Теоретический анализ психологических исследований по проблеме формирования стрессоустойчивости, причины и последствия стресса у студентов

Изучение проблем стрессоустойчивости человека было актуально в течение многих лет. Эта проблема была изучена учеными, такими как Л.И. Анциферова Н.Б. Витт, Л.В. Куликов Е.Л. Щербаков. Сегодня исследования стресса имеют междисциплинарную направленность и охватывают широкий спектр методов из различных наук: от биохимии до социологии. Явления, психологические особенности и закономерности проявления стресса на разных уровнях регуляции имеют достаточно ярко выраженные специфические особенности. Стресс возникает, когда адаптивные возможности не соответствуют силе действующего стрессора. Большинство стрессоров обладают способностью выходить за пределы адаптационных возможностей личности. Стресс может быть вызван сенсорной депривацией, информационным голодом или информационной перегрузкой, однообразием работы, быстрой динамикой изменений. Наряду с этим нередко стрессовое состояние вызывается внутренними факторами - например, выраженной дисгармонией человека.  Личные характеристики вызывают субъективный стресс, и впоследствии человек начинает замечать в ситуации обстоятельства, которые усиливают его состояние.

Существует три этапа развития стрессоустойчивости. Первый этап включает в себя интерпретацию и оценку ситуации, личных способностей и способностей организма, соотнесение требований ситуации с индивидуальными способностями.

Вторым этапом развития стрессоустойчивости является оценка изменения стресса в организме. Самым важным, третьим этапом, является процесс корректировки. Доминирующим является одно из направлений: противодействие, адаптация, избегание стрессовых воздействий. Каждый имеет право выбирать направление реакции и поведения. Однако степень свободы выбора ограничена характеристиками стрессовой ситуации. Ряд ученых, которые изучают эту проблему, сочетают стрессоустойчивость со свойствами темперамента - эмоциональной устойчивостью.

В течение нескольких десятилетий ученые пытались выделить основные стрессовые ситуации в сфере труда и образования, в семье и в секторе здравоохранения. Однако очень сложно определить уровень сложности ситуаций, поскольку одно и то же событие для каждого человека имеет разную эмоциональную окраску и степень значимости. Согласно принципу психологического единства человека и окружающего его мира, предложенному Левиным, «личность и событие пересекаются и, в зависимости от психологической обработки индивида в разных жизненных обстоятельствах», эти события порождают разные эмоции, чувства и реакции [8, с. 64]. В своих исследованиях многие ученые, например, такие как Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Сирота, приписывают стратегии совместного поведения или совладания стрессоустойчивости. Успешное прохождение трудного жизненного события разнообразно по своей природе, и естественным образом стратегии преодоления поведения у разных людей различны.

Изучение индивидуальных особенностей совладающего поведения человека в стрессовой ситуации в соответствии с его представлениями о субъективном значении этой ситуации и психологических ресурсах в настоящее время довольно часто встречается в нашей стране (Р.М. Грановская, Л.И. Дементий, К.И. Корнев, И.М. Никольская, В.М. Ялтонский), так и за рубежом (Р.С. Лазарус, Р. Мак Край, Дж.Д. Паркер, С. Фолкман). В зарубежной психологии изучение проблемы преодоления трудных жизненных ситуаций рассматривается по трем направлениям:

- соотношение стиля совладания и контекста ситуации;

- влияние личностных детерминант на индивидуальное предпочтение копинг-стратегий (П. Коста, Р. МакКрей); 

- влияние когнитивных факторов на способы совладания с жизненными трудностями (Р. Лазарус, С. Фолкман). 

Важную роль в формировании индивидуального стиля совладающего поведения даже в подростковом возрасте играет непосредственная социальная среда, а в большей степени - семья. По словам Дружинина Ю.А. ребенок принимает определенную модель совладающего поведения в семье. Эффективность стратегии выживания зависит от:

- эффективность копирования стратегий родителей;

- способность напрямую проецировать родительский опыт [24, с. 155-158.].

Копинг-поведением, или совладающим поведением, современной наукой называется целенаправленным социальным поведением, которое позволяет субъекту справляться со стрессом или трудными жизненными ситуациями, используя сознательные стратегии действий. Сознательное поведение, направленно на активные взаимоотношения субъекта с ситуацией - изменение ситуации (подверженной контролю) или адаптация к ней (если ситуация не может контролироваться). Оно основано на адаптационных ресурсах с использованием стратегий адаптации. Копинг-ресурсы – сочетание личностных характеристик и социального окружения, которое позволяет идеально адаптироваться к стрессовым ситуациям. Копингстратегии (способы поведения совладания) - реакция человека на угрожающую стрессовую ситуацию.

Суть концепции «coping» основывается на эффективной адаптации человека к потребностям ситуации.  Понятие «coping behavior» (поведение по преодолению, совладающее поведение) характеризует способы поведения личности в разнообразных ситуациях.

Р. Лазарусом и С. Фолкманом характеризуют его как: «…постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека» [31, с. 32].

Адаптация в настоящее время означает сознательные и добровольные действия, хотя некоторые исследователи считают, что адаптация включает проявления регуляции эмоционального состояния, в том числе непроизвольные процессы, вызванные различиями в темпераменте и привычном поведении.

С. Фолкман и Р. Лазарь в своих трудах указывают на восемь стратегий совладающего поведения: «1. Стратегия противостоящего совладания. Данная стратегия является совокупностью агрессивных усилий личность изменить ситуацию и проявления неприязни и гнева в сторону того, что создало проблему. 

2. Стратегия дистанцирования. Эту стратегию можно охарактеризовать как попытку индивида забыть проблему, абстрагироваться от нее.

 3. Стратегия самоконтроля. Суть этой стратегии заключается в стремлении индивида контролировать собственные чувства и действия.

4. Стратегия поиска социальной поддержки. Такая стратегия связана с тем, что индивид прикладывает усилия для того, чтобы найти в социуме информационную, материальную и эмоциональную поддержку.

5. Стратегия принятия ответственности. Суть данной стратегии заключается в признании своих ошибок, порождающих проблемы, и попытке в дальнейшем их избежать. 

6. Стратегия избегания. Индивид, использующий эту стратегию прикладывает усилия для того, чтобы уйти от проблемной ситуации, избавиться от нее.

7. Стратегия планового решения проблемы. Данная стратегия основывается на проработке плана действий и следования ему. 

8. Стратегия позитивной переоценки. Стратегия заключается в положительной эмоциональной оценке происходящему, т.е попытке справиться с трудностями путем интерпретации ситуации в позитивном русле» [31, с. 32].

Совладающее поведение делится на три типа:

- адаптивное;

- пассивное;

- неустойчивое.

Принципиальное различие между эффективными или неэффективными стратегиями преодоления трудностей рассматривается по направленности. Студенты характеризуются обсуждением проблем, связанных с осознанием внутреннего человеческого мира как свободы, которая интерпретируется ими как исключительно позитивный аспект, включающий цели, желания и мечты. Совладающее поведение эффективно, когда оно предназначено для решения самой проблемы и ее содержания.

Копинг-ресурсы разделяются на личностные и средовые. Стоит отметить, что личностные характеристики включают физические и психологические параметры, а средние - социальные и материальные (Д. Амирхан, С. Фолкман, Р. Лазарус). 

Таким образом, исследование проблем стрессоустойчивости личности в современной науке углубляется в изучение психологических и личностных детерминант, определяющих реакцию человека в стрессовой ситуации.

Как известно, студенты ведут очень активный образ жизни. Основное время у студентов уходит на обучение в вузе, затем на подготовку домашнего задания, остальное время уходит на общение с друзьями и родственниками и на другие личные дела. В связи с этим еще одной причиной стресса у студентов можно назвать нерегулярное питание и недостаточное количество сна.

Среди других личностных факторов, влияющих на причины стресса у студентов можно выделить: - болезнь или смерть членов семьи (Смерть близкого человека всегда трагична. Даже смерть домашнего животного может вызвать стресс); - конфликты с одногруппниками и близкими людьми, - переезд, - проблемы в отношениях со второй половинкой; - проблемы со здоровьем (Достаточно большое количество людей считает, что личное здоровье является одной из основных причин стресса. У кого-то это проблемы с лишним весом. Другими причинами могут быть вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркомания).

Особое место в жизни студента занимает стресс, связанный с учёбой в высшем учебном заведении. Учебный стресс – это состояние, которое характерно высоким перенапряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста студента [53, с. 55].

К наиболее резко выраженной форме учебного стресса можно отнести экзаменационный стресс. Экзаменационный стресс - это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором [44, с. 56].

Существует две причины экзаменационного стресса. Одна из них, это неуверенность студента в своих знаниях. Эта неуверенность может быть действительной и ложной. Действительная причина заключается в пробелах в знаниях. Решить данную проблему можно, если достаточно качественно подготовиться к предстоящему экзамену. Ложная причина характеризуется боязнью неизвестности. Эта проблема решается с помощью коммуникации. То есть, разговора со студентами уже сдавшими данный экзамен. Другая причина экзаменационного стресса заключается в переоценке значимости экзамена. Данная проблема решается с помощью родителей или окружающих людей.

Стресс, вызванный вышеперечисленными причинами может привести к серьёзным негативным последствиям, а также отрицательно повлиять на психическое здоровье студента. Такому стрессу Ганс Селье дал название – дистресс.

Дистресс (от греч. dys – приставка, означающая расстройство + англ. stress – напряжение) - стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье [31, с. 65].

Для снятия стресса некоторые студенты начинают курить, употреблять спиртные напитки, а также различного рода наркотические препараты. Оправдывая все это – «снятием напряжения». 

Также к последствиям стресса можно отнести: - физический надлом; - подверженность несчастным случаям; - нервный срыв; - пониженная успеваемость; - проблемы с желудочно-кишечным трактом; - головные боли от постоянного напряжения; - хроническое ощущение усталости; - потеря ориентации; - бессонница, потеря сна; - раздражительность; - частое ощущение подавленности; - постоянное ощущение перегруженности; - повышенный или пониженный аппетит; - особые индивидуальные сигналы организма справиться с проблемами; - нарушение социальных контактов, проблемы в общении; - учащённое сердцебиение, боли в сердце; - страх, тревога; - потеря уверенности, снижение самооценки; - расстройства половой функции; - апатия, депрессия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: