Речевой акт как единица коммуникации

Речевой акт – это элементарная значимая социально направленная единица

мотивированной речи, содержащая какую-либо информацию.

ОБЩЕНИЕ. Участники коммуникационной деятельности относятся друг к другу как к

равноправным, самоценным субъектам, не пытаясь управлять (манипулировать) друг

другом. Имеет место субъект-субъектное отношение в виде диалога равноценных

личностей. Коммуникационная деятельность носит творческий характер в том смысле, что

достигается общность партнеров, возникает новое психическое образование, обозначаемое

словом "мы".

УПРАВЛЕНИЕ. Коммуникант рассматривает реципиента как объект

коммуникационного воздействия, как средство достижения своих целей. В этом случае

возникают субъект-объектные отношения, которые свойственны коммуникационной

деятельности в форме управления. Управлять людьми можно путем приказа (коммуникант

имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом), обучения (педагогические

средства и методы, воздействующие на духовное развитие ученика), внушения (суггестия),

когда используется принудительная сила слова.

ПОДРАЖАНИЕ. Реципиент целенаправленно выбирает коммуниканта и использует его

в качестве образца для подражания. Коммуникант при этом зачастую не осознает своего

участия в коммуникационном акте. Образуется обьект-субъектное отношение, где активным

субъектом становится реципиент, а пассивным объектом, как ни парадоксально,

коммуникант.

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой

двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие

параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного.

При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и

чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причѐм участники общения

могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве.

В речевом акте создаѐтся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только

записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всѐ

равно — описанное или только произнесѐнное) «речевое произведение» любой

протяжѐнности — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во

внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение,

сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Некоторые лингвисты полагают, что речевой акт – это не единица общения, т. е.

двустороннего обмена смысловой информацией. Они считают, что речевой акт – это

элементарная единица сообщения, т. е. только передачи информации в одном

направлении, поскольку в речевом акте не отражается двусторонняя природа

человеческого общения. С такой точкой зрения можно согласиться только при условии,

если по традиции рассматривать речевой акт сам по себе, как элемент, значение которого

задается только интенцией говорящего. Обычно предметом теоретического описания

является речевое поведение одного из участников общения. Однако такой подход

представляется не совсем адекватным, так как функция речевого акта определяется тем,

что он должен оказать определенное воздействие на адресата.

Выделяют следующие ведущие аспекты речевого акта:

1) адресантный, адресатный (интерперсональный), интенциональный, образующие

антропоцентрический блок в речевом акте и описывающие коммуникантов и цели их

коммуникации;

2) контекстный, ситуативный, метакоммуникативный аспекты – в этом блоке

отображаются условия и способы реализации речевого акта;

3) денотативный (выражает отношение содержания слова к предмету), локутивный,

иллокутивный аспекты – центральный блок в речевом акте, описывающий высказывание:

его содержание, форму и воздействующую силу, что соответствует плану содержания,

плану выражения и актуализации высказывания в речи

2. Уровни речевого акта: иллокутивный, локутивный и перформативный

акты.

В речевом акте Дж. Остин выделяет три уровня, тоже называемые актами:

локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты.

Локутивный акт (локуция, от англ. locution ‗оборот речи, речение‘) представляет

собой произнесение высказывания, обладающего фонетической, лексико-грамматической

и семантической структурами. Ему присуще значение. Реализация звуковой структуры

приходится на долю фонетического акта, лексико-грамматическая структура реализуется

в фатическом акте (произнесение слов), а семантическая структура — в ретическом акте

(произнесении определенных слов со свойственными им значением и референцией).

Иллокутивный акт (иллокуция, лат. il- < in ‗в, внутри‘), обладая определѐнной

силой, обеспечивает указание не только на значение выражаемой пропозиции, но и на

коммуникативную цель этого высказывания. Этот акт конвенционален.

Перлокутивный акт (перлокуция, лат. per- ‗посредством‘) служит намеренному

воздействию на адресата, достижению какого-то результата. Данный акт не является

конвенциональным.

Все три частных акта совершаются одновременно, а не один за другим.

Р. Сѐрл внѐс существенные изменения в теорию речевых актов. Он предложил

процедуру интерпретации косвенных (небуквальных) речевых актов, а также провѐл

разграничение:

1) акта высказывания (локуции), изъяв отсюда семантическую составляющую;

2) пропозиционального акта (пропозиции, в терминологии порождающей

лингвистики последнего этапа — логической формы);

3) иллокутивного акта

4) перлокутивного акта.

В пропозициональном акте сообщается о положении дел в мире в прошлом,

настоящем или будущем. Передача пропозиции (суждения) происходит в двух частных

актах — акте референции, посредством которого указывается на лицо или предмет, и акте

предикации, сообщающем о том, какой признак приписывается (предицируется)

референту. В этом свете передаваемое предложение представляет собой предикацию.

Одна и та же пропозиция может содержаться в качестве семантического ядра в

ряде высказываний, различающихся по своей иллокутивной цели (интенции). Ср,

например:

Антон сдаѐт экзамен?

Антон сдаѐт экзамен.

Антон, сдавай экзамен!

Сдал бы Антон экзамен.

Если Антон сдаст экзамен, я буду очень рад.

Референтом всех этих иллокутивных актов является одно и то же лицо — Антон, и

предицируется ему одно и то же действие — сдача экзамена. Эти речевые акты связаны

общим пропозициональным содержание (сдавать экзамен (Антон)), но различаются по

своим иллокутивным составляющим.

В принципе в структуре каждого предложения, как уже указывалось раньше,

имеются две части, одна из которых служит пропозициональным показателем, а другая —

показателем иллокутивной силы. Обе части высказывания могут анализироваться

независимо друг от друга.

3. Модели речевой коммуникации. Экзистенциалистская модель.

Бихевиористская модель. Семиотическая модель. (самостоятельно составить

конспект, выявить черты сходства и различия между моделями).

4. Модель коммуникации Якобсона. Основные компоненты структуры

речевой коммуникации. Контекст. Код. Адресант и адресат. Референция (сообщение).

Обратная связь.

Согласно этой модели основными компонентами речевого акта являются:

отправитель (адресант), получатель (адресат), канал связи, сообщение, код, контекст

(ситуация).

Сообщение понимается как процесс и результат порождения речи, т. е. текст.

Референция – это содержание сообщения. В осуществлении референции, т.е. в

сообщении определенной информации состоит коммуникативная функция языка/речи.

Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг,

стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.

Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное

событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре

неречевого контекста.

Канал связи (контакт) условия и способ речевой коммуникации.

Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации

является обратная связь. Реакция слушающих на высказывание говорящего по сути

составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению

коммуникации: не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и

обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: