Программа реализуется через

Паспорт программы

Наименование Программы Программа по профориентации школьников «Школа профессионального самоопределения»
Разработчики Программы Сергеичева Г.А., зам. директора по УВР, Ковчий И.А., зам. директора по УВР, Павлова Е.И., школьный психолог, Артамонова Н.В., школьный психолог.
Исполнители Программы - администрация школы; - педагог-психолог; - педагоги дополнительного образования; - классные руководители; - библиотекарь; - учителя-предметники; - медицинский работник; - обучающиеся 1-11 классов и их родители.
Дата утверждения Программы № 37/о от 02.09.16г.  
Основание для разработки Программы Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: - Концепцией Модернизации российского образования; - Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Законом РФ «Об образовании»; - Конституцией РФ; - Всеобщей Декларацией прав человека; - Декларацией прав ребенка; - Конвенцией о правах ребенка; - Трудовым кодексом; - Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; - ФГОС;                                                                                               - Уставом школы.
Основные направления системы программных мероприятий 1. Профессиональное просвещение. 2. Диагностика и консультирование. 3. Взаимодействие с предприятиями.  4. Профессиональная адаптация.
Цель реализации Программы Создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Задачи Программы 1.Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность. 2.Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультирование обучающихся. 3.Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, региона, родного города, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. 4.Разработать формы и методы социального партнерства школы и  учреждений профессионального образования по вопросам профессионального самоопределения молодежи. 5.Разработать механизм содействия трудоустройству выпускников школы. 6.Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
Назначение Программы Реализация комплекса мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения обучающихся.
Сроки реализации 2016 -2020 г.г.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: - повысить мотивацию обучающихся к труду; - оказать адресную психологическую помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии; - обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 

1. Обоснование необходимости создания Программы

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

    В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.

    Говоря о традициях и преимуществах отечественного образования, В. В. Путин заявил о необходимости сохранения всего лучшего, чем всегда гордилось отечественное образование, в том числе и несомненные достоинства советской школы, естественно, при этом совершенствуя школьное образование. Система просвещения должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи, которые рождаются в мире. Президент РФ обратил внимание на то, что школа должна готовить способного к постоянному развитию, овладению новой квалификацией человека. Это возможно сделать только при наличии фундаментального базового образования.

Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднеспециального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

На первый план выступает коммерческая деятельность, что не позволяет молодым людям состояться в профессиональном отношении. Не востребованы молодежью рабочие специальности, необходимые для развития Российской экономики.

     Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.

В связи с этим школа должна организовать целенаправленную профориентационную работу среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования необходимы условия для создания социальных ситуаций развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает:

v формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

v проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;

v активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

v построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике, ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человекав интересах устойчивого развития общества и природы.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения (условно выделяют следующие этапы):

- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;

- основная школа:

5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии;

8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем — профессии;

- средняя школа - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

Необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

    Этим задачам отвечает предлагаемая Программа по профориентации школьников «Школа личного самоопределения».

2. Приоритеты, цель, задачи, ожидаемые результаты Программы

Приоритеты Программы:

обеспечение условий, необходимых для осознанного выбора выпускниками ВУЗов, ССУЗов с целью дальнейшего трудоустройства по полученной специальности.

Цель Программы: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

Задачи Программы:

1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультирование учащихся.

3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, региона, города об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

5. Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.

6. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

 

Срок реализации всех мероприятий Программы: 2016 – 2020 г.г.

 

Этапы реализации программы:

I этап: проектный – 2016 -2017 учебный год.

  Цель: подготовка условий профориентационной работы.     

Задачи:

1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

 

II этап: практический – 2017-2018, 2018-2019 учебные годы.

  Цель: реализация программы по профориентации.

  Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Совершенствовать содержание профпросвещения.

3. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.

4. Разработать методические рекомендации по профориентации.

5. Расширять и укреплять социальное партнерство школы с организациями, предприятиями, учреждениями города. 6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.                                                                                7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.                                                                 9. Провести коррекцию затруднений в реализации программы

 

III этап: аналитический –2020 год.

  Цель: анализ итогов реализации программы.

  Задачи:

1. Обобщить результаты работы школы по реализации Программы.

2. Спланировать работу на следующий период.

 

Ожидаемые результаты Реализации Программы:

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

v повысить мотивацию молодежи к труду;

v оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

v обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

v сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 

 

3.   Основные направления системы программных мероприятий

1. Профессиональное просвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

4. Профессиональная адаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

 

Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии с учетом потребностей рынка труда.

Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, экскурсии, создание информационной базы по профессиональному самоопределению (информационные справочники о предприятиях, профессиях, оформление уголков и стендов). В условиях современного общества, рыночных отношений необходимо подойти к осознанному профессиональному выбору. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

    В школе реализуется Программа военно-патриотического воспитания обучающихся, она решает задачи профессионального самоопределения юношей:

1) Формировать у юношей морально-психологические и физические качества, необходимые для прохождения военной службы.

2) Развивать способность осознанно определить свое отношение к военной службе и военным профессиям.

3) Познакомить с сущностью и содержанием воинской деятельности, основными задачами Вооруженных Сил, предназначением видов и родов войск, а также способствовать уяснению роли воинской службы в гражданском, нравственном и физическом становлении личности.

4) Обеспечить учащихся правовыми знаниями о военной службе, их правах и обязанностях как будущих воинов, об ответственности за нарушение воинских законов, что способствует быстрой адаптации к условиям военной среды.

    Основные направления данной программы:

1. Анализ уровня военно-профессиональной мотивации (определение мотивов поведения, наличия военно-профессиональных интересов, склонностей, уровня готовности учащихся к обязательной и добровольной подготовке к военной службе).

2. Формирование психологической готовности к военной службе.

3. Формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военной деятельности.

4. Информирование о связи военно-учетных специальностей с другими профессиями и гражданскими специальностями.

5. Помощь в профессиональном определении (формирование психологической готовности к военной службе по призыву, поступлению в военные учебные заведения, занятие военно-прикладными видами спорта).

6. Определение способов преодоления препятствий, осложняющих формирование позитивного мировоззрения относительно военно-профессиональной деятельности.

7. Помощь в практической реализации планов по достижению военно-профессиональной цели (оказывается через взаимодействие с районным военным комиссариатом).

7. Помощь в практической реализации планов по достижению военно-профессиональной цели (оказывается через взаимодействие с районным военным комиссариатом).

Основные направления деятельности:

Направление деятельности Категория обучающихся Ответственные
1 Анализ уровня военно-профессиональной мотивации (определение мотивов поведения, наличия военно-профессиональных интересов, склонностей, уровня готовности учащихся к обязательной и добровольной подготовке к военной службе); 9-11 классы школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, совместно с представителями военкомата  
2 Формирование психологической готовности к военной службе; 5-11 классы школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель
3 Формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военной деятельности (решается посредством военно-патриотического воспитания и социального просвещения); 5-11 классы школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, социальный педагог
4 Информирование о связи военно-учетных специальностей с другими профессиями и гражданскими специальностями; 8-11 классы учитель ОБЖ
5 Помощь в профессиональном определении (формирование психологической готовности к военной службе по призыву, поступлению в военные учебные заведения, занятие военно-прикладными видами спорта); 9-11 классы классный руководитель, учитель ОБЖ, представители военных училищ
6 Определение способов преодоления препятствий, осложняющих формирование позитивного мировоззрения относительно военно-профессиональной деятельности (психологическая диагностика, профессиональное консультирование, информирование и пропаганда);   9-11 классы школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, представители военкомата  
7   Помощь в практической реализации планов по достижению военно-профессиональной цели (оказывается через взаимодействие с районным военным комиссариатом). 10-11 классы школьный психолог, учитель ОБЖ, классный руководитель, представители военкомата  

 

 

Профессиональная диагностика и консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная

профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников.На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья через анкетирование, тестирование, социальные и производственные пробы, профессиональное консультирование в рамках курса «Твоя профессиональная карьера».

Ценностные ориентации можно определить как направленность личности в соответствии с конкретными потребностями рынка труда на формирование общественных ценностей: трудолюбия, уважение к труду, ответственности. 

Удовлетворение в потребности профессионального самоопределения или самоутверждения происходит в процессе практической деятельности человека. Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности.

 

Профессиональная адаптация -данное направление программы осуществляется через предпрофильное и профильное обучение, которое дает возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника на определенном возрастном этапе через социальные и производственные практики, профессиональные пробы в рамках предметов, на базе НПО, СПО, производственной базе предприятий, включение обучающихся в курсы по выбору профессиональной направленности.

4. Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации

№ п/п Должность Направление профориентационной деятельности
1. Классный руководитель - составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; - организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; - оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; - проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению; - организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, ССУЗов.
2. Учителя-предметники - способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: - обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; - способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; - проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; - адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
3. Библиотекарь - регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; - изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; - обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); - регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
4. Социальный педагог - способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; - оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; - осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
5. Педагог-психолог - проводит психолого-педагогическое консультирование; - изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся; - осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; - проводит анкетирование по изучению профессионального интереса и склонностей учащихся; - проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; - осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; - способствует формированию у школьников адекватной самооценки; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
6. Медицинскийработник - способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства; - проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; - организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру; - оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
7     Заместитель директора по ВР     - планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; - осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика); - проводит педагогические советы, производственные совещания по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; - способствует созданию временных рабочих мест, организует летнюю трудовую практику; - организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; - организует систему повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме самоопределения учащихся; - осуществляет контролирующие функции работы классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся; - организует занятия учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения. - организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.

Взаимодействие с социальными партнерами по профессиональному просвещению детей:

v Военный комиссариат по г. Переславлю-Залесскому;

v военная часть 74306 РВСН;

v ГОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского;

v ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;

v ЯГСХ;

v ЯГТУ;

v Ярославское высшее зенитное ракетное училище противовоздушной обороны;

v МУ "Молодежный центр";

v  МУ ДО "Перспектива";

v МУ ДО "Ювента";

v Центр занятости населения г. Переславля;

v Пожарная часть № 28;

v ЗАО Переславский хлебзавод;

v ООО "Фотон";

v ГБУЗ ЯО "Переславская ЦРБ";

v Газпром трансгаз Ухта и др.

5. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги-предметники, библиотекарь, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, родители и обучающиеся.

 Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

На начальном этапе разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база по реализации Программы. Проводится анализ материально-технических, педагогических условий реализации Программы с подбором диагностических методик по направлениям Программы.

Практический этап реализации Программы предусматривает совершенствование содержания профпросвещения, развитие ученического самоуправления и волонтерского движения, расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями, предприятиями, учреждениями района, города с привлечением в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Аналитический этап предусматривает обобщение результатов работы школы по реализации Программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.

Программа реализуется через: 

1. Организационно-методическую работу (деятельность по профориентационной работе с учащимися; методическая помощь социально-психологической службы школы учителям в подборке материалов и диагностических карт).

2. Работу с обучающимися:

v комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по профессиональному самоопределению;

v консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;

v организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия, виртуальные экскурсии);

v встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.

3. Взаимодействие с родителями:

v проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

v лектории;

v индивидуальные беседы;

v анкетирование;

v организация деятельности кружков, спортивных секций, художественных, театральных студий;

v помощь в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

v помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;

v участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других общественных формирований школы.

4. Работу с социальными партнерами:

v организация экскурсий старшеклассников на предприятия города и области;

v посещение профессиональных учебных заведений города;

v организация временного трудоустройства убучающихся в каникулярное время.

 

6. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

v повысить мотивацию молодежи к труду;

v оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

v обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

v сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 

7. Система программных мероприятий

Содержание программы

Организационная работа в школе

1 Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9, 11 классов.
2 Проведение социологического опроса (анкетирования) выпускников школы с целью выявления профессиональных намерений и их реализации.
3 Выявление учащихся, не определившихся с выбором профессии.
4 Анализ работы по профориентации с обучающимися и их родителями.
5 Создание информационных стендов профориентационной направленности, распространение буклетов о профессиональных учебных заведениях города и области среди обучающихся 9-11х классов и их родителей.
6 Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9, 11 классов).
7 Создание в школьной библиотеке информационно-методического центра по профориентации.  

Работа с педагогическими кадрами

1 Подготовка планов работы по профориентации на учебный год.
2 Подготовка планов совместной работы ОУ с заинтересованными организациями города.
3 Подготовка методических материалов по профориентации (памяток, бюллетеней, сценариев воспитательных мероприятий). Создание методической копилки.
4 Проведение заседаний МО классных руководителей «Компетентность классного руководителя по вопросам профессионального самоопределения обучающихся».
5 Организация работы курсов внеурочной деятельности,  предметных факультативов, кружков профориентационной направленности.
6 Консультации психолога, специалистов различных ведомств по вопросам профориентации.

Взаимодействие с родителями учащихся

1 Проведение родительских собраний, лекториев профориентационной тематики.
2 Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации.
3 Организация тематических групповых бесед с родителями учащихся по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии.
4 Анкетирование родителей по вопросам профориентационной направленности детей.
5 Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (выступления перед обучающимися отдельных классов, параллелей с рассказом о своей профессии).
6 Привлечение родителей учащихся к организации работы кружков, секций, студий, общественных ученических организаций и др.

Работа с учащимися

1 Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики при участии социальных партнеров: МУ "Молодежный центр" и др.
2 Проведение индивидуальных профконсультаций с обучающимися, не определившимися в выборе профессии, а также с опекаемыми и приемными детьми, и обучающимися, состоящими на всех видах профилактического учета, находящимися в трудной жизненной ситуации.
3 Организация посещения обучающимися учебных заведений, учреждений и предприятий, Центра занятости населения.
4 Участие школьников в внутришкольных и муниципальных профориентационных мероприятиях.
5 Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, учебных заведений, предприятий и организаций.
6 Проведение экскурсий на предприятия, в учебные заведения.
7 Классные часы профориентационной направленности.
8 Организация трудовой четверти в летний период, организация временных рабочих мест в школе.
9 Организация социальных проб и социальных практик.

8. Формы работы с обучающимися в соответствии с их возрастными особенностями

Этап Возрастные особенности Формы профориентационной работы
Пропедевтический 1-4 классы Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. 1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей. 2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. 3. Методика «Кем быть» (нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись). Профпросвещение: - встречи детей с мастерами своего дела (родители, бабушки, дедушки); - показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детского творчества; - сочинения на тему «Все работы хороши!»; - игра «Чей это инструмент?» - трудовые поручения в классе; - "Какие профессии живут в моем доме?" (презентации, виртуальные экскурсии). Темы классных часов: - кто работает в нашей школе? (экскурсия) - как правильно организовать свое рабочее место (практическая минутка); - беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома; - экскурсия в школьные мастерские; - беседа: мое любимое занятие в свободное время.
Поисково-зондирующий 5-7 классы Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН. 1. Встречи с интересными людьми (профессионалами). 2. Экскурсии. 3. Ролевые игры. 4. Конкурсы. 5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа.   Темы классных часов 1. Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии). 2. "Всякий труд надо уважать
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка. - Элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов. - Информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства. - Знакомство с правилами выбора профессии. - Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией.
Учащиеся 10-11 классов Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах. Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения. Для юношей актуальна служба в армии. Дискуссии «День допризывника», «Мой выбор»и.т.д. Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях).

