Антипримеры российско-финского сотрудничества

История российско-финского партнерства насчитывает множество антипримеров неравноправного финско-российско сотрудничества, в результате которого у российских предпринимателей возникали значительные убытки. В этой части работы рассмотрены наиболее крупные антипримеры российско-финского сотрудничества и выявлены причины неудачной кооперации российских и финских компаний.

Сотрудничество России и Финляндии в сфере морского судостроения началось еще во времена Советского союза, и с тех пор хельсинская верфь остается главной финской верфью, выполняющей российские заказы. После распада СССР хельсинская верфь была приобретена компанией российского происхождения «Арктех Хельсинки Шипъярд». На базе верфи компания «Арктех Хельсинки Шипъярд» создала свое конструкторское бюро, позволявшее разрабатывать уникальные технические решения. Верфь обеспечивала рабочими местами около 600 человек и выпускала уникальные суда в т.ч суда ледового класса.

Однако деятельность верфи с российскими владельцами оказалась нарушена после начала европейско-российской санкционной войны:  у верфи начались проблемы с финансированием, европейские банки перестали выдавать займы, перестали поступать заказы. Финские власти не оказали никакого содействия хельсинской верфи, системообразующему предприятию, во время санкционного кризиса.

Более того, финские власти тщательно следили за соблюдением российскими предпринимателями ограничений, которые наложили на деятельность компании антироссийские санкции ЕС. В условиях антироссийских санкций дальнейшая коммерческая деятельность российской компании «Арктех Хельсинки Шипъярд» оказалась невозможна.

В итоге, российская компания «Арктех Хельсинки Шипъярд», чьи инвестиции пошли на создание в Финляндии инновационного производства, была продана в офшор иностранным владельцам.[124] ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Другим антипримером финско-российского сотрудничества является история отношений финской компании Gasum, представляющей интересы Финляндии, и Газпрома, представляющего интересы Газпрома. В 1994 г. «Газпром» приобрел 25% акционерного капитала в финском газовом монополисте — концерне Gasum. Эта сделка стала самой крупной российской прямой инвестицией в Финляндии.[125] ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Между Газпромом и Gasum был заключен контракт на поставку газа до 2027 года. По условиям контракта «Газпром» построил газопровод в Финляндию. Согласно условиям контракта финское потребление газа должно было составить около 5 млрд.куб.м газа в год:

1994млрд. м3 1995 1996 1997 1998 1999 2000-2005 2006-2007 2008-2010 2011 2012- 2014 2015-2026 2027
3,2 3,4 3,6 3,8 4,5 4,9 5,2 5,6 6,0 5,5 4,5 5,5 3,0

Однако фактическое потребление в Финляндии было в два раза меньше при постоянном торге по цене на газ с финской стороны. ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Так, фактический отбор газа компанией Gasum составил:

2012 млрд м3 2013 2014 2015 2016 2017
3,75 3,54 3,11 2,75 2,53 2,36  

Итак, российская компания построила газопровод в Финляндию, осуществив крупнейшую ПИИ в финскую газовую компанию Gasum. Затем финская компания Gasum, представляющая интересы Финляндии, нарушила условия контракта с Газпромом и снизила объемы отбора газа из российской трубы и стала оказывать давление на российскую компанию с целью снижения цены на газ, что, в итоге, возымело действие. Снижение цены и объемов отборов газа из российской трубы сделало поставки газа в Финляндию нерентабельными, в связи с чем крупнейший инвестиционный проект России в Финляндии не смог выйти на самоокупаемость. В итоге, в 2016 году Газпром продал неприбыльный актив – долю в компании Gasum.[126]

На переговорах с Газпромом финская сторона обосновала нарушение условий газового контракта необходимостью снижения объемов потребления российского газа в связи выполнением обязательств перед Еврокомиссией по повышению доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны. ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Довод Финляндии о снижении объемов потребления российского газа стал неожиданностью для Газпрома, так как финские власти во время заключения газового контракта с Россией не заявляли о планах сокращения спроса на газ и намерениях присоединиться к долгосрочным мерам ЕС по ограничению спроса на природный газ.

Так, государственная компания Газпром изменила бы стратегию поведения на финском рынке и отказалась от участия в финском газовом проекте, если бы Финляндия на переговорах по газовому контракту поставила в известность Россию о том, что

- в Финляндии есть внутриполитические факторы, способные повлиять на соблюдение условий газового контракта с Россией,

- финские власти создают в стране общество, нейтральное к эмиссии углерода,

- в предстоящее десятилетие Финляндия будет стремительными темпами снижать потребление газа при производстве электроэнергии и тепла.[127] (Доля газа в производстве тепла в 2016 году составляла 17,5%, а в 2017 – 10,0%),

Вместе с тем, стоит отметить, что Финляндия могла не выполнять обязательства перед ЕС по сокращению эмиссии углерода, как это делали другие страны, например, Германия, Италия или Великобритания. Перечисленные страны не понесли серьезного наказания за нарушение требований Еврокомиссии.

Значит, у Финляндии не было веских причин нарушать условия контракта с Россией, так как невыполнение обязательств перед Еврокомиссией по созданию экономики с нулевой эмиссией углерода  не влекло для Финляндии тяжелых последствий.

Стоит отметить, что снижение объемов потребления российского газа происходило на фоне роста энергопотребления в Финляндии. Это означает, что спрос на рынке Финляндии рос, однако власти Финляндии под предлогом выполнения обязательств перед ЕС по сокращению эмиссии углерода умышленно нарушили условия контракта с российской компанией, вынудив Газпром снизить объемы прокачки и цену на газ, а в долгосрочном плане – покинуть финский рынок энергоносителей.

Так, снижение объемов потребления российского газа сделало нецелесообразным дальнейшее осуществление коммерческой деятельности Газпрома в стране. Из-за нарушения условий газового контракта постройка газопровода не окупилась, инвестиция Газпрома в финский газовый проект оказалась убыточной.

Стоит отметить, что после ухода Газпрома с финского рынка Финляндия нарастила усилия по созданию региональной газовой системы[128] и уже в 2018 году присоединилась к созданию трансрегионального газового проекта – газопровода Balticconnector, что означает, что финские власти не намерены полностью отказываться от использования не возобновляемых источников энергии, в частности газа.

Из этого следует, что создание экономики с нулевой эмиссией углерода не является приоритетной задачей для Финляндии, а значит сокращение потребления российского газа происходило по надуманной причине.

Таким образом, из-за политики Финляндии российская сторона потерпела значительные убытки: газовой проект Газпрома в Финляндии оказался убыточен, и Газпром оказался вынужден уйти с рынка Финляндии.

Таким образом,

- Сотрудничество с Финляндией имеет неравноправный характер и подвержено политическим рискам вследствие проевропейской ориентации Финляндии,

- Финляндия не заинтересована в долгосрочном российско-финском коммерческом и инвестиционном партнерстве,  

- Финские компании являются ненадежными бизнес-партнерами из-за членства Финляндии в ЕС, о чем свидетельствует негативный опыт кооперации финских и российских компаний.

- Из-за непредсказуемой политики ЕС и активной проевропейской позиции финских властей осуществление долгосрочных ПИИ в Финляндию рискованно и экономически невыгодно,

- Участие в финских проектах с долгосрочной окупаемостью рискованно из-за непредсказуемой политики ЕС и активной проевропейской позиции,

- Финская власть не считается с интересами иностранного бизнеса и в отношениях с иностранным бизнесом следует принципу «Ничего личного, только ЕС», а не принципу «Ничего личного, только бизнес».

Таким образом, вследствие активной проевропейской ориентации Финляндии, неравноправного характера российско-финского сотрудничества, негативного опыта кооперации финских и российских компаний, российско-финское сотрудничество по продвижению интересов финских компаний на рынках Евразии имеет слабые перспективы, в связи с чем перспективы увеличения присутствия финских предпринимателей на рынках регионов Евразии неблагоприятны.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Добавить про выводы работы

дооформить

В исследовании отмечено, что Правительство Финляндии проводит в отношении России политику «двухколейности», которая выражается в том, что финские партнерские контакты с Россией, осуществляемые в рамках национального внешнеполитического курса, должны быть адаптированы в соответствии с требованиями политического курса ЕС.

Помимо этого, в работе отмечено, что внешнеэкономическое партнерство России с Финляндией носит неравноправный характер: финская экономика защищена от избыточного присутствия иностранных компаний национальными протекционными мерами и законодательством Европейского союза.

Особое внимание в работе уделено тому, что Финляндия руководствуется политикой «двойных стандартов» в двусторонних отношениях с Россией. Эта политика нашла выражение в антироссийских санкциях и запрете на продажу российским компаниям определенных видов товаров. В связи с чем, сделан вывод, внешнеполитический курс Финляндии в отношении России перестал строиться на основе принципов добрососедства и равноправного партнерства.

В работе сделан вывод, что перспективы финской внешнеэкономической деятельности на пространстве Большой Евразии зависят от политики Европейского Союза, проводимой в отношении России, и в случае сохранения финским Правительством неблагоприятного внешнеполитического курса в отношении России, перспективы Финляндии на пространстве Большой Евразии неблагоприятные.



ПРИЛОЖЕНИЯ

1.[129]Свод товарной номенклатуры и таможенных пошлин представлен в приложении к Постановлению Совета (EЭC) от 23 июля 1987 года № 2658/87 «О тарифе, статистической номенклатуре и общем таможенном тарифе». Актуальный свод товарной номенклатуры опубликован в Официальном журнале ЕС и представлен на сайте Европейской Комиссии
eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:C:2015:076:FULL&from=EN

Единый таможенный тариф классифицирует товары с учетом мер торговой политики и тарифов, применяемых на территории ЕС (временное освобождение от пошлин, антидемпинговые пошлины и т.д.). Структура таможенного тарифа основана на 8-значном коде Комбинированной товарной номенклатуры и двух добавочных знаках (субпозиции TARIC).

2. [130]Все ставки таможенных пошлин также представлены на сайте Европейской комиссии, оснащенном системой автоматизированного поиска групп товаров и тарифов в зависимости от страны ввоза.
ec.europa.eu/taxation_customs/dds2/taric/ taric_consultation.jsp?Lang=en
Дополнительную информацию по вопросам таможенных формальностей можно получить на сайте Таможни Финляндии, в том числе на русском и английском языках. tulli.fi/ru/fiziceskim-licam

3.[131] Так, Закон об экспорте продукции оборонной промышленности 282/2012 регулирует осуществление экспорта, перевозки, транзита и посредничества в отношении продукции оборонной промышленности и устанавливает методы контроля в указанных сферах. В соответствии с Законом 282/2012 для осуществления экспорта, перевозки, транзита и посредничества в отношении продукции оборонной промышленности необходимо получить разрешение (лицензию) у Правительства Финляндии. Заявление на получение такого разрешения подается в письменной форме в Министерство обороны.

4.[132] Закон о мониторинге за приобретением иностранцами компаний в Финляндии (172/2012, далее – Закон) регулирует осуществляемый Правительством Финляндии мониторинг и ограничение сделок по приобретению финских компаний иностранными лицами с целью соблюдения национальных интересов Финляндии.

В Законе дается детальное определение «иностранного лица». Так, для целей приобретения бизнеса иностранным признается любое лицо, которое зарегистрировано в странах, не входящих в ЕС или в ЕАСТ, или юридическое лицо, в котором минимум 1/10 голосов в любом из органов управления (или фактического контроля) принадлежит юридическому лицу из стран, не входящих в ЕС или ЕАСТ.

Согласно Закону, иностранные физические и юридические лица могут свободно приобретать акции финских компаний. Такие действия не предусматривают получения разрешений или согласования со стороны соответствующих финских государственных органов, если речь не идет о «важных национальных интересах» или о «предприятии, которое подлежит мониторингу». Под «важным национальным интересом» понимаются обеспечение обороны государства и обеспечение общественного порядка и безопасности. Под «предприятием, которое подлежит мониторингу» понимается предприятие оборонной промышленности, а также предприятие или сообщество, деятельность которого является жизненно важной для общества. Запрос для получения одобрения сделки по приобретению иностранными компаниями финских оборонных компаний подлежит направлению в Министерство занятости и экономики Финляндии в обязательном порядке.

Дополнительно в Финляндии существуют требования к нерезидентам Европейской экономической зоны, работающим на территории страны - нерезиденты обязаны получать лицензию или нотификацию для начала деятельности в определенных регулируемых отраслях экономики Финляндии. Финляндия имеет двусторонние соглашения о защите инвестиций с 82 странами мира.

5. Основные макроэкономические показатели Финляндии за 2016-2018 гг.

Показатель 2016 2017 2018
ВВП (в текущих ценах), млрд. евро 216,1 223,9 233,6
Прирост реального ВВП, % 2,8 2,7 2,3
Индекс промышленного производства, % 1,2 3,9 3,7
Индекс потребительских цен, % 0,4 0,7 1,1
Уровень безработицы к экономически активному населению, % 8,8 8,6 7,4
Международные резервы, млрд. евро 9,9 8,6 9,0
Дефицит/профицит бюджета, % ВВП -1,7 -0,8 -0,7
Курс национальной валюты к долл. США   1,1069 1,1297 1,1810
Государственный долг, млрд. евро 136,1 137,3 137,5
Государственный долг, % ВВП 63,0 61,3 58,9
Учетная ставка национального банка, % 0,0 0,0 0,0
Товарооборот, млрд. евро 106,9 122,2 130,4
Оборот услуг млрд. евро 51,2 54,1 58,0
Экспорт товаров, млрд. евро 51,9 59,7 63,9
Импорт товаров, млрд. евро 55,0 62,5 66,5
Экспорт торговых услуг, млрд. евро 24,3 26,5 27,8
Импорт торговых услуг, млрд. евро 26,9 27,6 30,2
Кредитный рейтинг (по данным агентства Standard & Poors) Аа1 Аа1 Аа1

Источники: Статистический центр Финляндии, Таможенное управление Финляндии, Банк Финляндии, апрель 2019 г.

6. Стоит отметить, что в докризисном 2008 году удельный вес машин и оборудования в финском экспорте составлял 43,7%. Основу машиностроительного экспорта сформировала продукция товарных групп «Машины для отдельных отраслей промышленности» (7,0%) и «Дорожные транспортные средства» (6,2%). На такие подгруппы машин и оборудования, экспортируемых Финляндией, как электрические машины и оборудование для базовых отраслей промышленности пришлось 3,6% и 4,4% соответственно. Удельный вес телекоммуникационного оборудования в 2018 году был незначителен и составил всего 1,4%, сократившись по сравнению с уровнем 2008 года более чем в 10 раз.

Вся технологическая продукция, производимая в стране либо импортируемая, должна соответствовать требованиям технических регламентов, принятых в Евросоюзе.

7.[133] Объем портфеля заказов машиностроительных предприятий на конец 2018 года сократился незначительно – на 1,8% - по сравнению с 2017 годом и составил 6,6 млрд. евро. При этом основная доля заказов приходилась на внешние рынки (более 80%).

Однако рост экспорта был зафиксирован не во всех отраслях машиностроения, в частности, экспорт двигателей и автомобильных комплектующих снизился более чем на 3% (Рисунок).

Машиностроительная продукция играет существенную роль в товарообороте между Россией и Финляндией. В 2018 году объем экспорта финской машиностроительной продукции в Россию вырос на 9,3% по сравнению с 2017 годом и составил 1,2 млрд. евро (8,2 % от общего экспорта машиностроительной продукции). При этом наша страна занимает третью строчку среди основных зарубежных покупателей данной продукции после Германии и Швеции. В то же время значительно сократился финский экспорт машиностроительной продукции в Эстонию - на 35,4% (-186,9 млн. евро) и в Ирландию - на 79,6% (-135,9 млн. евро).

Рисунок





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: