Ø проведите рассуждения,
Ø уясните способ решения
Ø и запишите подробные рассуждения и вычисления в рабочую тетрадь.
14.1. Сколькими способами можно распределить 5 карандашей среди 30 учащихся, если каждому ученику давать не более одного карандаша?
а) карандаши одинаковые;
б) карандаши разные.
Решение:
а) т.к. карандаши одинаковые, то не важно, какой именно карандаш получит ученик, а важно, кому из учеников достанется карандаш, поэтому выбираем 5 человек из 30 без учёта порядка, т.е. используем сочетания из 30 по 5 - ;
б) если карандаши разные, то важно не только какой именно карандаш получит ученик, но и кому из учеников достанется карандаш, поэтому выбираем 5 человек из 30 с учётом порядка, т.е. используем размещения из 30 по 5- .
Ответ: а) ; б) .
14.2. Сколькими способами 2 человека могут поделить между собой 10 различных предметов по 5 предметов каждому?
Выбрали 5 предметов (как?), после чего отдали их любому из двух человек(сколько возможностей?).
Ответ: .
14.3. 1) Сколькими способами 10 спортсменов могут разделиться на две команды по 5 человек, если два спортсмена пожелали обязательно играть в первой команде?
|
|
В первой команде уже есть 2 человека, добавим трех спортсменов в первую команду, или выберем вторую команду из оставшихся 8.
Ответ: .
2) Сколькими способами 10 спортсменов могут разделиться на две команды по 5 человек, если два спортсмена пожелали играть обязательно в разных командах?
Разделим 8 спортсменов на группы по четыре человека (как?).
Распределим двух спортсменов в разные команды (сколькими способами?).
Дополним команды до 5 человек выбранной четверкой (сколькими способами?).
Ответ: .
14.4. По списку в классе 15 девочек и 13 мальчиков. Нужно выделить группу из трех человек для посещения заболевшей одноклассницы. Сколькими способами это можно сделать, если:
а) все члены группы должны быть девочками;
б) все члены группы должны быть мальчиками;
в) в группе должны быть 1 девочка и 2 мальчика;
г) в группе должны быть 2 девочки и 1 мальчик?
Ответ: а) ; б) ; в) ; г) .
14.5. Из трех математиков и пяти филологов требуется выбрать комиссию в составе четырех человек при условии, что в комиссию войдет хоть один математик. Сколькими способами это можно сделать?
Комиссия может иметь следующие составы:
- один математик и три филолога. * = 3*10=30.
- два математика и два филолога. * = 3*10=30.
- три математика и один филолог. * = 1*5=5.
Т.о., по правилу суммы, всего способов 30+30+5=65.