Обзор судебной практики по вопросам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Проанализируем практику Московского городского суда по вопросам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Наибольшее распространение имеют судебные решения по спорам об обжаловании отказа в признании малоимущим в целях получения социального жилья.

Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» связывает право гражданина быть признанным нуждающимся в предоставлении жилья по договору социального найма именно с понятием места жительства, которое не просто устанавливает связь между гражданином и определенным жилым помещением, в котором он фактически находится, а содержит указание на то, что фактическое проживание должно быть основано на конкретном юридическом акте (свидетельство о праве собственности, договор найма, аренды, другие законные основания) (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.01.2018 по делу №33-2664/2018[47])

При отсутствии документов об имущественной обеспеченности заявителя и членов его семьи, а также других необходимых документов на момент рассмотрения заявления не представлялось возможным разрешить вопрос о признании граждан малоимущими в соответствии с порядком, установленным Законом г. Москвы от 25.01.2006 №7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», и нуждающимися в жилых помещениях (Апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2017 по делу №33-45890/2017[48]).

Требования истца об обязании принять его на учет по категории малоимущего, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) в рамках положений гл. 7 ЖК РФ, удовлетворению не подлежат, поскольку суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией РФ принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст. ст. 10, 11, 118 Конституции РФ) (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2017 по делу №33-36048/2017[49]).

В удовлетворении требования о признании малоимущими отказано, поскольку поданное в Департамент городского имущества города Москвы заявление не было подписано двумя членами семьи заявителей, в связи с чем оснований для принятия решения о признании заявителей малоимущими не имелось. Все лица, являющиеся членами одной семьи, могут быть признаны малоимущими только в составе семьи (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.06.2017 по делу №33-22049/2017[50]).

Согласно п. 4.2.50 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 №99-ПП, в городе Москве уполномоченным органом, осуществляющим признание граждан малоимущими в целях постановки их на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является Департамент городского имущества г. Москвы (ДГИ). Таким образом, ДГИ выступает надлежащим ответчиком в спорах о признании незаконным отказа в признании граждан малоимущими.

Требование о признании незаконным решения об отказе в признании гражданина малоимущим следует оформлять в виде искового заявления согласно нормам ГПК РФ, а не административного искового заявления согласно КАС РФ. Дело в том, что решение вопроса о признании гражданина малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения предполагает необходимость исследования вопроса о правах лица, обратившегося за судебной защитой. Нормы КАС РФ не предусматривают возможности защиты и восстановления жилищных прав. Таким образом, исковые требования по данной категории споров рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства с оформлением искового заявления в соответствии со ст. ст. 131, 132 ГПК РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2017 по делу №33а-5697/2017[51]).

В указанном случае суды руководствуются правовой позицией, выраженной в абз. 5, 6 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»[52], из содержания которых следует, что споры о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Согласно ч.7 ст.7 Закона г. Москвы от 25.01.2006 №7 отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжалован заявителем или его законным представителем в вышестоящий орган или суд. Таким образом, обязательный досудебный порядок разрешения данной категории споров законом не предусмотрен. Обращение истца в вышестоящий орган до обращения в суд является его правом, а не обязанностью.

Обращение в суд с требованием отменить решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе признать гражданина малоимущим целесообразно только в том случае, если соблюдены все условия для признания гражданина таковым. В то же время суд не вправе подменять деятельность органов законодательной власти в части признания истца малоимущим. Целесообразное включать в иск требование об обязании ответчика рассмотреть ранее поданное истцом заявление о признании его малоимущим повторно (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2018 по делу №33-1146/2018[53]).

Отсутствие в распоряжении Департамента городского имущества г. Москвы оснований, по которым истцу отказано в признании малоимущим, является основанием для признания такого распоряжения недействительным (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2017 по делу№33-19088/2017[54]).

При оспаривании отказа в признании семьи малоимущей следует принять во внимание, что при определении уровня обеспеченности заявителя учитывается площадь жилых помещений, принадлежащих членам его семьи. Список лиц, которые могут считаться членами семьи заявителя, закреплен в п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Если основанием для отказа ДГИ в признании заявителя малоимущим стало наличие имущества у лица, не являющегося членом семьи заявителя, необходимо обратить на это внимание суда (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 30.05.2017 по делу №33-21100/2017[55]).

Для принятия решения в пользу истца необходимо доказать обстоятельства, указанные в Приложении 34. Также можно рассмотреть практику оспаривания решений Департамента городского имущества г. Москвы в первой инстанции по данным за декабрь 2019 г. Рассмотрение исков лиц, ожидающих очереди на улучшение жилищных условий, к Департаменту городского имущества Москвы (за исключением судебных дел о признании прав на недвижимое имущество) относится к компетенции Пресненского районного суда города Москвы.

Одной из наиболее распространенных целей подачи иска в суд в исследуемой сфере является восстановление на жилищном учете. Так, не является основанием снятия семьи очередников с жилищного учёта наличие жилья у родственника (свойственника), который не состоит с ними на жилищном учёте, в квартиру очередников не вселялся и не зарегистрирован в ней по месту жительства. Этот посторонний человек не приобретает право пользования квартирой очередников, как и никто из очередников не приобретает право пользования его жильём, притом если в него и не вселялись. В этом случае имеет значение наличие оснований принятия на жилищный учёт в тот период, которые к настоящему времени не отпали (решение Пресненского суда от 24 декабря 2019 г. по делу № 2-8116/2019[56]).

Департамент городского имущества г. Москвы не вправе запрашивать у такого родственника (свойственника) «недостающие» документы об уровне имущественной обеспеченности, справки из регистрирующих органов и с места жительства, копии паспортов и др. (решение Пресненского суда от 23 декабря 2019 г. по делу № 2-8056/2019[57]). В частности, нельзя учитывать жильё, унаследованное не состоящей на жилищном учёте матерью очередника (решение Пресненского суда от 11 декабря 2019 г. по делу № 2-7655/2019[58]).

При оценке уровня жилищной обеспеченности очередников нельзя учитывать принадлежащее кому-либо из них жилье, непригодное для проживания (включая используемое по договору соцнайма). Согласно ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения должны соответствовать санитарным нормам, заселение непригодных для проживания жилых помещений не допускается. По рассмотренным в декабре 2019 г. делам Пресненский суд г. Москвы удовлетворил иски москвичей о восстановлении в жилищной очереди в связи с незаконным учётом ДГИ г. Москвы в уровне жилищной обеспеченности семьи очередников, в том числе:

1) унаследованного одним из членов семьи деревенского дома, в котором отсутствуют хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также системы канализации, водоотведения и вентиляции (решение Пресненского суда от 12 декабря 2019 г. по делу № 2-8007/2019[59]);

2) жилья, непригодного для постоянного и круглогодичного проживания (приказом Минобороны РФ общежитие признано непригодным для проживания с предписанием выселить нанимателей, провести капремонт и эксплуатация его запрещена - решение Пресненского суда от 11 декабря 2019 г. по делу № 2-7655/2019[60]).

Существует также практика оспаривания снятия с жилищного учета граждан после вступления в брак и расторжения брака. При предоставлении жилья очередникам учитывается не само расторжение брака, а факт ухудшения этим жилищных условий. Соответственно, вступление в брак или расторжение брака ухудшит жилищные условия, лишь если появятся основания для принятия на жилищный учёт или предоставления жилья большей площади.

Расторжение брака не является ухудшением жилищных условий, если бывший супруг, чьё имущество учтено, очередником не является, в квартиру очередников не вселялся и не был там зарегистрирован по месту жительства. В этом случае расторжение брака не меняет жилищных условий семьи очередников и не является основанием для:

§ пятилетней отсрочки в предоставлении семье очередников другого жилья (решение Пресненского суда от 16 декабря 2019 г. по делу № 2-7861/2019[61]);

§ отказа в предоставлении компенсационной выплаты на приобретение жилья (решение Пресненского суда от 11 декабря 2019 г. по делу № 2-7755/2019[62]),

§ снятия с жилищного учёта (решение Пресненского суда от 10 декабря 2019 г. по делу № 2-7692/2019[63]).

Судебное решение об определении долей по оплате за жилое помещение и жилищно-коммунальных услуг не является безусловным доказательством признания разными семьями граждан, включая разведённых супругов. По такому решению нельзя встать на жилищный учёт как двум разным семьям и требовать предоставления второй квартиры. Вышеназванное судебное решение лишь определяет доли в оплате за жилищно-коммунальные услуги, не делая квартиру коммуналкой (решение Пресненского суда от 10 декабря 2019 г. № 2-7792/2019[64]).

Смена места жительства, как и вселение других лиц не являются ухудшением жилищных условий, если не возникают основания принятия на жилищный учёт, которых раньше не было. Так, семья москвичей сменила место жительства, переехав из съемной квартиры в собственную в пределах Москвы. ДГИ г. Москвы отказал им в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сочтя смену места жительства ухудшением жилищных условий и что теперь им надо ждать истечения 5 лет. Между тем, у этой семьи не было никакого жилья (как и регистрации) ни на каком самостоятельном праве (собственность и социальный наем). После переезда в другую квартиру, по площади даже большую прежней, их жилищные условия не ухудшились, а улучшились.

По смыслу пункта 5 части 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится не сам факт вселения в жилое помещение, а факт ухудшения этим жилищных условий. Поскольку обеспеченность семьи площадью жилого помещения увеличилась, но не вышла за пределы учётной нормы, они сохранили условия для принятия на жилищный учёт (решение Пресненского суда от 10 декабря 2019 г. по делу № 2-7809/2019[65]).

Хотя форму жилищного обеспечения (получение квартиры или денежной субсидии на её приобретение) должен выбирать сам очередник, судебная практика соглашается с правомерностью навязывания ему лишь денежной компенсации недостающих метров К сожалению, продолжает сохраняться практика навязывания очередникам денежной компенсации вместо предоставления второй квартиры в дополнение к ранее занимаемой. Так, решением Пресненского суда от 16 декабря 2019 г. по делу № 2-8060/2019[66] истцу отказано в иске о признании права на предоставление жилого помещения с освобождением занимаемого и обязании предоставить квартиру большей площади.

Сославшись на часть 10 ст. 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 о том, что не подлежат удовлетворению требования граждан, не основанные на нормах федерального и московского законодательства о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, суд согласился с мнением представителя ДГИ г. Москвы о том, что не подлежат удовлетворению требования о признании права на получение жилого помещения с освобождением занимаемой жилой площади, обязании предоставить жилое помещение с освобождением занимаемого жилья.

Очевидно неправильное толкование ДГИ и судебной системой части 10 ст. 20 Закона г. Москвы № 29, т.к. предоставление жилья в дополнение или с освобождением занимаемого не тождественно прихоти по району или этажу. Результатом многолетнего стояния на жилищном учёте должно быть предоставление жилья, а не денежной компенсации, которая неравнозначна стоимости жилья. Это позволяет существенно экономить бюджетные средства, выдавая очередникам денежную компенсацию жилья «метр в метр», не предоставляя гарантированную частью 6 ст.20 вышеназванного московского закона чуть большую жилплощадь (с учётом конструктивных особенностей квартир), а не по 18 кв. м на человека.

Еще одним основанием для судебных споров является незаконная отмена правительством Москвы выплаты бездомным очередникам компенсации на оплату поднайма другого жилья. Постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2016 г. № 909-ПП отменено положение о выплате компенсации на оплату поднайма другого жилья бездомным очередникам, вставшим на жилищный учёт до марта 2005 г. Отменено оно незаконно, без каких-либо правовых оснований и предоставления равноценной меры социальной поддержки взамен прежней[67].

Решением Пресненского суда от 24 декабря 2019 г. по делу № 2-8096/2019[68] истице отказано в удовлетворении требований о продолжении выплаты компенсации со ссылкой на отсутствие предусмотренных законодательством правовых оснований. Это решение суда представляется незаконным, нарушающим право семьи очередников на имущественную поддержку, гарантированную как федеральным, так и московским законодательством.

В декабре 2019 г. Пресненский суд отказал в удовлетворении нескольких исков граждан к ДГИ г. Москвы, подготовленных непрофессионально (где нет правовой позиции). По делу № 2-7794/2019 решением от 10 декабря 2019 года[69]отказано в иске о принятии на жилищный учёт семьи граждан, не проживавших в Москве более 10 лет и имеющих квартиру с жилым домом общей площадью более учётной нормы. Ссылка в решении на то, что эти обстоятельства не оспаривались истцами, подтверждает явный непрофессионализм автора иска.

Суд закономерно отверг довод истцов о непригодности жилого дома для проживания со ссылкой на акт о его нуждаемости лишь в ремонте, а сведения о непригодности в деле отсутствуют. Более того, отсутствие в судебном заседании как истцов, так и их представителя (если они были надлежаще извещены) свидетельствует о недопустимо несерьёзном отношении истцов к своему же делу.

По делу № 2-7856/2019 решением Пресненского суда от 19 декабря 2019 г. истцам отказано в иске о принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании малоимущими в целях присоединения комнаты в коммуналке. Это решение было обосновано тем, что автор иска не учёл исключение из законодательства категории нуждающихся «в улучшении жилищных условий» ещё в 2005 году, а также отсутствие факта обращения в ДГИ г. Москвы за признанием малоимущими для постановки на жилищный учет[70].

16 декабря 2019 г. по делу № 2-7860/2019[71] Пресненский суд отказал в удовлетворении иска инвалида с тяжелым психическим заболеванием о внеочередном предоставлении жилья в дополнение к занимаемому, и признании малоимущим. Обеспеченность семьи жильём более учётной нормы исключает постановку на жилищный учет, и малоимущим признаёт не суд, а ДГИ г. Москвы. Поскольку в деле не было сведений о рассмотрении департаментом вопроса признания малоимущими и в данной части действие или бездействие жилищного департамента не обжаловалось, суд обоснованно отказал в иске заявителю.

Таким образом, автором было проведено исследование судебной практики Пресненского суда и Московского городского суда как апелляционной инстанции по искам жителей города Москвы к Департаменту городского имущества в части отказа в постановке и необоснованном снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исследование показало, что суды, как правило, принимают решения в пользу истцов в случае предоставления ими необходимого комплекса документов, подтверждающих их статус малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях. В то же время суды отклоняют иски, в которых заявители требуют признания их малоимущими непосредственно от судебной инстанции, поскольку данный вопрос находится в компетенции не федерального суда, а исполнительных органов региона.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: