Коррекционная программа по преодолению школьной тревожности

Школьная тревожность является признаком школьной дезадаптации обучающегося с ЗПР, отрицательно влияет не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологиче­ского благополучия.

Причины тревожности у обучающихся первого года обучения в основной школе:

- учебные перегрузки;

- неадекватные, чаще всего завышенные требования; противоречивые требования, которые предъявляются к подростку родителями и / или школой, сверстниками;

- неспособность учащегося справиться со школьной програм­мой;

- неблагоприятные отношения с педагогами;

- регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

- смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.

Задачи программы:

1. Развитие у подростков умений и навыков психофизической саморегуляции, навыков владения собой в критических ситуациях;

2. Формирование и совершенствование коммуникативных компетенций подростков: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;

3. Формирование адекватной самооценки подростков, развитие уверенности в своих силах;

4. Развитие позитивного самовосприятия;

5. Развитие и совершенствование навыков ответственного поведения: умение ставить цель, брать ответственность, осуществлять самоанализ своей деятельности;

6. Развитие навыков коллективной работы.

Предполагаемые результаты: повышение уровня развития самоконтроля, самодисциплины; способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»; стремление к сотрудничеству со сверстниками, взрослыми; осознание важности и смысла процесса обучения; стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию; осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Методы диагностики школьной тревожности: наблюдение, экспертные оценки педагогов и родителей, методика диагно­стики школьной тревожности А. М. Прихожан, тест школьной тревожности Филлипса, Шкала тревожности, проективные и психосемантические методы (рисунки, незаконченные предложения, ЦАМ А. М.Парачева).


 


№ занятия Примерная тема Содержание Результат
1. «Узнать себя» - обучение умению понимать себя и окружающих; - формирование групповой сплоченности; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в классе и школе.
2. «Мир вокруг. Как общаться» - выявление представлений обучающихся о значении общения в жизни человека; - развитие способности принимать друг друга.
3. «Пойми меня» - выявление представлений обучающихся о значении общения в жизни человека; - развитие способности принимать друг друга.
4. «Что думают обо мне окружающие» - формирование способности к самоанализу - формирование адекватной самооценки своих действий, поступков.
5. «Моя самооценка» - формирование способности к самоанализу - формирование адекватной самооценки своих действий, поступков.
6-7. «Найти друга» - формирование навыков взаимодействия со сверстниками; - совершенствование навыков общения
8-9. «Своя и чужая агрессия» - обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры. - развитие ответственного поведения и коммуникативных навыков;  
10. «Как владеть собой» - формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности; - снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе
11. «Как сказать «нет» - развитие навыков анализа чувств и мотивов своей деятельности; развитие представлений о ценности другого человека и себя самого; - развитие умения уважать права других людей; повышение понимания подростком значимости и уникальности каждой личности.
12. «Азбука общения» - обучение приемам общения между учителями и подростками, между подростками и родителями, родителями и учителями. - эффективно взаимодействовать, общаться.
13. «Учимся преодолевать конфликты» - развитие навыков конструктивного взаимодействия; - повышение уровня конфликтной компетентности. - актуализация ценностей конструктивного разрешения конфликтов у подростков.
14. «Я управляю своими эмоциями» - формирование уверенности в себе, приобретение практических навыков в общении, развитие эмоционально - волевой сферы. - снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе
15.

Итоговое занятие.

 



Методы работы:

1. Ролевые игры.

2. Дискуссии.

3. Визуализация.

4. Рисуночная арт-терапия.

5. Моделирование образцов поведения.

6. Использование метафор.

Принципы работы:

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность обучающихся давать обратную связь участникам группы и педагогу-психологу, а также принимать ее.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие обучающимся самостоятельно познавать особенности своей личности.

Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения обучающихся на занятиях.

Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать обучающихся.

 





Количество занятий и перечень предлагаемых тем являются примерными.

 



ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: