Сложности интеграции интеграций ес-еаэс как фактор, снижающий потенциал сотрудничества России и Финляндии в Евразии

После распада биполярной системы международный отношений на постсоветском пространстве возник целый ряд интеграционных группировок, наиболее  крупными из которых являются ЕС и ЕАЭС.

На протяжении постсоветского периода ЕС и ЕАЭС динамично развивались, и к 2020 году на территории каждой из интеграционных группировок сложился особый экономический и правовой уклад. Дальнейшая интенсификация трансевразийских связей потребовала от стран-членов интеграционных группировок поиска путей кооперации и интеграции двух интеграционных группировок: ЕС и ЕАЭС.

На постсоветском пространстве не раз возникали неразрешимые противоречия по поводу отношений (членства) тех или иных стран, например, Украины, с региональными интеграционными группировками: ЕС и ЕАЭС, – что приводило к конфликтам на постсоветском пространстве.

Радикальные различия в экономическом и правовом укладе интеграционных группировок  ЕС и ЕАЭС не дают оснований считать, что возможна интеграция интеграционных группировок ЕС и ЕАЭС. Эксперты отметили следующие  вопросы решение который должно быть найдено при интеграции ЕС и ЕАЭС:[123]

• торговля товарами (отмена импортных пошлин с исчерпывающим перечнем

исключений из общего правила);

• устранение/оптимизация нетарифных барьеров;

• регулирование трансграничной электронной торговли;

• торговля услугами;

• вопросы функционирования рынка труда;

• либерализация доступа к финансовым рынкам;

• свобода перемещения капитала;

• техническое регулирование;

• регулирование защиты прав интеллектуальной собственности;

• развитие международной транспортной инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные коридоры);

• создание единого рынка электроэнергии ЕС — ЕАЭС;

• экологическая повестка дня (в отношении различных трансграничных проблем

и стандартов);

• регулирование ограниченного обоюдного доступа к государственным закупкам;

• правила конкуренции;

• механизмы разрешения споров.

<…>

• обоюдное признание дипломов и профессиональных сертификатов;

• безвизовый режим, включая комплекс соглашений о реадмиссии;

• особый статус Калининградской области (инвестиционный или торгово-инвестиционный);

• режим сотрудничества приграничных регионов;

• массовый обмен в области образования (программа Erasmus Mundus и т. п.);

• применение Третьего энергетического пакета ЕС к проектам российского газового экспорта. ПРИЛОЖЕНИЕ 51

Решение каждого из вопросов требует проведения сложных и длительных переговоров, так как решение каждого из перечисленных вопросов затрагивает национальные интересы стран евразийского пространства. По каждому их перечисленных вопросов у ЕС, ЕАЭС имеются неразрешимые противоречия, которые отражают различия в подходах и моделях политического и экономического развития интеграционных группировок ЕС и ЕАЭС.

Среди перечисленных вопросов решение двух ключевых вопросов, касающихся совместимости торговых систем ЕС и ЕАЭС и технических нормативов и стандартов продукции ЕС и ЕАЭС, определяет характер текущих взаимоотношений между ЕС и ЕАЭС. Различие требований ЕС и ЕАЭС к санитарным и фитосанитарным нормативам производства сельскохозяйственной продукции отражают существующие глубинные противоречия между ЕС и ЕАЭС, вследствие которых создание общей зоны торговли на пространстве Евразии невозможно.

В ЕС и ЕАЭС радикально по-разному видят модель и перспективы общественного развития пространства интеграционных группировок, а национальные интересы стран ЕС и ЕАЭС являются разнонаправленными: европейские страны желают захватить евразийские рынки, а евразийские рынки желают защитить интересы национальных производителей и расширить присутствие на европейском рынке.

Таким образом, в связи с тем, что интеграция интеграционных группировок ЕС и ЕАЭС невозможна,

- Членство Финляндии в ЕС и общем европейском рынке снижает возможности страны по сотрудничеству с Россией в сферах увеличения присутствия на евразийских рынках и научно-технологической кооперации.

- интенсификация контактов России со странами Европы, в т.ч Финляндией, возможно только в рамках двусторонних отношений.

- Членство Финляндии в ЕС накладывает ограничения на российско-финское сотрудничество в Евразии, так как взаимоотношения стран-членов ЕС и ЕАЭС отражают все проблемы взаимодействия ЕС и ЕАЭС в регионах Евразии.




double arrow
Сейчас читают про: