В этом возрасте функциональное развитие приближается к уровню взрослых людей. Замедляется рост в длину и увеличивается мышечная масса, поперечные размеры грудной клетки и плечевого пояса. Юноши растут быстрее, чем девушки. Заканчивается половое созревание, психика становится более уравновешенной. Основная задача занятий с детьми старшего школьного возраста: дальнейшее всестороннее развитие физических качеств с акцентом на силу и выносливость, рациональное выполнение всех технических приемов игры и овладение командной тактикой спортивных игр.
Хорошая память и внимание старшеклассников позволяют совершеннее анализировать свои действия, что имеет положительное значение для дальнейшего совершенствования технико-тактических действий. В последовательности обучения девушек и юношей спортивным играм принципиальных отличий нет. Юношам даются лишь более сложные задания, при выполнении которых требуется большая интенсивность усилий.
Ø Основные методы: методы работы с юношами и девушками приближаются к методам работы со взрослыми.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите отличительные черты младшего школьного возраста.
2. Особенности методики проведения урока в младших классах.
3. Назовите отличительные черты среднего школьного возраста
4. Особенности методики урока в средних классах.
5. Назовите отличительные черты старшего школьного возраста.
6. Особенности методики урока в старших классах.
Практические задания:
1. Составить комплекс упражнений для развития какого-либо физического качества с учетом возрастных особенностей (по заданию преподавателя).
Рекомендуемая литература:
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов ф.к. – М., 1991.
ТЕМАIV
ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНЫМ
ИГРАМ В ШКОЛЕ. (2 часа)
Цель лекции:
Обеспечить студентов теоретическими основами знаний в вопросах организации и проведения соревнований по спортивным играм во всех звеньях физического воспитания. Научить студентов пользоваться формулами определения количества игр по круговой системе розыгрыша и количества команд по системе с выбиванием, определять систему розыгрыша и оформлять результаты соревнований.
Вопросы:
1. Виды соревнований по спортивным играм.
2. Документы отчетности соревнований по спортивным играм.
3. Системы розыгрыша.
Ключевые понятия: положение, система розыгрыша, календарь соревнований.