 

9. Основные мероприятия, направленные на реализацию Программы

№п/п Содержание Сроки проведения Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

1. Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся. Сентябрь-ноябрь 2016г. Заместитель директора по УВР
2. Создание банка данных об учебных заведениях города.           январь-март 2017г. Заместитель директора по УВР
3. Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.      ноябрь 2016г. Заместитель директора по УВР
4. Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. В течение года Заместитель директора по УВР,  педагог - организатор, педагог-психолог
5. Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов».   ноябрь  2016г. Руководитель МО
6. Организация тематических выставок по профориентации учащихся в школьной библиотеке  «В мире профессий», «Все работы хороши», «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Профессии героев России» 2016 – 2020г.г. Библиотекарь

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

1. Профпросвещение

1. Экскурсии на предприятия города. Ежегодно Классные руководители
2. Экскурсии в учебные заведения города Ежегодно по плану Классные руководители 9-11 классов
3. Ярмарка профессий «Шаг в будущее», «Мой выбор». Ежегодно в сентябре, апреле Классные руководители 10-11 классов
4. Городская акция по благоустройству пришкольной территории и прилегающих районов «Чистый город». Ежегодно в сентябре, апреле Педагог-организатор, Совет старшеклассников
5. Участие в городских конкурсах профессиональной направленности. Ежегодно Учитель технологии, ИЗО, классные руководители, руководители курсов ВД.
 

Реализация школьной программы:

1. Профориентация учащихся на уроках. В течение всего периода Учителя- предметники
2. Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей». В течение всего периода   Заместитель директора по УВР, классные руководители
3. Конкурс творческих и социальных проектов В течение 2016 - 2020г.г.  Заместитель директора по УВР, классные руководители
4. Конкурс семейных сочинений «Профессия моей семьи» 2016г. Учителя русского языка и литературы
5. Проведение тематических классных часов: · "Мастерим мы – мастерят родители" (1 классы). · "Профессии моего города" (2 классы). · "Трудовая родословная моей семьи" (3 классы). · "Известные люди нашего города" (4 классы). "Мир профессий" (5 классы). "Как изучить свои способности" (6 класс).                                                  "Я и моя будущая профессия" (7 классы) Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы). "Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся" (9 классы). "Как вести себя в конфликтных ситуациях", "Моя стратегия жизни" (10 классы). "Дороги, которые мы выбираем", "Мое профессиональное самоопределение",  "Как подготовиться к сдаче государственных экзаменов" (11 классы).   В течение всего периода   Классные руководители  
6. Проведение дополнительных курсов и элективов профессиональной направленности В течение всего периода Заместитель директора по УВР
7. Информационно – просветительская работа: Оформление стендов по профориентации: v Рубрика «Твое профессиональное будущее». v «Куда пойти учиться». v «Структура трудовой деятельности». v Потребности города в трудовых кадрах и др. В течение всего периода     Заместитель директора по УВР, педагог-организатор
8. Родительские собрания v Изучение склонностей и способностей ребенка. v Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся. v. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов. v Родительское собрание для будущих 10-классников. Знакомство с элективами и профилями классов. В течение всего периода   Классные руководители, педагог-психолог, заместитель директора по УВР    
9. Профессиональная адаптация учащихся. Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах): v Коллективные творческие дела, социальные проекты. v  Выпуск тематических школьных газет. v Субботники по уборке школьного двора. v Праздники, концерты. В течение всего периода   Классные руководители
10. Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов.       Индивидуальные консультации для родителей выпускников 9-х, 11-х классов. В течение всего периода   Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

2.Диагностика и консультирование.

1. Консультирование и тестирование учащихся 8-9 классов: v «Карта интересов». v «Склонности и профессиональная направленность». v Профессиональные склонности. v Профессиональный тип личности v Мотивы выбора. v Анкета «Профессиональный интерес». В течение всего периода   Педагог-психолог
2. Консультирование родителей: по вопросам профориентации и профессионального самоопределения детей. В течение всего периода Классные руководители 9-11 классов, педагог-психолог, социальный педагог
3. Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов. В течение всего периода Заместитель директора по УВР, педагог-психолог
4. Индивидуальные консультации для родителей. В течение всего периода Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

3.Профадаптация

1. Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. Ежегодно в августе Классные руководители, заместитель директора по УВР
2. Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и детям «группы риска». Ежегодно в мае, июне Зам. директора по УВР, социальный педагог
3. Организация социально-значимой деятельности, в т.ч. временных рабочих мест на базе школы. Май, июнь Классные руководители, зам. директора по УВР, социальный педагог
4. Вечер встречи выпускников. Ежегодно в феврале Классные руководители

Мониторинг качества профориентационной работы

1. Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся, по реализации социальных проектов. 2016 – 2020 г. г. Руководители ШМО, заместитель директора по УВР
2. Анализ соответствия профессиональных намерений учащихся, в том числе детей «группы риска», и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.       2016 – 2020 г. г. Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог
3. Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей. 2016 Социальный педагог, педагог-психолог
4. Ежегодный мониторинг по профессиональному самоопределению учащихся   В течение всего периода   Педагог-психолог, заместитель директора по УВР

Совместная деятельность с социальными партнёрами

1 Организация экскурсий на предприятия города, области. По плану работы кл. отдельном плану Классные руководители, зам. директора по УВР, социальный педагог
2 Совместное празднование профессиональных праздников (Дня учителя).  В канун праздников Классные руководители, зам. директора по УВР, социальный педагог
3 Организация встреч с представителями МВД, ГИБДД, прокуратуры, пожарной службы. внеклассные мероприятия с участием данных учреждений. В течение всего периода Классные руководители, зам. директора по УВР, социальный педагог
4 Участие в днях открытых дверей ВУЗов, СУЗов В течение всего периода Классные руководители, зам. директора по УВР, социальный педагог

10. Роль психологической службы школы в реализации Программы

    Профориентационная работа школьного психолога с обучающимися направлена на формирование у молодого поколения внутренней готовности к осознанному и самосто­ятельному выбору профессии, планированию и реализации своих профессиональных планов и перспектив.

    Профориентирование включает в себя ознакомление учащихся с различными профессиями и их спецификой, а также изучение личностных качеств старшеклассников, сопоставление их с требованиями конкретной профессии.

    Главной задачей школьного психолога является помощь учащимся в разви­тии объективного самоопределения, формировании у них адекватной самооценки, уверенности в своих силах и положительных качеств личности.

    Работа по профориентации начинается с профессионального воспитания и профессионального просвещения.

    Профессиональное воспитание – это процесс формирования у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, специальных способностей и умений.

    Профессиональное просвещение – это научно организованное информирование о профессиях, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры.

    Основные приорите­ты в профессиональном и личностном самоопределении, соответствующие современной ситуации, следующие:

v формирование у подрос­тка основы для личностного и профессионального самооп­ределения: это позволит подростку в будущем найти новые смыслы своей деятельности;

v помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;

v формирование у подростков умения про­гнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе;

v отказ от безоговорочной ориен­тации на моду по отношению к определенным профессиям (юрист, экономист, психолог и др.);

v снижение конформизма и постепен­ное формирование полноценного выбора;

v помощь в нахождении личностных смыслов по отношению к профессиям.

Любой выбор профессии – это взаимодействие двух сто­рон: подростка с его индивидуальными особенностями и специаль­ности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Необходимо дать детям представление о таких понятиях, как профессиональный отбор и профессиональная пригодность.

Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизических особенностей человека, специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности труда.

Профессиональный отбор – процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей.

    Помощь учащимся в обоснованном выборе профессииодна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит:

1) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики;

2) определение социальных установок и помощь в их формировании;

3) определение мотивации выбора и ее структуры;

4) формирование готовности к самоанализу и реальному уровню притязаний;

5) определение выраженности и структуры способностей;

6) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности ее проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность);

7) осуществление профессионального подбора, при необходимости – первичного профотбора;

8) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профессиональные намерения учащихся;

9) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: