Основные категории речевой коммуникации

Кузнецова Т. Д. 2020

Лекция 1. Введение в учебную дисциплину «Речевые практики».

План лекции (1 час)

1. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «Речевая коммуникация».

Междисциплинарные связи.

2. Основные категории речевой коммуникации: речевая ситуация, речевой

акт, речевое общение, речевая коммуникация, речевая деятельность.

3. Понятие коммуникативной компетентности. Атрибуты коммуникативной

компетенции. Формализованная и не формализованная коммуникативная

компетенция.

4. Функции речевой коммуникации. Роль речевой коммуникации в

профессиональной деятельности.

Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «Речевая коммуникация».

Междисциплинарные связи.

«Речевая коммуникация» – учебная дисциплина, объектом изучения которой

является речевое взаимодействие между людьми. В качестве предмета учебной

дисциплины постулируется культура речевого общения, представленная в ее языковом,

логическом, риторическом, психологическом и этическом аспектах, а так же технологии

эффективной речевой коммуникации.

Цель учебной дисциплины «Речевая коммуникация»: сформировать целостное

представление о специфике речевого взаимодействия людей в процессе их

профессиональной деятельности, а также навыки правильного использования языковых,

логических, риторических, психологических и этических средств для эффективного

свободного общениях в разных ситуациях; научить использовать основные стратегии и

тактические приемы речевой коммуникации с целью убеждения, внушения; продуктивно

работать с информацией.

Задачи учебной дисциплины «Речевая коммуникация»:

 определить категориальный аппарат дисциплины, представить структурно-

системный анализ феномена речевой коммуникации (типы, виды, уровни и

формы);

 раскрыть основы языковой, логической, риторической, психологической и

этической культуры речевой коммуникации;

 раскрыть содержание и особенности применения основных технологий речевой

коммуникации;

 определить тенденции в использовании искусства речевого воздействия в

контексте современности.

Изучив учебную дисциплину «Речевая коммуникация», студенты должны знать:

 основные категории речевой коммуникации;

 приемы и методы формирования системы делового и межличностного

(бесконфликтного) общения;

 пути достижения согласия в речевой коммуникации.

студенты должны уметь:

 грамотно вербализировать содержание своих мыслей;

 выстраивать эффективную стратегию речевого взаимодействия;

 объективно оценивать и учитывать эго-состояние собеседника в процессе речевого

взаимодействия;

 критически оценивать любые речевые события;

 противостоять манипуляциям над сознанием.

студенты должны владеть навыками

 использования речевых тактик общения в процессе повседневной и жизни и в

профессиональной деятельности;

 речевого портретирования личности;

 публичного выступления;

 критического анализа речевых событий и фильтрации информации;

 самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

.

В процессе изучения дисциплины должны быть сформированы следующие

компетенции:

 готовность и способность к дальнейшему самостоятельному овладению

психологическими, этическими, языковыми, логическими и риторическими

приѐмами речевой коммуникации, методами построения различных событий речевого

общения;

 умение отбирать и обрабатывать информацию с учетом цели общения;

 готовность и способность выступать публично;

 готовность и способность обосновывать выдвинутое положение;

 умение отстаивать собственную точку зрения;

 способность оказывать убеждающее воздействие на партнера;

 умение использовать различные стратегии и тактики в деловом общении;

 владение техникой построения речи разной тематики и направленности.

Основные категории речевой коммуникации.

Речевая деятельность - процесс активного, целенаправленного, опосредованного

языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой.

Речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного

акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более

высокого порядка. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь

самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть

удовлетворен другим способом, кроме речевого.

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия

участников коммуникации, который направлен на достижение конкретной, жизненной

целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой

деятельности. В качестве основных единиц речевого общения исследователи выделяют

речевой акт, речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие.

Речевой акт — целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с

принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица

нормативного речевого поведения. Основными чертами речевого акта являются:

намеренность (интенциональность), целеустремлѐнность и конвенциональность.

Речевая ситуация - обстановка, в которой осуществляется речевое

взаимодействие коммуникантов, то, что помогает понять высказывание. Известно, что

речевое высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет

определенный набор участников (говорящий и слушающий или слушающие). Речевая

ситуация позволяет адекватно воспринимать сообщение, конкретизирует значение ряда

грамматических категорий. Она позволяет также правильно толковать высказывание,

уточняет его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявляет

причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.д.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет его языковые

средства.

Речевое событие - социально значимый, имеющий определенную форму процесс

речевого взаимодействия коммуникантов, ограниченный во времени и пространстве.

Речевое событие составляют два главных компонента:

1) словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты,

мимика, движения и др.);

2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Первую составляющую речевого события, т.е. живую речь, взятую в событийном

аспекте, называют дискурсом (от фр. discours – речь). Дискурс – это речь, ―погруженная в

жизнь‖. Дискурс помимо речи включает мимику, жесты, движения, пространственное

поведение собеседников.

Вторая составляющая речевого события – это речевая ситуация, включающая его

участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение. Таким

образом, речевое событие можно представить в виде формулы

Дискурс + Речевая ситуация = Речевое событие.

Речевое взаимодействие - представляет собой сложное явление: с одной стороны,

это говорение, порождение речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, ее

декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование

(вербально, мимикой, жестами, поведением и т.д.).

Для речевого взаимодействия требуется коллектив (как минимум два человека). В

процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции,

знания, память.

Речевая стратегия – это искусство планирования и организации общения с целью

достижения коммуникативной цели. Речевая стратегия связана с общим замыслом

говорящего, мотивацией задуманной им речевой деятельности, прогнозированием ее

результата, а также с отбором фактов, речевых средств, формулировкой суждений,

ориентацией на определенные типы речевых актов и т.п. Речевая стратегия определяется

как личными мотивами, потребностями, установками, убеждениями, всей ценностной

системой говорящего, так и действующими социальными нормами, культурными

ценностями общества.

Речевая тактика – целенаправленный выбор речевых средств, которые должны

оказать желаемое воздействие на участника по общению; совокупность речевых актов,

т.е. речевых действий, с целью достижения намеченной цели.

3. Понятие коммуникативной компетентности. Формализованная и не

формализованная коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетентность - это интегративное умение эффективно в

соответствии с конкретной ситуацией применить адекватный способ делового общения.

Коммуникативная компетентность предполагает следующие умения и навыки:

- инициировать и вступать в контакт;

- формировать благоприятное первое впечатление;

- задавать вопросы и отвечать на них;

- вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;

- стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;

- слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;

- осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;

- выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;

- считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд,

мимику, жесты, позы);

- управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;

- эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:

- владеть моделями общения;

- использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;

- понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при

взаимодействии.

Немаловажное значение в современной практике общения имеют также навыки

отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями,

стратегиями и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями

общения. Интерактивные умения и навыки:

- диагностировать и оценивать собеседников (их цели и мотивы, уровень восприятия

информации и ее понимания, лидерство);

- правильно распределять роли в игровом общении и подбирать эффективные стратегии

взаимодействия;

- управлять индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников

игры внутри команды;

- определять сенсорные каналы собеседников и эффективно их использовать с помощью

вербальных и невербальных ключей доступа;

- разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений.

Коммуникативная компетенция может быть формализованной и не

формализованной. Формализованная коммуникативная компетенция - набор более или

менее строгих правил к общению. Обычно этот набор требований оформлен в виде

документа, может выступать частью корпоративной культуры. Не формализованная

коммуникативная компетенция опирается на культурные особенности той или иной

социальной группы людей.

Не бывает, по определению, "коммуникативной компетенции вообще". В одной

среде, по отношению к одной социальной группе человек может проявлять высокую

коммуникативную компетенцию. В другой среде, по отношению к другой социальной

группе это может быть не так.

4. Функции речевой коммуникации. Роль речевой коммуникации в

профессиональной деятельности.

В современном обществе владение навыками эффективного общения, средствами

вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

От этого умения зависят не только успешность взаимодействия с другими людьми,

конструктивность принимаемых решений, но и карьера специалиста, его

профессиональный имидж. Уровень культуры речи человека становится визитной

карточкой в профессиональном, деловом общении, определяет успешность делового

взаимодействия. От искусства речевой коммуникации в ситуации делового общения

зависит успешная деятельность фирмы (организации): от того, соблюдается ли речевой

этикет в устной и письменной речи, правильно ли ведутся переговоры, деловые беседы,

дискуссии и т.п.

В целом, речевая коммуникация выполняет следующие функции:

интерактивная функ ция — функция организации взаимодействия людей с

помощью языка;

информационная функция – функция обмена информацией;

регулятивная функция — функция воздействия речи на адресата, функция

управления его деятельности;

функция взаимопонимания — функция достижения понимания адресатом речевого

сообщения;

экспрессивная функция — функция выражения мыслей и чувств.

Как правило, в контексте различных видов профессиональной деятельности

перечисленные функции речевой коммуникации наполняются специфическим

содержанием и значимостью. Так, в сфере деятельности специалистов по социальным

коммуникациям (а это связи с общественностью, PR-технологии, реклама, маркетинг,

управление персоналом, подготовка и проведение социальных и маркетинговых

исследований, аналитическая работа для государственных, общественных, коммерческих

организаций и СМИ), где одним из главных инструментов достижения профессиональных

целей выступает речевое воздействие, с необходимостью предъявляются самые высокие

требования к уровню коммуникативной (речевой) компетентности как служащих, так и

управляющих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: