Система экспертизы граждан с целью установления инвалидности в Российской Федерации

Служба, занимающаяся экспертизой граждан с целью установления инвалидности, появилась около ста лет назад. Первые декреты по социальному страхованию, предусматривающие выплаты денежных компенсаций работникам, получившим увечья, и создание государственных органов врачебной экспертизы, были приняты в 1917 году. При страховых кассах были созданы врачебно-контрольные комиссии, основной задачей которых было определение степени утраты трудоспособности в процентах.

Положением о социальном обеспечении и Кодексом законов о труде от 1918 года была предусмотрена первая организационная структура государственной врачебной экспертизы в виде губернских и уездных бюро с тремя задачами - определение инвалидности, видов работ, которые может выполнять лицо, прошедшее экспертизу, и возможностей восстановления его трудоспособности. В первые годы бюро находились в ведении органов социального обеспечения, страхования, труда. В 1921 году они были переданы органам здравоохранения, а в 1929 году врачебно-трудовая экспертиза вновь вошла в структуру органов социального страхования и социального обеспечения.

В 1924 г. было разработано и утверждено первое Положение о врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), в котором оп­ределялись критерии установления группы инвалидности. Принятое в 1956 г. усовершенствованное положение о ВТЭК просуществовало до 1996 г. В задачи ВТЭК входили оценка состояния трудоспособности при возникновении заболеваний и травм, влекущих за собой снижение трудоспособности, изучение причин заболеваемости и инвалидности, установление научно-обоснованных трудовых рекомендаций инвалидам, позволяющих им участвовать в общественно-полезном труде. С 1963 г. в обязанности ВТЭК вменялась реабилитационная деятельность, которая сводилась исключительно к установлению профессиональной пригодности и содействию трудоустрой­ства инвалидов. Причем определение того, какую профессиональ­ную деятельность освидетельствуемый может выполнять, осно­вывалось только на медицинских кри­териях.

Созданием научной базы врачебно-трудовой экспертизы и проведением научно-исследовательской работы в данной области с 30-х годов прошлого века занимались «Институт экспертизы трудоспособности» при Московском областном отделе здравоохранения и «Центральный научно-исследовательский институт трудоустройства инвалидов», которые в 1937 году были объединены в «Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности инвалидов» (ЦИЭТИН). В последующие годы на базе этого института был создан Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (ФЦЭРИ), ставший ведущим научным учреждением по проблемам инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а с 1 января 2005 года он преобразован в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.

С 1996 года произошла реорганизация системы врачебно-трудовой экспертизы в систему медико-социальной экспертизы.

Появление термина «медико-социальная экспертиза» взамен «врачебно-трудовой экспертизы» обусловлено, прежде всего, изменением понятия инвалидности, связанным не только с ограничением трудоспособности, но и с другими ограничениями жизнедеятельности (самообслуживанием, передвижением, общением, ориентацией, обучением, контролем за своим поведением). Первоначально же понятие «инвалид» определялось преимущественно медико-биологическим содержанием: инвалидом считался человек, имеющий тяжелые хронические заболевания или грубые анатомические дефекты, ограничивающие его трудоспособность. Существовавшие длительное время подобные определения по сути не раскрывали полного значения инвалидности. Сначала 90-х годов традиционные принципы государственной политики в отношении инвалидов утратили свою эффективность. Надо было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права.

С принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. была определена государственная политика в отношении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Данный закон ввел новое понятие инвалидности и статуса инвалида, потребовал коренного изменения организационно-методических подходов к установлению инвалидности, критериев ее оценки, формированию основных принципов медико-социальной экспертизы.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В соответствии с Законом медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Инвалидность следует рассматривать как сложное социальное явление, которое зависит от многих социально-экономических, идеологических, правовых и других факторов - всего многообразия материальной и духовной жизни, присущих обществу и необходимых для полноценной социальной жизни, социальной достаточности личности.

В связи с этим медико-социальная экспертиза должна оценивать нарушенные функции организма не только применительно к трудовой деятельности, как это было при проведении врачебно-трудовой экспертизы, но и с точки зрения всех аспектов жизни человека (биологической, личностной, социальной).

Кроме этого, современная служба медико-социальной экспертизы призвана определять нуждаемость инвалидов в комплексных мерах медицинской, социальной, профессиональной реабилитации, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций с целью снятия или уменьшения ограничений жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: