Сравнение воспроизводимостей двух серий данных. Тест Фишера

 

     Для выбора между точным и приближенным вариантом модифицированного теста Стьюдента необходимо предварительно установить, есть ли значимое различие между величинами  и , т.е. воспроизводимостями обеих серий данных. Разумеется, задача сравнения воспроизводимостей имеет и вполне самостоятельное значение.

     Как и средние , дисперсии s 2 тоже представляют собой случайные величины. Поэтому сравнивать их тоже нужно с использованием соответствующих статистических тестов. Тест для сравнения двух дисперсий был предложен английским биологом Р. Фишером и носит его имя.

     В тесте Фишера тестовой статистикой служит отношение большей дисперсии к меньшей:

 

 .                                         (25)

 

Подчеркнем, что необходимо, чтобы  и, соответственно, x ³1, в противном случае индексы следует поменять местами. Критическим значением служит специальный коэффициент Фишера F (P, f 1, f 2), зависящий от трех параметров - доверительной вероятности P и чисел степеней свободы f 1 и f 2дисперсий  и , соответственно. Значения коэффициентов Фишера для стандартной доверительной вероятности P =0.95 приведены в табл. 2 (приложение). Следует обратить внимание, что F (f 1, f 2F (f 2, f 1), поэтому при пользовании этой таблицей надо быть очень внимательными.

     Если отношение дисперсий (25) меньше, чем соответствующее значение F (P, f 1, f 2), это означает, что различие между  и  незначимо - воспроизводимость обеих серий одинакова, или, как говорят, "дисперсии однородны". В этом случае можно вычислить среднюю дисперсию  по формуле (20) и пользоваться ею как общей характеристикой воспроизводимости обеих серий. Число степеней свободы этой дисперсии равно f 1 + f 2. Если же дисперсии неоднородны, вычисление средней дисперсии, очевидно, лишено смысла.

     Еще раз обратим внимание, что тест Фишера предназначен для сравнения только воспроизводимостей результатов (т.е. дисперсий), но никак не самих результатов (т.е. средних). Делать какие-либо выводы о различии средних значений, наличии в той или иной серии данных систематической погрешности, различиях в составе образцов и т.д. на основании теста Фишера недопустимо. Для сравнения средних значений после теста Фишера следует применять тест Стьюдента (в той или иной его разновидности).

Пример 3. Примесь тиофена в бензоле (% масс.) определяли спектрофотометрическим (1) и хроматографическим (2) методами. Получили следующие серии данных:

(1) 0.12 0.19 0.16 0.14;

(2) 0.18 0.32 0.24 0.25 0.28.

Известно, что хроматографическая методика не содержит систематической погрешности. Содержит ли систематическую погрешность спектрофотометрическая методика?

Решение. Вычислим средние и дисперсии для обеих серий:

(1) = 0.153, , n 1=4, f 1=3;

(2) = 0.254, , n 2=5, f 2=4.

Сравним воспроизводимости серий по тесту Фишера:

x = =3.0 (делим большую дисперсию на меньшую!)

Критическое значение F (0.95, 4, 3) = 9.1 (не F (0.95, 3, 4)= 6.6!)

Получаем x < F, воспроизводимости данных одинаковы. Поэтому вычисляем среднее стандартное отклонение и применяем точный вариант теста Стьюдента:

 

 = 0.0437;

 = 3.27 t (P =0.95, f =7) = 2.37.

Видно, что x > t, средние различаются значимо, спектрофотометрическая методика содержит систематическую погрешность (отрицательную).

Пример 4. В образце сплава определили медь спектрографическим атомно-эмиссионным (1) и титриметрическим (2) методами. Получены следующие результаты (% масс.).

(1) 12.1 14.1 13.6 14.8;

(2) 13.40 13.75 13.65 13.58 13.60 13.45.

Известно, что титриметрическая методика не содержит систематической погрешности. Содержит ли систематическую погрешность атомно-эмиссионная методика?

Решение. Вычислим средние и дисперсии для обеих серий:

(1) = 13.65, , n 1=4, f 1=3;

(2) = 13.57, , n 2=6, f 2=5.

Сравним воспроизводимости данных по тесту Фишера:

 

x = =78.8

 

Критическое значение F (0.95, 3, 5) = 5.4, x > F, воспроизводимости данных различаются. Для сравнения средних значений применяем приближенный тест Стьюдента-Уэлча:

 

 = 0.14,  = 3.05 ~ 3.

Величина t (P =0.95, f =3) равна 3.18, x < t. Поэтому различие между средними незначимо и систематическая погрешность атомно-эмиссионной методики отсутствуют.

На практике тест Стьюдента-Уэлча применяют очень редко. При малых числах степеней свободы коэффициенты Фишера достаточно велики (см. приложение, табл. 2). Поэтому значимое различие в дисперсиях обычно наблюдается только при их большом численном различии. В этом случае меньшей из двух дисперсий можно пренебречь, считать соответствующее среднее точной величиной и, следовательно, применить простой тест Стьюдента.

В данном примере случайная погрешность титриметрических данных намного меньше, чем атомно-эмиссионных, значение 13.57 можно считать точной величиной и применить простой тест Стьюдента:

x =  = 0.14 < t (P= 0.95, f =3)=3.18.

 

И в этом случае также делаем вывод об отсутствии систематической погрешности атомно-эмиссионной методики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: