Нормативно-правовые и организационные основы улучшения жилищных условий граждан

Система нормативно-правового регулирования вопросов улучшения жилищных условий граждан представлена в Приложении 15. Право человека на жилище закреплено на международном уровне в ст.25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. а также в ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, при этом органы государственной власти и местного самоуправления должны создавать условия для полноценной реализации данного права. В соответствии со ст.72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы улучшения жилищных условий является Жилищный кодекс Российской Федерации. В разделе III данного документа устанавливаются вопросы предоставление жилого помещения нуждающимся гражданам по договору социального найма. В разделе III.1 ЖК РФ вводятся положения о найме жилых помещений жилищного фонда социального использования. При этом правовые основания владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями устанавливаются Гражданским кодексом РФ.

Следует отметить, что гражданское законодательство РФ исходит из идеи единства правового регулирования найма жилого помещения, поэтому дает общее определение договора найма. В то же время в зависимости от вида жилищного фонда, в котором он применяется, различают три вида договоров:

§ договор коммерческого найма жилого помещения;

§ договор социального найма жилого помещения;

§ договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Перечисленные договоры имеют ряд общих характеристик, в частности:

1) Все договоры найма жилого помещения являются консенсуальными, двусторонними и взаимными. Как правило, они также являются возмездными, однако для договора социального найма возможны исключения[20].

10) По форме все договоры найма практически идентичны, что обусловлено единством минимального набора условий, перечисленных в положениях главы 35 ГК РФ.

Таким образом, договоры коммерческого, социального найма и найма жилых помещений жилищного фонда социального использования имеют достаточно большое количество общих характеристик.

В то же время указанные договоры имеют целый спектр отличий, которые можно систематизировать в Приложении 16.

Одним из главнейших оснований признания нуждающимся в улучшении жилищных условий является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи меньше учетной нормы. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (п.5 ст.50 ЖК РФ). Категории граждан, признаваемых нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма перечислены в п. 1 ст. 51 ЖК РФ. Субъектами РФ могут предусматриваться дополнительные элементы порядка предоставления жилья.

Следует отметить, что установленные в ЖК РФ правовые положения улучшения жилищных условий граждан детализируются в подзаконных актах. Так, Постановление Правительства РФ от 05 декабря 2014 г. №1318 «О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования»[21] устанавливает типовой договор, требования к наймодателю и перечень документов, подтверждающих право нанимателя на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (п.3 ст.52 ЖК РФ).

 

Таким[22] образом, регулирование улучшения жилищных условий граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными нормами на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

 



Вывод

В первой главе магистерской диссертации рассматриваются теоретические основы улучшения жилищных условий граждан в Российской Федерации. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В ст.40 Конституции Российской Федерации установлено право каждого гражданина на жилище, то есть право владеть и пользоваться изолированным помещением, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Основными видами жилых помещений являются жилой дом, квартира, комната, часть жилого дома и часть квартиры.

2. Использование жилых помещений носит строго целевой характер, а потому не допускается размещение в них жилых помещениях офисов юридических лиц, торговых предприятий, производственных мощностей. В отношении владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями могут быть установлены законодательные, судебные и договорные ограничения.

3. Совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, формирует ее жилищный фонд. Жилищный фонд подразделяется на государственный, муниципальный и частный, он может быть индивидуальным и специализированным, ориентированным на социальное и коммерческое использование.

4. Важнейшей характеристикой жилого помещения является его площадь. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении (коридоры, кухня, ванная комната, кладовые и т.д.), за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

5. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи меньше учетной нормы является одним из главнейших оснований признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. К числу таких оснований относится также отсутствие удобств и непригодность для постоянного проживания.

6. Обеспечение нуждающихся граждан качественными жилыми помещениями является одним из ключевых направлений социальной политики государства.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: