Коррекционная работа ведется по трем блокам данной программы:
I. Развитие языкового анализа и синтеза, фонематических процессов.
II. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
III. Совершенствование лексической стороны речи.
Параллельно осуществляется работа по развитию памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, речевой активности, формированию УУД, общей и мелкой моторики, оптико-пространственных и пространственно-временных представлений.
I БЛОК
Первый блок «Развитие языкового анализа и синтеза» включает в себя следующие разделы:
• развитие анализа предложений;
• развитие слогового анализа и синтеза;
• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения
Темы занятий:
• Предложение. Слово.
• Определение границ предложения. Оформление предложения на письме.
• Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
• Второстепенные члены предложения. Смысловая и грамматическая связь слов в предложении.
|
|
• Количественный и последовательный анализ предложений на слова.
• Предлоги. Значение, правописание.
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова
Темы занятий:
• Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
• Слогообразующая роль гласных. Типы слогов.
• Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Правила переноса слов.
• Ударение. Смысло- и форморазличительная роль ударения.
• Ударение. Ударные и безударные слоги в слове. Схемы слого-ритмической структуры слова.
• Ударные и безударные гласные в слове. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
Развитие сложных форм фонематического анализа
Темы занятий:
• Гласные I и II ряда. Йотированные гласные.
• Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.
• Разделительный Ь и Ь — показатель мягкости согласных.
• Разделительный Ъ и разделительный Ь знак.
• Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.
• Непроизносимые согласные в корне слова.
• Фонематический анализ слов.
II БЛОК
Второй блок «Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи» предусматривает проведение работы по трем направлениям:
1. совершенствование навыков словообразования;
2. совершенствование навыков словоизменения;
3. дифференциация частей речи.
Совершенствование навыков словообразования
Темы занятий:
• Состав слова. Корень.
• Однокоренные слова.
• Сложные слова.
• Образование слов с помощью суффиксов. Смысловая нагрузка суффиксов.
|
|
• Образование слов с помощью приставок. Смысловая нагрузка приставок. Безударные гласные в приставках.
• Предлоги и приставки.
Совершенствование навыков словоизменения
Темы занятий:
• Имя существительное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение существительных по числам и родам.
• Предложно-падежные конструкции имен существительных.
• Имя прилагательное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение прилагательных по числам и родам.
• Предложно-падежные конструкции имен прилагательных.
• Глагол. Грамматическое и лексическое значение. Изменение глаголов по числам и временам.
• Глагол. Согласование существительных и глаголов в роде и числе.
• Глаголы совершенного и несовершенного вида.
• Дифференциация частей речи.
III БЛОК
Совершенствование лексической стороны речи
Темы занятий:
• Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.
• Прямое и переносное значение слов.
• Антонимы.
• Синонимы.
• Синонимы и антонимы.
• Омонимы.
• Словосочетание.
• Словосочетание и фразеологические обороты.
• Словосочетание и предложение.
Принципы логопедической работы
Коррекционно-развивающая логопедическая работа по данной программе базируется на следующих основных принципах:
1. принцип системности: коррекционный процесс предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы;
2. принцип комплексности: коррекция данного речевого нарушения должна носить медико-психолого-педагогический характер;
3. этиопатогенетический принцип (принцип учета этиологии и патогенеза): в процессе коррекции необходимо учитывать причины и механизмы данного речевого нарушения;
4. онтогенетический принцип (принцип учета закономерностей нормального хода речевого развития);
5. принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений;
6. принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы;
7. принцип деятельного подхода;
8. принцип учета ведущей деятельности;
9. принцип индивидуального подхода;
10. принцип поэтапного формирования умственных действий;
11. принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
12. принцип тесного сотрудничества с родителями;
13. общедидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности)
Планируемые результаты программы