Содержание курса коррекционно-развивающих логопедических занятий

Коррекционная работа ведется по трем блокам данной программы:

I. Развитие языкового анализа и синтеза, фонематических процессов.

II. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.

III. Совершенствование лексической стороны речи.

Параллельно осуществляется работа по развитию памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, речевой активности, формированию УУД, общей и мелкой моторики, оптико-пространственных и пространственно-временных представлений.

I БЛОК

Первый блок «Развитие языкового анализа и синтеза» включает в себя следующие разделы:

• развитие анализа предложений;

• развитие слогового анализа и синтеза;

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Темы занятий:

• Предложение. Слово.

• Определение границ предложения. Оформление предложения на письме.

• Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

• Второстепенные члены предложения. Смысловая и грамматическая связь слов в предложении.

• Количественный и последовательный анализ предложений на слова.

• Предлоги. Значение, правописание.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова

Темы занятий:

• Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

• Слогообразующая роль гласных. Типы слогов.

• Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Правила переноса слов.

• Ударение. Смысло- и форморазличительная роль ударения.

• Ударение. Ударные и безударные слоги в слове. Схемы слого-ритмической структуры слова.

• Ударные и безударные гласные в слове. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

Развитие сложных форм фонематического анализа

Темы занятий:

• Гласные I и II ряда. Йотированные гласные.

• Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.

• Разделительный Ь и Ь — показатель мягкости согласных.

• Разделительный Ъ и разделительный Ь знак.

• Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

• Непроизносимые согласные в корне слова.

• Фонематический анализ слов.

II БЛОК

Второй блок «Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи» предусматривает проведение работы по трем направлениям:

1. совершенствование навыков словообразования;

2. совершенствование навыков словоизменения;

3. дифференциация частей речи.

Совершенствование навыков словообразования

Темы занятий:

• Состав слова. Корень.

• Однокоренные слова.

• Сложные слова.

• Образование слов с помощью суффиксов. Смысловая нагрузка суффиксов.

• Образование слов с помощью приставок. Смысловая нагрузка приставок. Безударные гласные в приставках.

• Предлоги и приставки.

Совершенствование навыков словоизменения

Темы занятий:

• Имя существительное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение существительных по числам и родам.

• Предложно-падежные конструкции имен существительных.

• Имя прилагательное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение прилагательных по числам и родам.

• Предложно-падежные конструкции имен прилагательных.

• Глагол. Грамматическое и лексическое значение. Изменение глаголов по числам и временам.

• Глагол. Согласование существительных и глаголов в роде и числе.

• Глаголы совершенного и несовершенного вида.

• Дифференциация частей речи.

III БЛОК

Совершенствование лексической стороны речи

Темы занятий:

• Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.

• Прямое и переносное значение слов.

• Антонимы.

• Синонимы.

• Синонимы и антонимы.

• Омонимы.

• Словосочетание.

• Словосочетание и фразеологические обороты.

• Словосочетание и предложение.

Принципы логопедической работы

Коррекционно-развивающая логопедическая работа по данной программе базируется на следующих основных принципах:

1. принцип системности: коррекционный процесс предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы;

2. принцип комплексности: коррекция данного речевого нарушения должна носить медико-психолого-педагогический характер;

3. этиопатогенетический принцип (принцип учета этиологии и патогенеза): в процессе коррекции необходимо учитывать причины и механизмы данного речевого нарушения;

4. онтогенетический принцип (принцип учета закономерностей нормального хода речевого развития);

5. принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений;

6. принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы;

7. принцип деятельного подхода;

8. принцип учета ведущей деятельности;

9. принцип индивидуального подхода;

10. принцип поэтапного формирования умственных действий;

11. принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;

12. принцип тесного сотрудничества с родителями;

13. общедидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности)

Планируемые результаты программы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: