Но изменилась ли роль учителя?

Учитель-консультант, т.е.владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.

Учитель-модератор. Модерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.

Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика

Технологическая карта современного урока более подробно

раскрывает структуру и содержание урока по ФГОС:

1. Организация начала занятия

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу занятия)

4. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)

5. Усвоение новых знаний и способов действий

6. Первичная проверка понимания

7. Первичное закрепление (организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу)

8. Применение знаний и умений в новой ситуации (творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений)

9. Обобщение и систематизация знаний

10. Контроль и самопроверка знаний

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

12. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Конечно, было сказано, что ведущая роль теперь у ученика, и все-таки главную роль на уроке, по-моему, играет учитель. Именно от него зависит, будет ли та или иная методика работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся.В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Исходя из перечисленного формируются виды деят-ти учителя и учащихся на разных этапах урока:

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ НА УРОКЕ.

1. Повышенный уровень сложности, задания должны носить проблемный и поисковый характер.

2. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета или из разных предметов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА.

Мобилизующий этап:

1. Выполняя предложенные учителем задания, частично поискового характера, определяет тему урока.

2. Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию.

3. Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.

Этап овладения новыми знаниями:

1. Сам формулирует задания на основе имеющегося опыта работы с аналогичными заданиями.

2. Выполняет задания, комментируя и поясняя свои действия.

3. Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.

Этап рефлексии: 1. Вспоминает ход урока. 2. Анализирует свою деятельность или деятельность товарищей на уроке. 3.Формулирует свои впечатления.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ.

1. Учитель чётко и точно формулирует задания.

2. Не даёт новые знания в готовом виде.

3. Не повторяет задание два раза.

4. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам (взаимоконтроль).

5. Не повторяет то, что уже сказали ученики.

6. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

7. Подбирает комплексные задания (возможность посмотреть на задание с разных сторон и предложить различные варианты решения).

Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. Деятельностный подход на уроках осуществляется через

1. моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

2. использование активных и интерактивных методик;

3. участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

4. вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.







Этап Целеполагание.

2 Если это урок открытия новых знаний Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения.

Первичное закрепление

Цель этапа: развитие общеучебных умений и навыков; способности к комментированию, обоснованию своих действий, соотнесению своих действий с планом

Задачи этапа: применение нового знания в типовых заданиях

  • Способы: фронтальная работа, работа в парах
  • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием, задания выполняются с проговариванием алгоритма

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: