Участники Венского конгресса

 

 

Конгресс открылся в начале ноября 1814 года с участием 450 дипломатов из 126 европейских стран, за исключением Турции. Решения принимались на заседаниях представителей пяти держав (России, Великобритании, Пруссии, Австрии, Франции) или в специальных органах – Комитете по германским делам (создан 14 октября), Комитете по швейцарским делам (создан 14 ноября) и статистической комиссии (создан 24 декабря) и др.

Россию на Конгрессе представляли Александр I, К. В. Нессельроде и А. К. Разумовский (Иоганн фон Анштетт принимал участие в работе специальных комиссий); Великобританию – Р. С. Каслри и А. В. Веллингтон; Австрию – Франц I и К. Меттерних; Пруссию – К. А. Гарденберг, В. Гумбольдт; Францию – Шарль Морис де Талейран-Перигор; Португалию – Педро де Соуза Гольштейн – де – пальм; Швецию-граф Карл Аксель Аевенхъельм и Испанию-Педро Гомес Лабрадор.

Предметом обсуждения на Конгрессе стали такие важные вопросы, как политическое устройство Германии и границы германских государств, статус Швейцарии, политическая ситуация в Италии, судоходство по международным рекам (Рейн, Маас, Мозель и др.), а также торговля неграми. Попытка России поставить вопрос о положении христианского населения в Османской империи и предоставить ему право вмешиваться в ее оборону не отвечала пониманию других держав.

Каждая делегация стремилась получить свою собственную выгоду на Конгрессе и пришла со своими собственными конкретными целями и планами. Великобритания намеревалась расширить и укрепить свое морское и торговое господство и надеялась, что вся Центральная Европа, образуя группу родственных государств, благодаря их взаимной сплоченности и сопротивлению сохранит желаемое британским министерством равновесие [25, с.312].

Россия шла на Конгресс уверенно, как самая влиятельная держава в Европе. Это было связано прежде всего с тем, что, прежде всего, Россия выступала в роли спасителя Европы от Наполеона. Также, русская армия была очень дисциплинированной, закаленной в боях и самой мощной на европейском континенте. И заключительный момент в том, что, русский император, поддерживаемый своим народом, организатор коалиции, сокрушившей Наполеона, был убежден в особой миссии России как гаранта безопасности в Европе. У Александра была своя программа сохранения европейского мира. Он считал Наполеона следствием Французской революции, которая разрушила основы старого порядка: христианскую веру и монархическое устройство государств, и полагал, что даже после падения Наполеона революционные идеи будут продолжать бродить в европейском обществе, подготавливая новых потенциальных Наполеонов. Объединить монархическую Европу с традиционными ценностями и идеалами, чтобы противостоять новым потрясениям [24, с.52], – такова была главная идея Александра, которая должна была быть реализована на Венском конгрессе.

Кроме того, русский царь открыто заявил, что Европа должна заплатить России хоть что-то за принесенные им жертвы, и единственной платой, которую просил Александр I, была польская земля [24, с.74].

Несомненно, у участников Конгресса были общие цели, которые необходимо было реализовать как можно скорее. Саксонский вопрос, например, был одной из тех проблем, которые вызывали у Талейрана большое беспокойство при обсуждении. Он ни в коем случае не допускал передачи Саксонии прусскому королю, потому что это, несомненно, укрепляло Пруссию, непосредственного соседа Франции. Фридрих Вильгельм III и его дипломатические представители играли на Конгрессе второстепенную роль, король был относительно спокоен, так как Александр обещал передать ему саксонские земли. Однако остальные члены коалиции были крайне недовольны этим.

В конце декабря 1814 года Талейран убедил Меттерниха и Каслри в необходимости заключения соглашения между Францией, Австрией и Англией. Это секретное соглашение было подписано 3 января 1815 года, и в нем содержалась идея создания оборонительного союза в рамках выполнения условий Парижского договора: "стороны считают необходимым поддерживать по взаимному согласию принцип справедливости и права и, желая, тем не менее, осуществить положения Парижского договора наиболее соответствующим его истинным целям и духу образом, решили взаимно заключить торжественное соглашение и заключить оборонительный союз» [23, с.169]. Талейран ликовал; этот момент был верхом его дипломатического мастерства. В своих мемуарах он самодовольно вспоминал, что воспользовался разногласиями, царившими между союзниками, и сумел привести к созданию нового Союза, в котором главная роль принадлежала Франции [11, С.88-106]. Таким образом, Талейран использовал легитимистскую интерпретацию как инструмент в дипломатической борьбе против своих оппонентов. Правительства, спасенные и освобожденные Александром I, теперь были его врагами: Великобритания, которая закончила изнурительную войну с помощью России, Австрия, которая возместила все свои потери, и Франция, которая была обязана русскому царю тем, что она не была стерта с карты Европы, объединились против России.

Следующий вопрос, который должен был решить Конгресс, был немецкий. Германская проблема была одной из важных составляющих послевоенного восстановления Европы. 14 октября 1814 года был создан Комитет по делам Германии, в состав которого вошли представители Австрии, Пруссии, Баварии, Вюртемберга и Ганновера. Меттерних выдвинул свой план создания Германского союза, который объединил бы 38 германских государств, а также Австрию и Пруссию. Она должна была управляться Сеймом, который должен был состоять из представителей всех государств-членов Союза [26, с.175]. После долгих обсуждений был подготовлен Австро-российский проект германской конституции. Тем не менее через месяц после образования Комитета Нессельроде направил Меттерниху и Гарденбергу ноту в поддержку Австро-Прусского плана восстановления Германии. В нем германская Федерация должна быть создана на основе следующих положений: вопросы войны и мира находятся во власти Федерации, Федеральный суд должен разрешать споры между членами Федерации, главой Федерации должна быть Директория из пяти членов, во владении князей учреждается местное Представительное Собрание, а Федерация имеет право регулировать общее право населения Германии. Было также отмечено, что российский император не только поддержал этот план, но и выразил готовность вмешаться, если того потребуют обстоятельства [21, с.269]. Конечно, интерес Александра к германскому вопросу ограничивался теми важными положениями плана, которые были непосредственно связаны только с европейской политикой.

Конгресс, вопреки ожиданиям, не пришел к окончательному решению спорных вопросов, и Франция, благодаря усилиям Талейрана, восстановила свои позиции великой державы и добилась раскола четвертого Союза. Но внезапно все снова оказалось под вопросом: и судьба Европы, и будущее Франции; нерешенные вопросы были отодвинуты дипломатами на задний план; европейские державы снова были против этого. В Европу пришла новая беда, причем с той стороны, откуда ее не ждали. В Вену пришла страшная весть о том, что Наполеон бежал с острова Эльба и высадился в бухте Жуан.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: