Подготовительный этап (по программе УМК «Гармония» 1 класс, 2 часть учебника Н.Б. Истоминой) начинается в 1 классе, когда дети, действуя с предметами, решают такие «задачи»:
М1И ч2 с7
Подготовительный этап (по программе УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» И.И. Аргинской) проходит уже в 1 классе. Учащиеся переходят к действиям над числами и выполняют задания, связанные с нахождением неизвестного числа в «окошке», например:
М1А ч1 с93
Дети находят число либо подбором, либо на основе знаний состава числа, либо на основе зависимости между компонентами и результатом действия. Подготовительную работу к решению уравнений мы можем наблюдать при решении задач с предметами, например: М1А ч1 с83
2. На втором этапе учащиеся знакомятся с понятиями «уравнение» и «корень уравнения». На протяжении нескольких уроков дети учатся решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым. Названия компонентов арифметических действий были введены в речевую практику учащихся и использовались для чтения равенств и выражений. По программе УМК «Школа России» 2 класс, 1 часть учебника М.И. Моро данная тема вводится следующим образом:
|
|
УМК «Школа России»
М2М ч1 с80
При введении используется такой приём.
Предлагаем карточку, на которой записано равенство с окошком.
… + 4=12
Дети подбирают число, которое нужно прибавить к 4, чтобы получить 12. Так как число мы меняли, то смысл окошка в данном случае в том, что это переменная величина.
Если мы используем другой способ и находим число как неизвестное слагаемое по правилу, то в этом случае число в «окошке» – это неизвестная величина.
Поясняем, что вместо окошка для обозначения неизвестного числа используют латинские буквы. Получаем запись:
Х+4=12
Сообщаем:
Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Решить уравнение – значит найти все такие значения X (если они есть), при которых равенство будет верным.
То значение переменной, при котором уравнение обращается в истинное числовое равенство, называется корнем уравнения или решением уравнения.
Так же учащимся сообщается, как выполнить проверку при решении уравнения.
В начальных классах простейшие уравнения решают двумя способами:
1- способ подбора;
2- на основе зависимости между компонентами и результатом действий.
В основе способа подбора лежит трактовка понятия «уравнения», как равенства, содержащего переменную. При одних значениях переменной уравнение может обращаться в истинное числовое равенство, при других – нет. То значение переменной, при которой уравнение обращается в истинное числовое равенство, называют корнем уравнения или решением уравнения.
|
|
Решение можно рассматривать в двух смыслах:
1) как корень уравнения;
2) как процесс решения.
При способе подбора решение уравнения записывают так:
Х+4=9 (подбор начинают с единицы)
1+4=5, 5<9
2+4=6, 6<9
3+4=7, 7<9
4+4=8, 8<9
5+4=9, 9=9
Х=5
Детям предлагаются такие задания на способ подбора (УМК «Школа России», 2 класс, 1 часть учебника):
М2М ч1 с80
М2М ч1 с82
Если рассматривать уравнение как истинное равенство, в котором есть неизвестное число, то в этом случае уравнение решают на основе зависимости между компонентами и результатом действий. Например:
Х + 4=9
Х - это неизвестное слагаемое. Найдём Х:
Х=9 – 4
Х=5
5+4=9
Проверка: подставляем найденное значение вместо Х.
9=9
Второй этап знакомства с понятиями «уравнение» и «корень уравнения» по программе УМК «Гармония» 4 класс, 2 часть учебника Н.Б. Истоминой проходит следующим образом:
М4И ч2 с72
М4И ч2 с73 М4И ч2 с74
М4И ч2 с75 М4И ч2 с76
На этом этапе целесообразно предлагать младшим школьникам следующие задания, которые позволяют прийти к ответу путём логических рассуждений, а свой результат затем проверить, решив эти уравнения:
УМК «Гармония» М4И ч2 с74
М4И ч2 с76
В соответствии со стандартом по математике, в начальных классах изучают только простейшие уравнения в одно действие, но в некоторых программах и осложнённые (в два и более действий). Например, по программе УМК «Гармония» Н.Б. Истоминой в 4 классе М4И ч2 с86 изучают уравнения в два действия:
Главное объяснить учащимся, что в этом случае рассуждение надо начинать с последнего действия в левой части уравнения.
М4И ч2 с86
Второй этап знакомства с понятиями «уравнение» и «корень уравнения» по программе УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» 2 класс, 1 часть учебника И.И. Аргинской проходит следующим образом: М2А ч1 с30-31
Детям предлагаются такие задания на способ подбора УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» И.И. Аргинской, например:
М2А ч1 с32
По программе И.И. Аргинской и др. учащихся знакомят и с третьим способом решения уравнении, на основе свойств равенств, сначала изучают эти свойства, их 4: «Если к обеим частям верного равенства прибавить (вычесть, умножить, разделить) одно и то же число, то равенство останется верным».
Таким образом, на основе этих правил можно решить уравнения. Например:
Х+4=9
Х+4-4=9-4 - вычтем из обеих частей равенства число 4, получим
Х=5 верное равенство
5+4=9
9=9
Этим способом по программе И.И. Аргинской решают не только простейшие, но и осложнённые уравнения.