Сущность, структура и содержание самоорганизации личности как психологического явления

 

Появление понятия «самоорганизация» связано с активным развитием системных принципов изучения реальности в ХХ веке, которые описывал в своих работах А.А. Богданов, посвященных тектологии [10], в концепции «Общей теории систем» Л. Берталанфи [9], в разработке методов системного исследования объектов различной природы и др. Следовательно, были выделены два ключевых подхода к изучению систем: эмпирическое исследование реальных систем и теоретическое моделирование возможных систем, которые позволили выявить характеристики не только физических систем, но и информационных систем, социальных и других систем. Признание изоморфизма структуры и функционирования систем разной природы предполагает существование самоорганизующихся процессов в живых системах.

В рамках синергетического подхода самоорганизация выступает как процесс упорядочения в открытой системе благодаря скоординированному взаимодействию многих элементов ее компонентов, как способность системы преднамеренно реорганизовать функцию или структуру путем изменения старых и организации новых связей между ее элементами, как целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложных динамических систем. 

Подобно понятию «самоорганизация деятельности», существуют понятия, относящиеся к группе «личностные процессы личности». Наиболее близкими к ним являются - «саморегуляция умственной деятельности» и «самоуправление личности» [25, с.99]. Сознательная саморегуляция - это систематически организованный процесс внутренней психической деятельности человека, чтобы инициировать, создавать, поддерживать и управлять различными типами и формами добровольной деятельности, которые непосредственно влияют на достижения целей. Самоуправление связано с установлением целей субъектом деятельности, с прогнозом отдаленных результатов.

Структура «самопроцессов» личности включает различные компоненты. Ю.А. Цагарелли отмечает, что «структуру саморегуляции составляют: самооценка, самоконтроль, самокоррекция и самонастройка» [61, с.221], т.е. действия, связанные с рефлексивным компонентом деятельности. Н.М. Пейсахов включает в структуру способности к самоуправлению: самоконтроль и коррекцию, в качестве ключевых этапов. Структура саморегуляции, согласно В.И.Моросановой, состоит из планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, гибкости и независимости, которые охватывают весь процесс деятельности. Многие компоненты, описанные А.Д. Ишковым содержат голографическую модель самоорганизации деятельности, которая включает постановку целей, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекцию и волевые усилия [21, с. 152-154].

На основании анализа можно сделать вывод, что на уровне деятельности самоорганизация учитывается на всех этапах деятельности в форме умения ставить цели, устанавливать последовательность действий и оценивать их результаты. Следовательно, можно выделить наиболее важные элементы самоорганизации деятельности: действия, связанные с постановкой целей и анализом условий работы, планированием мероприятий, выполнением плановых и добровольных мероприятий, мониторингом результатов деятельности и исправлением ошибок.

Структура самоорганизации личности как системы качеств разнородного характера определяется структурой личности как психологической категории. В российской психологии понятие структуры личности развивается достаточно глубоко. Наиболее распространенные подходы основаны на соотношении природных и социальных качеств личности. В концепции динамической функциональной структуры личности К.К. Платонов описывает следующие уровни: «- социально обусловленные свойства личности (направленность, моральные качества, мировоззрение); 

- индивидуально приобретенный опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычек); 

- особенности психических процессов (внимание, воля, чувства, память др.); 

- биологически обусловленные свойства личности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности)» [45, с. 9].

У личности есть следующие структурные компоненты: психологические характеристики естественного происхождения и характеристики, определяемые системой общественных отношений, в которую входят субъект, структура ценностных ориентаций, мотивы, интересы. Обобщая анализ работ по структуре личности, можно сделать вывод, что:

- Структура личности имеет иерархическую организацию, основанную на отношениях между поведенческой и ценностно-смысловой сферами личности.

- Структурные уровни личности не существуют автономно и связаны межструктурными связями.

- Межструктурные отношения носят интегральный характер и определяют целостность личности.

Таким образом, можно выделить следующие критерии самоорганизации личности: - организация деятельности, - ценностная ориентация на самоорганизацию деятельности, - сформированные интегральные свойства, способствующие самоорганизации, - соответствие интегральных свойств характеристикам деятельности.

В современных исследованиях изучается уровень активности самоорганизации личности, в частности индивидуальная система организации процесса собственной активности человека. Существующие методы диагностики самоорганизации направлены на изучение способности субъекта осуществлять свою деятельность, в то время как показатели самоорганизации как процесса изменения, развития и усложнения системы, источником которой является субъект деятельности, в настоящее время не описано. Комплексный подход к пониманию организации структуры личности определяет содержание самоорганизации личности как совокупности естественных и социально приобретенных свойств, содержащихся в сознательных чертах воли и интеллекта, мотивах поведения и действиях, реализуемых в организации. В контексте представления новых требований к студенту как объекту исследовательской деятельности происходит изменение содержания самоорганизации человека. В частности, студенческие исследования активизируют развитие определенных личностных качеств и ценностей. Поэтому можно предположить, что уровень самоорганизации личности на этапе профессиональной подготовки связан с характеристиками исследовательской деятельности студентов, проявляющимися в форме стиля деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: