения в групповом кон­тексте межгрупповое сравнение должно рассматриваться как стоящее над и вне межличностных факторов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: