В чем состоит двойственная природа аудитории СМИ?

Контрольная 5

Перечислите основные особенности и специфические черты аудитории СМИ

Аудитория СМИ — это исторический продукт, который возник на определенном этапе общественного развития вместе с такими феноменами, как «массовая коммуникация», СМИ, «массмедиа», «массовое общество» и «массовая культура». Все эти понятия, появившиеся в начале ХХ в., обозначали новые явления и новое состояние общества и культуры, которое сформировалось под влиянием научно-технических достижений, позволивших тиражировать и распространять информацию в массовом масштабе.

Специфические черты аудитории СМИ:

1. Значительность размеров. Аудитории СМИ — это численно большие аудитории. Они характеризуются размером, которого невозможно достичь в случае непосредственного взаимодействия коммуникатора с членами этой группы.

2. Гетерогенность (неоднородность) состава. Аудитория СМИ — это совокупность индивидов различных социальных статусов, возраста, образования, уровня дохода, политических убеждений, ценностей и так далее.

3. Анонимность. Отдельные члены аудитории обычно остаются лично незнакомыми друг с другом и неизвестными для коммуникатора.

4. Отсутствие взаимодействия между членами аудитории. Аудитория СМИ представляет собой совокупность изолированных индивидов, рассеянных в пространстве и не взаимодействующих (или слабо взаимодействующих) друг с другом. Однако необходимо заметить, что это положение было справедливо для традиционных медиа (пресса, радио, телевидение). Цифровые технологии изменили ситуацию и сделали возможным взаимодействие между членами аудитории в процессе потребления медиаконтента (социальные сети и т.п.), интернет обеспечил возможность обратной связи и интерактивности.

5. Формирование под влиянием общего канала или определенного сообщения. Объединение разрозненных, рассредоточенных в пространстве и незнакомых друг с другом индивидов в аудиторию как некую социальную общность происходит на основе особой социальной практики — «аудиторной деятельности», которую принято называть медиапотреблением. В ходе этой деятельности происходит контакт изолированных друг от друга индивидов с общим медиаканалом и восприятие одного и того же сообщения. Обращение же к одному и тому же источнику и содержанию обусловлено в свою очередь общностью информационных интересов и культурных потребностей индивидов.

Специфические черты аудитории СМИ:

- пространственная рассредоточенность,

- анонимность членов аудитории,

- отсутствие взаимодействия, эмоциональных связей и взаимодействий между ними

 

Каковы основные количественные и качественные характеристики аудитории?

Аудитории СМИ различаются по своему размеру и составу. Размер (или объем) — основная характеристика аудитории, количественный показатель социальной значимости и масштабности влияния СМИ как источника информации. В медиабизнесе он является показателем коммерческой эффективности СМИ и коррелирует с объемами доходов медиакомпании. Аудитория состоит из множества людей, различающихся между собой по многим основаниям, но в ней могут быть выделены группы, более или менее однородные, схожие между собой по каким-либо характеристикам. В этом смысле принято говорить о структуре, или сегментации, аудитории. Основания для сегментации (выделения однородных групп) могут быть различными. Наиболее важными из них являются социально-демографические, социокультурные и поведенческие характеристики членов аудитории. Социально-демографические характеристики лежат в основе социально-групповой структуры (сегментации) аудитории. Это означает, что аудитория может быть представлена как совокупность групп, выделяемых по демографическим (пол, возраст), социально-классовым, профессиональным, образовательным, географическим и другим признакам. Индивиды, составляющие аудитории СМИ, различаются также своими ценностями, интересами, стилем жизни, что позволяет говорить о социокультурной сегментации (структуре) аудитории. Члены аудитории различаются также по особенностям своего медиа поведения и характеру взаимодействия с медиа. В связи с этим можно говорить о структуре аудитории как субъекта медиапотребления.

Среди оснований, дифференцирующих членов аудитории как потребителей медиа, можно выделить:

включенность в процесс медиапотребления;

особенности практик медиапотребления, т.е. форм и способов его организации.

К характеристикам включенности в процесс медиапотребления относятся регулярность и интенсивность контактов с медиа, которые выражаются количественными показателями частоты и продолжительности медиапотребления. С точки зрения включенности в медиапотребление в аудитории любого СМИ (или медиа в целом) могут быть выделены различные сегменты: регулярная — нерегулярная аудитория; активная — умеренная — неактивная; тяжелые — средние — легкие зрители (слушатели) и т.п. Частота и продолжительность контактов обычно рассматриваются как показатели отношения аудитории к СМИ, ее лояльности, поэтому большая доля регулярных зрителей (слушателей, читателей) в аудитории СМИ является желательной. Особенности современных практик медиапотребления варьируются в широком диапазоне, различаясь по месту (дома/вне дома), способам получения (техническим платформам доставки), типам устройств (экранов), используемых для доступа к контенту. Так, просмотр телепередач может происходить не только по телевизору, но и через Интернет — на экране компьютера, планшета, смартфона. Актуальной характеристикой становится также режим просмотра телепередач — «живой» эфир (live) или «отложенное» потребление (time-shifting). Слушание радио и чтение прессы также смещается на интернет-платформы. Использование различных платформ и экранов для доступа к контенту СМИ приводит к углублению различий в практиках медиапотребления и дальнейшей фрагментации аудитории

 

В чем состоит двойственная природа аудитории СМИ?

Двойственная природа массмедиа определяет два возможных подхода к аудитории СМИ. Один из них рассматривает аудиторию как «публику» и описывает процессы освоения символического содержания СМИ — идей, смыслов, ценностей, идеологических концепций и т.п. Другой рассматривает аудиторию с точки зрения рынка, как потенциальных потребителей — и медиапродуктов, и других товаров и услуг, которые могут предложить рекламодатели, используя СМИ как информационный канал. Аудитория как публика состоит из граждан, рассматриваемых как реципиенты сообщений, значимого символического содержания СМИ, которое они воспринимают и интерпретируют в зависимости от своих социально-демографических, культурных и психологических особенностей. Концепция «аудитории-публики» предполагает анализ восприятия, оценки и интерпретации содержания СМИ. Взаимодействие СМИ и аудитории на уровне восприятия идей и ценностей, формирования общественного мнения, политических убеждений и потребительского поведения составляет предметную область социологических, политологических и культурологических исследований СМИ. Другая парадигма — политэкономическая, рассматривающая аудиторию в контексте медиаэкономики и медиабизнеса, в основе которого лежит спрос аудитории на содержание СМИ (медиаконтент) и спрос рекламодателей на аудитории СМИ. Здесь релевантным подходом к аудитории является рыночная концепция (или концепция аудитории как рынка). Этот подход исходит из того, что медиаиндустрия представляет собой уникальный «двухпродуктовый» рынок — рынок контента и рынок аудитории, которые тесно переплетены, представляя собой как бы единый, «сдвоенный» рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: