Характеристика объекта и методов исследования

 

Изучение литературы по проблеме исследования позволило определить объект и методы исследования.

Для данного исследования были выбраны следующие методики:

1. Тест самооценки стрессоустойчивости, разработанный С. Коухеном, Г.Виллиансоном. Тест определяет уровень стрессоустойчивости к различным факторам и событиям у респондентов. Данный уровень может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой. Тест представляет собой десять утверждений. Респондентам необходимо ответить на все вопросы, даже если данное утверждение вообще не относится к ним. Выставляемые оценки: никогда – 0, почти никогда – 1, иногда – 2, довольно часто – 3, очень часто – 4.

2. Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Соповаи Л.В. Карпушиной (Приложение А).

Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И.Г. Сенина.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает:

1. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

Перечень жизненных сфер:

1. Сфера профессиональной жизни.

2. Сфера образования.

3. Сфера семейной жизни.

4. Сфера общественной активности.

5. Сфера увлечений.

6. Сфера физической активности.

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка.

Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений (приложение Б), каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция:

«Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:

- если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;

- если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2;

- если для Вас имеет определенное значение - поставьте цифру 3;

- если для Вас это важно - поставьте цифру 4;

- если для Вас это очень важно - поставьте цифру 5.

3.Тест «смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А.Леонтьева предназначен для оценки источника смысла жизни. Смыл жизни согласно теоретическим основаниям методики может быть найден либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс), либо в прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни одновременно.

Методика представляет собой 20 пар противоположных утверждений. Эти утверждения отражают представления индивида о факторах осмысленности жизни. В методике важным показателем является соотнесение целей, эмоциональной насыщенности жизни, а также удовлетворением, то есть достигнутыми результатами поставленных целей. Таким образом, осмысленная жизнь характеризуется наличием целей, удовлетворением, получаемым при достижении целей, а также уверенности в собственных способностях и возможностях контролировать свою жизнь.

Обработка данных осуществляется путем подсчета общего количества баллов. Баллы вычисляются при помощью ключа. Для подсчета баллов необходимо конвертировать отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в соответствие со шкалой 1234567. Положительные утверждения конвертируются в баллы 567, отрицательные утверждения конвертируются в баллы 321. Балл 4 соответствует позиции 0 в исходной шкале.

Далее обработка осуществляется отдельно по шкалам. Обработка по шкалам также осуществляется путем подсчета общего балла по ряду утверждений, которые соответствуют шкале. Также вычисляется общий индекс осмысленности жизни путем подсчета общего количества баллов.

Интерпретация результатов осуществляется отдельно по шкалам:

1.Субшкала «цели в жизни». Эта шкала отражает наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем. Они важны с точки зрения придания жизни направленности и временной перспективы. В этом случае, низкие показатели по данной шкале характеризуют личность, которая живет либо сегодняшним днем, либо прошлым. Важным замечанием будет то, что наличие высоких показателей по данной шкале может характеризовать человека, который живет будущим без основы на настоящем и в отсутствие ответственности за свои поступки.

2.Субшкала «процесс жизни». Эта шкала отражает стремление индивида получать удовольствие от процесса жизни и характеризует эмоционально насыщенную жизнь. Возможно, что высокие баллы по данной шкале могут характеризовать гедониста, который живет сегодняшним днем. Низкие баллы по данной шкале являются признаком неудовлетворенности своей жизни в настоящем.

3.Субшкала «результат жизни». Данная шкала отражает оценку пройденного отрезка времени жизни, субъективное ощущение того, насколько продуктивна была пройденная жизнь. Низкие баллы по шкале означают неудовлетворенность прошлым. Высокие баллы по данной шкале в сочетании с низкими баллами по остальным шкалам характеризуют человека, который придает особый смысл прошлому, доживая свою жизнь.

4.Субшкала «локус-контроля – Я». Эта шкала отражает представление о себе как о сильной личности, способной строить свою жизнь. Высокие баллы по данной шкале отражают уверенность человека в том, что он обладает достаточным потенциалом для того, чтобы строить свою жизнь в соответствие со своими планами, задачами и представлениями. Низкие баллы по шкале означают неверие в свои силы и ощущение того, что жизнь контролируется извне.

5.Субшкала «локус-контроля – жизнь». Данная шкала характеризует уверенность субъекта в том, что человеку дано контролировать свою жизнь и свободно принимать решения. Высокие показатели отражают эту тенденцию. Низкие значения говорят о фатализме и убежденности в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю со стороны человека.

4. Опросник «Способы совладающего поведения» (копинг тест Лазаруса). Данный опросник разработан в 1988 году Ричардом Лазарусом. Адаптирован данный опросник Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году. Также данный опросник дополнительно был стандартизирован в НИПНИ им. Бехтерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой, Е.А. Трифоновой,              О.Ю. Щелковой. Данная методика используется для определения копинг-механизмов, другими словами для выработки механизмов по преодолению различных затруднений в жизнедеятельности человека. Например, затруднения в рабочей сфере, при обучении, при общении. в личной жизни и др. Преодолеть трудности можно при помощи восьми стратегий или стилей поведения. Дадим краткую характеристику этих стратегий.

Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, применения конкретных действий. Зачастую данная стратегия рассматривается как неадаптивная, но при использовании она обеспечивает способность человека к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении трудных ситуаций, умение добиваться личных целей.

Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с трудной проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Данная стратегия характеризуется применением интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.д.

Самоконтроль. Данная стратегия характеризуется тем, что происходит подавление и сдерживание эмоций, минимизация их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию.

Поиск социальной поддержки. Проблема может быть разрешена при использовании внешних ресурсов, социальных, информационных или эмоциональных. Человек пытается при помощи взаимодействия с другими людьми получить внимание, поддержку, сочувствие, то есть реальной помощи.

Принятие ответственности. Данная стратегия характеризуется признанием человеком своего участия в возникшей проблеме. А также принятие на себя ответственности по ее решению. Если данная стратегия присутствует в поведении человека, то нередко она сопровождается самокритикой, чувством вины, а также неудовлетворенностью собой.

Бегство - избегание. Данная стратегия характеризуется тем, что человек отрицает наличие проблемы, уходит в фантазирование. В стрессовых ситуациях наблюдается инфантильная форма поведения.

Планирование решения проблемы. При использовании данной стратегии человек анализирует сложившуюся ситуацию, просчитывает все возможные варианты поведения, а также вырабатывает стратегии решения проблемы. Планирует свои личные действия и поступки, опираясь на имеющийся опыт и ресурсы.

Положительная переоценка. При использовании данной стратегии человек положительно переосмысливает проблему. Результатом является рассмотрение и принятие как стимула в личностном росте. Использование данной стратегии характеризуется философским осмыслением сложившейся трудной ситуации, принятием в личный план саморазвития.

Методика Р. Лазаруса представляет, как часто используется каждая из представленных стратегий, а также, их эффективность. Данная методика по праву считается одной из основных стандартизированных методик в области копинга. Сам опросник представлен 50 утверждениями, каждое из них представляет конкретный способ поведения в проблемной ситуации. Каждое утверждение оценивается следующим образом: никогда - 0 баллов, редко - 1 балл, иногда - 2 балла, часто - 3 балла.

На основании теоретического анализа выделяются такие составляющие мотивационно-ценностной организации и стрессоустойчивости студентов, которые указаны психодиагностической программе в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Диагностическая программа исследования мотивационно-ценностной организации и стрессоустойчивости студентов

Составляющие Методики, направленные на исследование структурной составляющей Диагностический показатель
Самооценка Тест самооценки стрессоустойчивости, разработанный С. Коухеном, Г.Виллиансоном. Уровень оценки стрессоустойчивости: отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой
Жизненные ценности     Жизненные сферы Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Соповаи Л.В. Карпушиной Развитие себя Духовное удовлетворение Креативность Активные социальные контакты Собственный престиж Высокое материальное положение Достижение Сохранение собственной индивидуальности   Сфера профессиональной жизни Сфера образования Сфера семейной жизни Сфера общественной активности Сфера увлечений Сфера физической активности
СЖО Тест «смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А.Леонтьева - Цели в жизни - Процесс жизни - Результат жизни - Локус-контроля – Я - Локус-контроля – жизнь
Стратегии поведения Опросник «Способы совладающего поведения» (копинг тест Лазаруса) - Конфронтация - Дистанцирование - Самоконтроль - Поиск социальной поддержки - Принятие ответственности - Бегство – избегание - Планирование решения проблемы - Положительная переоценка

 

Данные методики позволяют получить подробную информацию за относительно небольшой отрезок времени. Они надежны и не утомляют испытуемых. В экспериментальном исследовании принимали участие 30 студентов Севастопольского гуманитарного университета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: