Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ БИБЛИОТЕК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИЗДАНИЯМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СПИСОК ЭКСТРЕМИСТСКИХ ДОКУМЕНТОВ

(для школьных библиотекарей)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение ………………………………………………………………3

2. Методические рекомендации по работе библиотек общеобразовательных организаций с изданиями, включенными в «Федеральный список экстремистских документов» ……………….7

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ ст.13 "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями) ……………………………............................................. 10

 

4. Примерная инструкция по работе с документами, включенными в

 

федеральный список экстремистских материалов………………… 11

 

5. Примерный приказ о работе с документами, включенными в

Федеральный список экстремистских материалов………………….15

6. Порядок выдачи документов, включенных в федеральный список

экстремистских материалов ………………………………………16

 

7. Форма журнала сверки федерального списка экстремистских материалов с фондом библиотеки, электронными документами и Интернет-сайтами, доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в библиотеке ОО……………………………………. 17

 

8. Форма акта сверки библиотечного фонда с федеральным списком

  экстремистских материалов………………………………………….18

 

9. Форма акта о блокировании доступа к сайтам, включенным в федеральный список экстремистских материалов…………………. 19

 

10. Форма акта об уничтожении исключенных из библиотечного фонда документов, включенных в федеральный список экстремистских материалов……………………………………………………………… 19

 

11. Примерное заявление о выдачи материалов, включенных в федеральный список…………………………………………………… 20

 

12. Адреса сетевых ресурсов………………………………………………. 21

 

В последнее десятилетие опасность терроризма значительно увеличивается. Терроризм, как явление стал объектом повышенного внимания и со стороны контролирующих органов, и со стороны социальных институтов. Причин, изменивших вектор внимания в российском государстве, несколько. Одна из них - вступивший в действие Федеральный закон «О противодействии экстремисткой деятельности» № 114 от 25.06.2002 г. В соответствии со статьей 13 данного закона, на территории Российской Федерации запрещается массовое распространение экстремистских материалов, а также их хранение. Материалы, признанные экстремистскими решением суда по месту их обнаружения, подлежат немедленной конфискации. Информация о судебном решении передается в федеральный орган государственной регистрации - Министерство юстиции РФ. На основе полученных сведений формируется «Федеральный список экстремистских материалов», который размещен на сайте по адресу:

http://www.minjust.ru/nko/fedspisok/. Состав материалов, признанных экстремистскими, разнообразен. Это книги, брошюры, выпуски и отдельные статьи из журналов и газет, листовки, Интернет-сайты, видео, плакаты, лозунги. Достаточно широк и спектр авторов, чьи произведения по тем или иным причинам суды запретили. Среди них - политические и религиозные деятели, публицисты, журналисты, так же анонимы, пишущие свои обращения. Библиотеки стали объектом внимания органов прокуратуры фактически сразу же после официальной публикации «Федерального списка экстремистских материалов».

 

Предлагаемые рекомендации составлены с целью оказания методической помощи по исполнению Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности» № 114 от 25.06.2002 г. (с изменениями и дополнениями) заведующим библиотекой, педагогам – библиотекарям образовательной организации и заместителям директора, курирующего данное направление деятельности.

 

Введение

 

Что же такое экстремизм?

Экстримизм (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) —приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике). Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, ведение партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарные политические режимы с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия, внешней интервенцией. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью действенно повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — в этих случаях можно говорить о «вынужденном экстремизме».

 

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

 

В соответствии с поправками от 23 ноября 2015 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

 

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение

целостности Российской Федерации;

 

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая

деятельность;

 

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной

розни;

 

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности

человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной

или языковой принадлежности или отношения к религии;

 

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

 

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

 

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или

 

символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое настоящей статье и являющихся преступлением;  изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство

     к их осуществлению;

 

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

 

 

Главным официальным документом в работе библиотек общеобразовательных организаций с экстремистской литературой является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114 - ФЗ " О противодействии экстремистской деятельности " (с изменениями и дополнениями).

 

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

 

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

 

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда. Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

 

Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации.

 

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Министерство юстиции Российской Федерации копий, вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

 

Федеральный список экстремистской литературы опубликован на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации по адресу: http://minjust.ru/ru/extremist-materials. Список необходимо скачать с сайта и хранить в отдельной папке компьютера в библиотеке. Список должен содержать дату обновления.

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: