Лекция 2. Типы, виды и формы речевой коммуникации

План лекции (1 час)

1. Типология речевой коммуникации по разным основаниям (по условиям

общения, по количеству участников, по цели общения, по характеру

ситуации)

2. Виды речевой коммуникации: говорение, слушание (аудирование), чтение,

письмо.

3. Вербальная устная и письменная коммуникация. Невербальная

коммуникация (кинесика, такесика, проксемика).

4. Формы коммуникационной деятельности (общение, управление, подражание).

Типология речевой коммуникации

ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИИ ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

по условиям общения:

прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);

опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации)

по характеру ситуации

деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.)

бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.)

по количеству участников: монолог (речь одного человека), диалог (речь двух людей), полилог (речь нескольких человек)

по цели общения* информирование, убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.)

в) развлечение.

 

2. Виды речевой коммуникации: говорение, слушание (аудирование), чтение,

письмо.

С точки зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая

деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами

речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих

информацию.

Слушание (или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и

их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.

Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса

речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих

видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того,

степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки

уровня владения языком и показателем общей культуры человека.

 

Вербальная и невербальная коммуникация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем.

Знаковые системы, которые используются в коммуникативном процессе, лежат в основе

двух традиционно выделяемых видов коммуникации: вербальной (с речью в качестве

знаковой системы) и невербальной (с использованием различных неречевых знаковых

систем).

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

ПОНЯТИЕ - Вербальная коммуникация это процесс двустороннего речевого обмена информацией,

ведущей ко взаимному пониманию. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Невербальная коммуникация это

общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками –

первичными и вторичными, или естественными и искусственным. В первичных языках сигналы

непосредственно обозначают смыслы. Во вторичных языках сигналами закодированы

определенные слова, а уж за словами мы понимаем смыслы.

 

ФОРМЫ И СРЕДСТВА

УСТНАЯ РЕЧЬ

ПИСЬМЕННАЯ

РЕЧЬ

УСТНАЯ -ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

КИНЕСИКА ТАКЕСИКА ПРОКСЕМИКА

Устная речь – это речь звучащая, она создается в процессе разговора. Для нее характерны словесная

импровизация и некоторые языковые особенности:

- свобода в выборе лексики и использование простых предложений;

- употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода;

- повторы и незаконченность выражения мысли.

Письменная речь – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Для нее

характерны преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение

языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов.

Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.

графически оформленная речь, организованная на основе буквенных и прочих изображений, которая,

несмотря на письменную форму, обладает характеристиками устной речи с точки зрения структуры и лексики. совокупность телодвижений, (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого

общения (за исключением движений речевого аппарата). Важно учитывать, что в разных культурах один и тот же жест может трактоваться по разному. общение с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.). пространственнпя и временная знаковпя система общения.

 

4. Коммуникационная деятельность. Формы коммуникационной деятельности.

Всякая социальная коммуникация по определению представляет собой социально-

коммуникационный процесс. Движущими силами, детерминирующими течение процесса

и ею конечные результаты, могут быть:

а) стихийные естественные силы, чуждые сознательному целенолаганию

б) целенаправленно действующий субъект (деятель), стремящийся использовать

доступные ему средства для достижения собственных целей.

Коммуникационные процессы, целенаправленно осуществляемые субъектами

коммуникации называют коммуникационной деятельностью.

Формы коммуникационной деятельности определяются в зависимости от целевых

установок, свойственных партнерам по коммуникации. Возможны три варианта:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: