Школьная тревожность является признаком школьной дезадаптации обучающегося с ЗПР, отрицательно влияет не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Причины тревожности у обучающихся первого года обучения в основной школе:
- учебные перегрузки;
- неадекватные, чаще всего завышенные требования; противоречивые требования, которые предъявляются к подростку родителями и / или школой, сверстниками;
- неспособность учащегося справиться со школьной программой;
- неблагоприятные отношения с педагогами;
- регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
- смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.
Задачи программы:
1. Развитие у подростков умений и навыков психофизической саморегуляции, навыков владения собой в критических ситуациях;
2. Формирование и совершенствование коммуникативных компетенций подростков: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;
|
|
3. Формирование адекватной самооценки подростков, развитие уверенности в своих силах;
4. Развитие позитивного самовосприятия;
5. Развитие и совершенствование навыков ответственного поведения: умение ставить цель, брать ответственность, осуществлять самоанализ своей деятельности;
6. Развитие навыков коллективной работы.
Предполагаемые результаты: повышение уровня развития самоконтроля, самодисциплины; способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя; адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»; стремление к сотрудничеству со сверстниками, взрослыми; осознание важности и смысла процесса обучения; стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию; осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Методы диагностики школьной тревожности: наблюдение, экспертные оценки педагогов и родителей, методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан, тест школьной тревожности Филлипса, Шкала тревожности, проективные и психосемантические методы (рисунки, незаконченные предложения, ЦАМ А. М.Парачева).
№ занятия | Примерная тема | Содержание | Результат | ||
1. | «Узнать себя» | - обучение умению понимать себя и окружающих; - формирование групповой сплоченности; | - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в классе и школе. | ||
2. | «Мир вокруг. Как общаться» | - выявление представлений обучающихся о значении общения в жизни человека; | - развитие способности принимать друг друга. | ||
3. | «Пойми меня» | - выявление представлений обучающихся о значении общения в жизни человека; | - развитие способности принимать друг друга. | ||
4. | «Что думают обо мне окружающие» | - формирование способности к самоанализу | - формирование адекватной самооценки своих действий, поступков. | ||
5. | «Моя самооценка» | - формирование способности к самоанализу | - формирование адекватной самооценки своих действий, поступков. | ||
6-7. | «Найти друга» | - формирование навыков взаимодействия со сверстниками; | - совершенствование навыков общения | ||
8-9. | «Своя и чужая агрессия» | - обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры. | - развитие ответственного поведения и коммуникативных навыков; | ||
10. | «Как владеть собой» | - формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности; | - снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе | ||
11. | «Как сказать «нет» | - развитие навыков анализа чувств и мотивов своей деятельности; развитие представлений о ценности другого человека и себя самого; | - развитие умения уважать права других людей; повышение понимания подростком значимости и уникальности каждой личности. | ||
12. | «Азбука общения» | - обучение приемам общения между учителями и подростками, между подростками и родителями, родителями и учителями. | - эффективно взаимодействовать, общаться. | ||
13. | «Учимся преодолевать конфликты» | - развитие навыков конструктивного взаимодействия; - повышение уровня конфликтной компетентности. | - актуализация ценностей конструктивного разрешения конфликтов у подростков. | ||
14. | «Я управляю своими эмоциями» | - формирование уверенности в себе, приобретение практических навыков в общении, развитие эмоционально - волевой сферы. | - снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе | ||
15. | Итоговое занятие.
|
Методы работы:
1. Ролевые игры.
2. Дискуссии.
3. Визуализация.
4. Рисуночная арт-терапия.
5. Моделирование образцов поведения.
6. Использование метафор.
Принципы работы:
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность обучающихся давать обратную связь участникам группы и педагогу-психологу, а также принимать ее.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие обучающимся самостоятельно познавать особенности своей личности.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения обучающихся на занятиях.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать обучающихся.
Количество занятий и перечень предлагаемых тем являются примерными.
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ)