Нормативно-правовые и организационные основы охраны окружающей среды

Управление безопасностью жизнедеятельности.

Система управления БЖД.

Управление безопасностью жизнедеятельности имеет в своем составе организационную, законодательную, нормативно-правовую основу, руководящие и контролирующие органы.

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности (СОБЖ) образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере.

Основные функции системы СОБЖ:

· выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации;

· управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при ЧС;

· осуществление системы мер по восстановлению функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС;

· участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями.

На международном уровне данная миссия возложена на Организацию Объединенных Наций (ООН), членами которой являются практически все суверенные государства. Значительную роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности играют международные организации: Европейское сообщество (ЕС), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ) и др.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а гражданам, находящимся за ее пределами, гарантирует защиту и покровительство.

Выделяют несколько уровней системы государственных органов и ведомств, обеспечивающих безопасность человека, общества и государства. 1-й уровень — органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности как целостного явления. 2-й уровень — органы исполнительной власти, определяющие стратегию национальной безопасности и ее реализацию.  3-й уровень — судебные органы, обеспечивающие неукоснительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности. 4-й уровень — государственные институты, обеспечивающие безопасность на уровне системы мер (охрана границ государства, таможенный контроль, налоговые органы и др.). 5-й уровень — система органов внутренних дел и спецслужб, осуществляющих непосредственную борьбу с внутренними угрозами. 6-й уровень — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).Основной целью системы безопасности предприятия (организации) является предотвращение ущерба его деятельности из-за разглашения, утечки и несанкционированного доступа к источникам конфиденциальной информации; хищения финансовых и материально-технических средств; уничтожения имущества и ценностей; нарушения работы технических средств обеспечения производственной деятельности. На современном производстве создаются те или иные вредные и опасные условия для работающих и окружающей среды, что требует организации их надежной и эффективной защиты. Поэтому на предприятиях имеет место и производственная безопасность, предназначенная для защиты человека от воздействия опасных производственных и внешних факторов.

 

Нормативно-правовые и организационные основы охраны окружающей среды.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить:

· Земельный кодекс РФ (2001 г.),

· Водный кодекс РФ (1995 г.),

· Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.),

· Закон РФ «Об использовании атомной энергии»(1995 г.).

Большую роль в обеспечении экологического права играет Земельный кодекс РФ. Все нормы Кодекса разделены на четыре группы:

· 1-я группа — нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения;

· 2-я — земельно-административные нормы

· 3-я — земельные отношения, связанные с использованием земель и выполнениемправ и обязанностей землепользователями;

· 4-я группа — земельно-экологические нормы

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Минздравсоцразвития РФ, СНиПы Росстроя РФ; документы Госгортехнадзора.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» (ГОСТы). Отраслевая нормативная документация предприятий по охране окружающей среды включает в себя ОСТы, СТП, разного рода руководящие документы, положения и др.

К государственным органам специальной компетенции относится Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды). Экологическая политика данного ведомства осуществляется по следующим направлениям:

· решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия

· достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам

· рациональное использование всего природоресурсного потенциала страны.

В компетенцию данных органов входит решение следующих вопросов:

· определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ

· планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности;

· учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды;

· утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов

· государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решения об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг

 

I. Контроль за окружающей природной средой осуществляется на различных уровнях. К органам государственного экологического контроля относятся органы исполнительной власти, Минприроды РФ, Госатомнадзор России, Госкомсанэпиднадзор, Рослесхоз и некоторые другие ведомства.

II. Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств.

III. Общественный экологический контроль проводится профсоюзными организациями, общественными организациями и объединениями.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды. По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

- наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;

- оценку фактического состояния окружающей среды и уровня ее загрязнения;

- прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: