После распада биполярной системы международный отношений на постсоветском пространстве возник целый ряд интеграционных группировок, наиболее крупными из которых являются ЕС и ЕАЭС.
На протяжении постсоветского периода ЕС и ЕАЭС динамично развивались, и к 2020 году на территории каждой из интеграционных группировок сложился особый экономический и правовой уклад. Дальнейшая интенсификация трансевразийских связей потребовала от стран-членов интеграционных группировок поиска путей кооперации и интеграции двух интеграционных группировок: ЕС и ЕАЭС.
На постсоветском пространстве не раз возникали неразрешимые противоречия по поводу отношений (членства) тех или иных стран, например, Украины, с региональными интеграционными группировками: ЕС и ЕАЭС, – что приводило к конфликтам на постсоветском пространстве.
Радикальные различия в экономическом и правовом укладе интеграционных группировок ЕС и ЕАЭС не дают оснований считать, что возможна интеграция интеграционных группировок ЕС и ЕАЭС. Эксперты отметили следующие вопросы решение который должно быть найдено при интеграции ЕС и ЕАЭС:[123]
• торговля товарами (отмена импортных пошлин с исчерпывающим перечнем
исключений из общего правила);
• устранение/оптимизация нетарифных барьеров;
• регулирование трансграничной электронной торговли;
• торговля услугами;
• вопросы функционирования рынка труда;
• либерализация доступа к финансовым рынкам;
• свобода перемещения капитала;
• техническое регулирование;
• регулирование защиты прав интеллектуальной собственности;
• развитие международной транспортной инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные коридоры);
• создание единого рынка электроэнергии ЕС — ЕАЭС;
• экологическая повестка дня (в отношении различных трансграничных проблем
и стандартов);
• регулирование ограниченного обоюдного доступа к государственным закупкам;
• правила конкуренции;
• механизмы разрешения споров.
<…>
• обоюдное признание дипломов и профессиональных сертификатов;
• безвизовый режим, включая комплекс соглашений о реадмиссии;
• особый статус Калининградской области (инвестиционный или торгово-инвестиционный);
• режим сотрудничества приграничных регионов;
• массовый обмен в области образования (программа Erasmus Mundus и т. п.);
• применение Третьего энергетического пакета ЕС к проектам российского газового экспорта. ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Решение каждого из вопросов требует проведения сложных и длительных переговоров, так как решение каждого из перечисленных вопросов затрагивает национальные интересы стран евразийского пространства. По каждому их перечисленных вопросов у ЕС, ЕАЭС имеются неразрешимые противоречия, которые отражают различия в подходах и моделях политического и экономического развития интеграционных группировок ЕС и ЕАЭС.
Среди перечисленных вопросов решение двух ключевых вопросов, касающихся совместимости торговых систем ЕС и ЕАЭС и технических нормативов и стандартов продукции ЕС и ЕАЭС, определяет характер текущих взаимоотношений между ЕС и ЕАЭС. Различие требований ЕС и ЕАЭС к санитарным и фитосанитарным нормативам производства сельскохозяйственной продукции отражают существующие глубинные противоречия между ЕС и ЕАЭС, вследствие которых создание общей зоны торговли на пространстве Евразии невозможно.
В ЕС и ЕАЭС радикально по-разному видят модель и перспективы общественного развития пространства интеграционных группировок, а национальные интересы стран ЕС и ЕАЭС являются разнонаправленными: европейские страны желают захватить евразийские рынки, а евразийские рынки желают защитить интересы национальных производителей и расширить присутствие на европейском рынке.
Таким образом, в связи с тем, что интеграция интеграционных группировок ЕС и ЕАЭС невозможна,
- Членство Финляндии в ЕС и общем европейском рынке снижает возможности страны по сотрудничеству с Россией в сферах увеличения присутствия на евразийских рынках и научно-технологической кооперации.
- интенсификация контактов России со странами Европы, в т.ч Финляндией, возможно только в рамках двусторонних отношений.
- Членство Финляндии в ЕС накладывает ограничения на российско-финское сотрудничество в Евразии, так как взаимоотношения стран-членов ЕС и ЕАЭС отражают все проблемы взаимодействия ЕС и ЕАЭС в регионах Евразии.






