Современные формы русского народно-певческого исполнительства

Современное народно-певческое исполнительство развивается по двум направлениям: народный хор и фольклорный ансамбль. Оба направления являются частью народно-песенной культуры и обладают характерной певческой манерой, используют одни и те же средства художественной выразительности. Между ними много общего, но и много отличий.

Народно-хоровое направление – самодеятельные народные хоры; самодеятельные ансамбли песни и танца; полупрофессиональные народные хоры и ансамбли песни и танца; профессиональные народные хоры и ансамбли песни и пляски и вокально-инструментально-хореографические ансамбли; детские народно-хоровые студии; учебные народные хоры и ансамбли песни и танца.

Фольклорное направление – бытовые аутентичные фольклорные ансамбли; репродуцирующие самодеятельные ансамбли; репродуцирующие учебные фольклорные коллективы; репродуцирующие детские фольклорные ансамбли; «смешанные» аутентичные фольклорные ансамбли; профессионально-любительские фольклорные ансамбли; любительские фольклорные ансамбли.

К отдельной исполнительской форме следует отнести аутентичные фольклорные хоры и самодеятельные народные хоры, так как эти типы сочетают в себе признаки и особенности как хорового, так и ансамблевого направления.

Исполнительский состав хоров разделяется на три группы: хоровую, танцевальную и инструментальную. Каждая из групп функционирует как самостоятельно, так и в сочетании с другой или одновременно со всеми. Число участников, особенно в профессиональной группе значительно.

В самодеятельном исполнительстве чаще всего наблюдается наличие баянной группы или одного баяна. В этих случаях хоровая группа выступает в двуединой роли (певец-танцор).

В народном хоре исполнительские группы при всей своей самостоятельности подчинены общей творческой направленности – освоению русской народной самобытности. В тоже время большинство самодеятельных коллективов ориентируются главным образом на одну национально-народную традицию и отличаются они от народного хора лишь количеством номеров: в народном хоре больше песенного материала, в ансамбле песни и танца больше хореографических постановок.

На раннем этапе своего существования народно-хоровые коллективы как профессиональные, так и самодеятельные сохраняли в песне-творчестве близость к подлинным традициям крестьянской культуры. С появлением народно-хоровой композиторской школы, распространением нового репертуара, началась внутренняя перестройка хоров. Именно авторское творчество повлияло на развитие особенностей, которые отличают современный народный хор от других жанров певческого исполнительства. В чем же это выражается?

Традиционно фольклорная певческая культура имеет свои особые художественно-исполнительские принципы, важнейшим из которых является импровизационно-варьированный характер. Композиторские же сочинения требуют точного исполнения. Это в свою очередь привело к возникновению хоровых партий, которые сформировали новую для народно-певческого коллектива вокально-хоровую структуру, схожую с академической школой.

Вместе с хоровой организацией авторское творчество привнесло в народное искусство многие элементы академического хорового письма. Средства художественной выразительности, композиционные особенности строения партитур, характерные для академического хора.

Песни композиторов потребовали от исполнителей владения фразировкой, нюансировкой. «Ввели» новую технику – умение сглаживать натуральные регистры, используя микстовое звучание.

Благодаря тому, авторские песни сочинялись на стихи советских поэтов, из исполнения народного хора практически исчезло диалектное разнообразие языка, его место заняло литературное произношение.

Композиторы изменяли народную песню, тем самым появилась обработка.

Широкое распространение авторской музыки вытеснило из репертуара народного хора подлинную самобытную народную песню. Повсеместно в репертуар народных хоров «внедрились» песни о «счастливой» жизни колхозного крестьянства, славицы вождям и партии, песни о гражданской и Великой Отечественной войне, о просторах России, заводах и фабриках.

Большинство оригинальных творческих сочинений требовало сопровождния. Поэтому пение a’capella отошло на второй план. Перестройка вокально-хоровой структуры повлияло и на внешнюю исполнения народного хора. Как и в академическом хоре. Для выступления хоровой группы стали использоваться станки, инструментальная группа стала располагаться перед хоровой; в особых случаях перед хором и оркестром стал появляться дирижер.

Влияние академического искусства сказалось и на характерности певческой специфики. Произошло это потому что, руководители профессиональных коллективов стали приглашать в мужскую хоровую группу академических вокалистов.

Коренной реконструкции подверглась и хореография. Она приобрела свою собственную специфику и значительно отошла от фольклорных источников. Народная хореография так же как и певческое исполнительство стало по сути авторским искусством.

Те же факторы повлияли на особенности развития инструментальной группы.

Все исполнительские группы народного хора равноправны и самостоятельны.Тем не менее одна из них является главной. Это – хоровая группа. Именно она в большей степени определяет творческое лицо коллектива. Другими словами. Именно певческое звучание, особенности манеры пения отличают в известной степени один коллектив от другого. Это позволяет отличить на «слух», например, Северный хор от Кубанского. В то же время существует ряд признаков, который позволяет отличить хоровое пение от фольклорного:

1. Наличие в общем звучание разных певческих групп, составляющие отдельные хоровые партии;

2. Тяготение к большому исполнительскому составу;

3. Приравнивание всех голосов единому звучанию;

4. Преобладание высоких женских голосов, так как в авторской музыке мелодия, в отличии от народных песен, проходит у верхних голосов;

5. Наличие характерного репертуара (авторская музыка и обработка народной песни);

6. Преобладание литературного произношения над диалектным;

Большой вклад в развитие композиторской школы для народного хора внёс В. Захаров. Его обработки народных песен и оригинальные сочинения получили широкое распространение как в профессиональном. Так и в любительском исполнительстве.

Иногда во время исполнения песен коллектив использует чрезмерное количество неоправданных движений. Эти движения якобы связаны с душевными переживаниями участников коллектива.

Творческого расцвета народные хоры достигли в 50 годы 20 века. Именно в это время сочиняло и исполнялось очнень много авторской музыки. В репертуаре хоров преобладала монументальность и массовость, песни в основном были посвящены народу. Власти и партии.

К середине 60 в жанре русского народного хора стал ярко виден творческий застой.

Выполняя социальный заказ на правдивое отражение советской действительности народные хоры практически полностью отторгли от себя главное, ради чего, собственно, они и создавались. Произошла подмена ценностей, которая привела практически к вытеснению фольклора. Поэтому во многих народных хорах обращение к фольклорным источникам носит, примитивный или формальных характер, проявляющийся в незнании или поверхностном отношении к материалу, который они исполняют.

В середине 20 века благодаря развитию фольклорного движения стали происходить какие-то сдвиги в сторону возраждения народной культуры. Благодаря концертам, конкурсам и смотрам возрождение «народного» в народном становится повсеместным. Особенно ярко он прослеживается в тех коллективах, руководители которых закончили народно-хоровые отделения тех учебных заведений. Где в основе учебного процесса лежит принцип изучения и практического освоения народных традиций.

Дыхание

Мы приспосабливаем наш певческий аппарат. Мы приспосабливаем диафрагму к певческому процессу. Родителе мы можем привлечь информацией о здоровье ребенка. Кроме пения нам нужен поставленный голос при общении, чтобы наша речь звучала убедительнее.

Дикция и орфоэпия

Правильная дикция и орфоэпия необходимы человеку при построении речевых конструкций. Человек, который грамотно говорит, образованный, мыслящий, культурный и современный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: