Правовой ответственности

Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права считается совершение им международного правонарушения.

Международное правонарушениеэто действие или бездей- ствие субъекта международного права, в результате чего наруша- ются нормы международного права и международные обязатель- ства этого субъекта, допустившего неправомерные действия или бездействие, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного права, или всему международному сообществу в це- лом ущерб материального или нематериального характера (напри- мер, акты агрессии, незаконное ограничение суверенитета, посяга- тельство на территориальную целостность, оккупация, вооружен- ное вмешательство, нарушение обязательств по договорам и др.). При этом ответственность возникает только при наличии причинной связи между противоправным поведением (действием) субъекта меж- дународного права и причиненным ущербом.

Таким образом, составными элементами международного пра- вонарушения, влекущего за собой международно-правовую ответ- ственность, являются действие или бездействие субъекта (субъектов) международного права, нарушающее действующие нормы междуна- родных соглашений или международные обычаи; вменяемость право- нарушения субъекту международного права; причинение ущерба или вреда другому субъекту (субъектам) международного права.

Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм меж- дународного права и нанесению ущерба или вреда, недопустимы. Кроме того, недопустимы ссылки и на незнание норм международно- го права или на неправильное их толкование или применение долж- ностными лицами государства. Практически все международные пра- вонарушения субъектами международного права совершаются созна- тельно, преднамеренно, виновно.


Противоправные действия или бездействие, приводящие к воз- никновению международно-правовой ответственности субъектов международного права, могут совершаться государственными орга- нами (вне зависимости от их положения в системе органов государ- ственной власти или управления), должностными лицами государ- ства, выступающими по его поручению или от его имени, а также специальными органами государства (например, военными кораблями или военными летательными аппаратами), наделенными властными полномочиями и выступающими от имени государства.

Ответственность государства может наступить за принятие за- кона или другого нормативного акта, противоречащего нормам меж- дународного договора, участником которого оно является, или, наоборот, за непринятие закона, которое оно было обязано принять в соответствии со своими международными обязательствами и которое предотвратило бы противоправное событие или действие.

Ответственность государства возникает и при бездействии орга- нов власти в случаях, когда их своевременное вмешательство могло бы предотвратить неправомерные действия.

Ответственность государства «X» может возникнуть и в резуль- тате предпринятых на его (или с его) территории противоправных действий иностранного государства или его органов против третьего государства или группы государств. Однако, если такие действия бы- ли произведены без ведома и согласия государства «X», то оно несет ответственность только в случае, если его органы не проявили необ- ходимой бдительности и не пресекли эти противоправные действия иностранного государства.

По-иному решается вопрос в отношении государства, предоста- вившего свою территорию для создания иностранных военных баз или размещения оружия: их международно-правовая ответственность за все возможные опасные последствия наступает в силу самого юри- дического факта – разрешения на создание военной базы или разме- щение оружия. Кроме того, такие государства могут быть автомати- чески втянуты в войну, а их территория может стать театром военных действий со всеми отрицательными для населения последствиями.

Международно-правовая ответственность государства может возникнуть и при превышении полномочий государственными орга-


нами или должностными лицами государства, в результате чего мо- жет быть нанесен ущерб иностранному государству, физическим или юридическим лицам.

За действия государственных органов, воинских частей и под- разделений, военных кораблей и военных летательных аппаратов во время вооруженных конфликтов, когда в результате этих действий нарушаются нормы Женевских конвенций 1949 г., Дополнительных протоколов I и II 1977 г. и других международных конвенций по ли- нии средств и методов ведения войны, ответственность несет госу- дарство, которому принадлежат эти органы, воинские части, подраз- деления, военные корабли и летательные аппараты. Государство должно принять все законодательные, административные и иные ме- ры к тому, чтобы нормы, закрепленные в действующих конвенциях, неукоснительно выполнялись всеми государственными органами, во- инскими частями и соединениями, военными кораблями и летатель- ными аппаратами и отдельными военнослужащими.

Международно-правовая ответственность субъектов междуна- родного права может наступать не только в силу нарушения норм международного права или обязательств по договорам, но и за вред- ные последствия правомерной деятельности. Она может наступить при нанесении материального ущерба источником повышенной опас- ности, использование или применение которого не запрещено между- народным правом (так называемая ответственность за риск).

Государства договорились также признавать обязательность возмещения материального ущерба, нанесенного судами с ядерной энергетической установкой, возникшего не в связи с каким-либо международным правонарушением, а исключительно в силу самого факта причинения такого ущерба (ответственность без вины или аб- солютная ответственность).

В международном праве все международные правонарушения можно разделить на три большие группы в зависимости от степени их опасности для государств и международного сообщества в целом, масштабов правонарушений и последствий:

– международные преступления;

– уголовные преступления международного характера;

– другие международные правонарушения – деликты.


Международное преступлениеэто особо опасное междуна- родное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие основные принципы международного права, представляющее угрозу международному миру, безопасности и всему человечеству.

В проекте статей об ответственности государств, подготовлен- ном Комиссией международного права ООН, подчеркивается, что международно-правовое деяние, возникающее в результате наруше- ния государством международного обязательства, столь основопола- гающего для обеспечения жизненно важных интересов международ- ного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступле- ние перед международным сообществом в целом, составляет между- народное преступление. К числу таких международных преступлений относятся: агрессия, геноцид, апартеид, колониализм, военные пре- ступления, преступления против мира и человечности.

Поскольку такие преступления затрагивают практически все международное сообщество, государства в соответствии с Уставом ООН вправе принимать коллективные меры по их пресечению.

Уголовное преступление международного характераэто деяние, имеющее международно-общественную опасность, посяга- ющее на интересы нескольких, многих или всех государств. К их чис- лу, в частности, относятся такие наиболее опасные, как международ- ный терроризм, взятие заложников, угон воздушных судов, незакон- ное производство и распространение наркотических и психотропных веществ, нападения на дипломатические представительства и дипло- матов и др. Вполне понятно, что такие действия совершаются не от имени государства и не должностными лицами государства, однако государство во многих подобных случаях могло и должно было пре- сечь такие преступные действия, не допустить их совершения при надлежащем правопорядке и эффективной деятельности государ- ственных органов. Вот почему за некоторые уголовные преступления международного характера, совершенные физическими лицами, госу- дарство может нести материальную или политическую ответствен- ность (возместить ущерб, принести извинения и др.).


Другие международные правонарушения (международные деликты)это противоправные действия, наносящие ущерб от- дельному государству или ограниченному кругу субъектов междуна- родного права. В этом случае отношения ответственности возникают между государством-правонарушителем и государством, непосред- ственно пострадавшим, а само правонарушение весьма малозначимо и не затрагивает основ существования государств и наций, не отно- сится к правонарушениям первых двух групп.

К таким правонарушениям относятся, например, попуститель- ство (бездействие) государственных органов, не пресекающих проти- воправную деятельность против дипломатических представительств зарубежных государств (битье стекол посольства, срыв государствен- ного флага иностранного государства и т. п.), нарушение торговых обязательств и др. При отсутствии явного умысла или намерения нанести ущерб противоправным действием правонарушение может и не повлечь за собой международно-правовой ответственности в силу своей малозначимости.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: