В 1928 году таким отечественным исследователем как Н.Н. Рыбников, в психологии начала впервые рассматриваться проблема взрослости. Н.Н. Рыбников ввел в возрастную психологию раздел, который был назван «акмеология» и исследовал зрелую личность [48, с. 55]. Длительное время психологи изучали проблему психического развития ребенка. Таким образом, личность изучалась с позиции детства и пошло выражение, что «все проблемы из детства». Изучением более взрослых возрастов психологи занялись сравнительно недавно. Сюда включается и студенческий возраст, который является своеобразным «мостиком» от юношеского возраста к зрелости. Юношеский возраст представляет собой достаточно ответственный и переломный возраст, где завершается психическое развитие.
Отечественный психолог Л.С. Выготский, который не рассматривал юношеский возраст отдельно, все же не включил его в категорию «детских возрастов». Таким образом, он прочертил границу между детством и взрослостью. Л.С. Выготский говорил, что: «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии...» [15]. В отличие от других исследователей, которые классически включали юношеский возраст в категорию «детских возрастов», Л.С. Выготский впервые назвал данный возраст «началом зрелой жизни».
В последующем, вслед за Л.С. Выготским, многие отечественные исследователи поддержали эту позицию. Сам феномен «студенчество» как отдельная возрастная, социальная, психологическая группа выделилась сравнительно недавно. Этому способствовала психологическая школа Б.Г. Ананьева в 1960 году при проведении исследования психофизиологических функций взрослых людей.
Итак, можно говорить о том, что студенчество можно сравнить с этапами развития взрослой личности, которое представляет «переходную фазу от созревания к зрелости» и трактуется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет).
Этот период характеризуется достаточно сложным процессом в становлении черт личности, то есть, процесс, который был охарактеризован в исследованиях таких отечественных психологов и педагогов как: Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Литовский, З.Ф. Есарева и многих других. В этом возрасте отличительной чертой нравственного развития является преобладание осознанных мотивов поведения.
Особенно совершенствуются качества, которых было недостаточно в более старших классах, такие как: инициативность, настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, решительность, умение владеть своими чувствами и эмоциями. Проявляется осознанный интерес к проблемам, касающимся моральной стороны, таким как: долг, любовь, верность. Однако, исследователи, занимающиеся вопросами возрастной психологии, психологии развития, физиологии, обращают внимание на то, что в 17-19-ти летнем возрасте не совсем развита способность личности к осознанной регуляции своего поведения. Как результат, отсутствует умение предвосхищать последствия своих поступков, необдуманный риск, и не всегда положительные мотивы.
В своих работах В.Т. Лисовский говорит о том, что: «...19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений» [35, с.13].
В своих исследованиях Л.Д. Столяренко характеризует психологическую составляющую поздней юности (18-25 лет). Он говорит о том, что это период достаточной зрелости во всех отношениях, в частности: умственном и нравственном отношении. Л.Д. Столяренко говорит о том, что на этот период приходится расцвет возможностей интеллекта, становление характера, складывается определенное мировоззрение, проявляется решительность, оправданный риск, критичность, самокритичность, способность увлечься новым, жажда самостоятельности, появляется прямолинейность.
Однако, автор обращает внимание на то, что самооценка в этот период достаточно подвижна и несет в себе противоречивый характер. Следствием этого является внутренняя неуверенность, которая сопровождается некоторой резкостью, а порой и развязанностью. Присутствует критичность, юношеский максимализм, скептическое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения, негативное отношение к чужому мнению.
Вместе с тем, наблюдается стойкое неприятие грубости, лицемерия, ханжества. И, наоборот, в противовес сказанному, наблюдаются попытки принятия ответственных решений в плане выбора профессии, овладение ею. Выбор своего места в жизни, выбор спутника жизни и создание своей семьи. В профессиональном плане наблюдается становление профессионального мышления, самоутверждение в данной области жизни, а также в социальной сфере. Происходит освоение социальных ролей, характерных для взрослого человека, а также начало финансовой независимости [53, с. 225].
Первоначально, «студенчество» как феномен, как социальную группу, изучала лаборатория, руководителем которой являлся В.Т. Лисовский. Он говорил о том, что студенчество - это социальная группа, объединяющая молодых людей, которые занимаются определенным видом деятельности, в частности, учением. Молодые люди получают специализированное образование, имеют одни цели, мотивы, возраст (примерно 18-25 лет). Имеют определенный единый образовательный уровень. И что немаловажно, группа существует определенное время (4-5 лет).
Характерными особенностями являются: специализированная деятельность, которая заключается в последовательном усвоении, овладении новыми знаниями, умениями, действиями, новыми способами учебной деятельности. Молодые люди учатся самостоятельно искать новые знания. Появляется новая социальная роль, осознание себя частью новой социальной группы.
Специфика студенчества как социальной группы заключена в том, что она абсолютно одинаково относится ко всем социальным формам собственности, к роли в организации трудовой деятельности, а также участие в производительном и непроизводительном труде.
Специфика студенчества как социальной группы заключается в специальных условиях жизни, быта и трудовой деятельности. А также система ценностных ориентаций и социальное поведение.
Если рассматривать содержание студенчества в отличие от других социальных групп, то необходимо обратить внимание на следующие моменты: поиск смысла жизни, социальный престиж (обучение в высшем учебном заведении), активность во взаимодействии с разными социальными группами, новаторские преобразования, возникновение новых идей, мыслей.
Опираясь на исследования Ю.М. Кондратьева, С.А. Багрецова, мы можем охарактеризовать динамику развития учебной группы в ВУЗе [6].
На первом курсе учебная группа является предметом общения. Общение является одним из основных мотивов. Достаточно хорошо развиты такие стороны как волевая и эмоциональная. Формируется групповое сознание, самосознание и некое групповое единство. Психологическая дистанция находится на среднем уровне. Можно наблюдать зачатки мотивированности, целенаправленности. Но пока нет единства, общих целей, которые побуждают к совместной деятельности. В группе нет конкретного распределения обязанностей, прав, ответственности, задач и функций. Не наблюдается наличие лидера группы, что объясняется отсутствием знаний друг о друге, о личностных характеристиках. Эмоциональное лидерство уступает деловому лидерству.
На втором курсе учебная группа характеризуется как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Адаптация, которая характерна для первого курса, завершена. В основном преобладают взаимоотношения, а не общение. И необходимо обратить внимание, что эти взаимоотношения не всегда носят положительный характер.
Само поступление в высшее учебное заведение дает студентам уверенность в собственных силах, способностях, а также студенты надеются в ВУЗе обрести интересную, событийную жизнь.
Однако, наряду с этим, на втором и третьем курсах студент задает себе вопрос о том, правильно ли он выбрал учебное заведение, тому ли учится, пригодятся ли те знания, которые дает ВУЗ. Завершение второго курса дает ответы на эти вопросы. И студент полностью профессионально самоопределяется. Но нередко случается и так, что студент решает по окончании учебного заведения, не учится по выбранному направлению.
Третий курс является своеобразным переломным моментом. Чаще всего происходит выбор специализации. Это, в свою очередь, ведет к интенсивности учебного процесса, повышению нагрузки. В группе преобладают интегративные процессы, что способствует созданию единства в группе, как психологического, так и организационного.
На первый план выходит общение. Группа характеризуется как устойчиво сформированный объект совместной деятельности. Проявляются лидеры и их авторитет, бесспорно, принимается группой.
На четвертом курсе на первый план выходят взаимоотношения между членами группы. Существующие отношения перестраиваются по симпатиям, которые носят индивидуальный характер. Можно говорить о том, что это связано со скорым окончанием обучения в высшем учебном заведении. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.
На пятом курсе субъектность групп в общении выражена слабо.
В условиях современной модернизации образования и реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования компетентностный подход ориентирован на подготовку специалистов, готовых сразу после окончания учебного заведения приступить к выполнению профессиональных обязанностей, минуя адаптационный период. В связи с чем, необходимым становится не только формирование уровня знаний, но и развитие личностных качеств специалиста еще на этапе его обучения в вузе. На основании требований образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата выпускник должен быть способен качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики и контролировать стабильность своего эмоционального состояния в работе с детьми.
Щербатых Ю. В. делит проявления стресса на четыре группы: поведенческие (стремление заниматься чем угодно, лишь бы не готовиться к экзамену; ухудшение сна и снижение аппетита; избегание малейшего напоминания об экзаменах и т. д.); интеллектуальные (ухудшение сна, кошмары; снижение показателей памяти; рассеянность и т. д.); эмоциональные (чувство общего недомогания; страх; неуверенность; тревога; раздражительность и т. д.); физиологические (головные боли; тошнота; напряжение мышц; углубление и учащение дыхания и т. д.) Таким образом, нужно подчеркнуть, что психологические особенности студентов могут различаться в связи с разными этапами развития студенческой группы, выбором различных специальностей, а также с личностными особенностями самих студентов.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что стрессоустойчивость у студентов может быть повышена путем развития саморегуляции, так как от нее зависит успешность, надежность, продуктивность и конечный исход любого акта произвольной активности; уверенности в себе потому как, чем больше подросток боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок и рефлексии, поскольку она является важнейшим показателем личностного роста учащегося.






