Типы дыхания в пении

Прежде всего, коснемся вопроса о типах дыхания в пении. Как мы уже писали, в жизни люди дышат смешанным типом дыхания, где участвуют и грудная клетка, и диафрагма в разном их соотношении. В пении, где большинство певцов приспосабливаются к особым задачам певческого голосообразования, ищет наилучшей дыхательной поддержки, различаются следующие типы дыхания.

Дыхание ключичное (клавикулярное, верхнегрудное), при котором дыхательные экскурсии совершаются ха счет расширения и поднятия в основном верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за движениями грудной клетки, т.е. выключена из своей активной вдыхательной функции. Живот при этом типе вдоха втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы, а иногда и плечи, заметно поднимаются.

Нижне грудное, когда вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки, не является самостоятельным типом, так как при этом обязательно включается в работу диафрагма. Как мы помним, ее прикрепление находится как раз в области нижней реберной дуги, и, следовательно, при расширении нижнего отдела грудной клетки расширяется и площадь ее прикрепления. Значит, диафрагма обязательно оказывается активно включенной в дыхательные экскурсии. Нижнегрудное дыхание следует считать вариантом нижнереберно-диафрагматического дыхания.

Нижнеребено-диафрагматическое дыхание. При этом типе грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, и потому при вдохе вместе с расширением грудной клетки живот также поддается немного вперед. Это дыхание может осуществляться с преимущественным включением груди (нижнегрудное дыхание) или с большим участием живота.

Брюшное дыхание, названное потому, что грудная клетка остается почти неподвижной, а живот несколько выпячивается вперед, осуществляется действием двух антагонистических групп мышц: мышц брюшного пресса (выдох) и диафрагмы (вдох). Грудная клетка участия в дыхательных экскурсиях не принимает. Нижнебрюшное, как и верхнебрюшное, является вариантом брюшного, причем вдох в любом типе брюшного дыхания совершается сокращением все той же диафрагмы, а варьирует лишь тот отдел брюшное пресса, который более активно работает при выдохе. При верхнебрюшном дыхании движения живота заметны более в подложечной области, а при нижнебрюшном – в нижнем сегменте живота.

О ДЫХАНИИ

Искусственно выработанное, так называемое певческое дыхание, как, впрочем, и естественное, состоит из трех стадий:

1) вдыхание или инспирация;

2) задержка набранного воздуха;

3) выдыхание или экспирация.

Отличие искусственного дыхания от естественного имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий, требующих постоянного совершенствования. Вдыхать в себя воздух нужно медленно, чтобы мускулы привыкли к систематическому напряжению.

Но для того, чтобы почувствовать правильность действия вдыхания воздуха, надо встать прямо, наклонить туловище вперед и в это время набрать воздух. Вы почувствуете, как в поясной части живота, раздвигая нижнюю часть ребер, воздух как бы занял свое место. Затем надо приподняться (наступает вторая часть упражнения), задерживая воздух. Эта часть приучает к необходимой эластичности. Выдыхание воздуха нужно производить медленно, как и вдыхание, без резких толчков, выруская воздух лучше через плотно сомкнутые губы. Для проверки ровности воздушной струи, исходящей из губ, можно подставить палец на расстояние 3 см, чтобы ощущать плотность выходящего воздуха. Лучше вдыхать воздух через нос – так мускулы будут напрягаться слабее и медленнее. Эти упражнения рекомендуется делать утром от 5 до 10 минут.

Только таким образом можно осознать правильность абдоминального, т.е. глубокого дыхания. Наклонение туловищем можно отменить, когда будет зафиксировано учеником ощущение абдоминального вдоха. Дыхательные упражнения могут подбираться педагогом индивидуально, а зависимости от дыхательной комплекции ученика.

Какова же цель этих дыхательных упражнений? Она дает свободу и силу в исполнении 2-й октавы диапазона голоса ученика, которая всегда, как правило, включает определенное трудности, ибо, чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. Начиная с пятисекундной тренировки можно довести ее до 15 секунд, не более, чтобы не утомляться. Дело в том, что систематичность занятий всегда приносит больше плодов, чем безумное рвение ученика постичь скорее то, что дается только систематическими занятиями.

Первыми удовлетворительными результатами такой тренировки дыхания можно считать только плавность вдоха без усилий, задержку воздуха без головокружений (они могут появляться вначале), плавность выдоха без толчков. Мало того, атака звука на раскрытой голосовой щели ведет к побочным шумам в вокальном звуке. Голосовая щель должна быть полностью закрыта, в противном случае набранный воздух уходит, отсюда и звук слабый, без блеска. Бережливость в расходовании воздуха – вещь первой важности. Сообщаемый голосовым связкам толчок (cap de glott – франц.) должен быть активным без преувеличения, иначе звук будет неустойчивым. И что не менее важно, этот толчок устраняет возможность «подъезжать» к ноте.

Если брать дыхание через нос, то все функционирующие при этом мускулы будут напрягаться медленнее, постепенно переходя от состояния покоя к высшей степени напряжения. Легкие же при этом имеют время целиком наполниться воздухом. Если же дышать чрез рот, то мускулы не будут иметь достаточно времени, чтобы натянуться, так как воздух через рот проходит гораздо скорее, чем через нос, поэтому легкие не успевают совершенно наполниться.

В заключении скажу: глубокое абдоминальное дыхание требуется для искусственной октавы. Противопоставление естественной и искусственной октав подчеркивает, что первая дается без труда, тогда как для исполнения второй с тем же совершенством требуется умение ее осуществить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: