Предмет и метод муниципального права

 

Муниципальное право, подобно любой другой отрасли права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются прежде всего по предмету регулирования. Это позволит ограничить муниципальное право от других отраслей права и определить, что же обуславливает объединение данных отношений в самостоятельный вид, объективно требующий муниципально -правового регулирования.

Муниципальное право, как и всякая иная отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих с помощью определённых приёмов и способов соответствующие виды общественных отношений. Иначе говоря, муниципальное право, подобно другой отрасли права, имеет свои предмет и методы правового регулирования, что и предопределяет дальнейшие направления настоящего исследования в целях определения понятия данной отрасли российского права. Следовательно, для полного уяснения понятия муниципального права как отрасли права необходимо определить его предмет и методы правового регулирования. Предметом правового регулирования муниципального права как отрасли права являются общественные отношения, возникающие в такой многогранной и специфической области общественной жизни, как местное самоуправление, которое в  от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется как «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».[12] Анализ различных точек зрения учѐных, позволяет сделать вывод, что по вопросу классификации общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, не существует единого мнения. Так, например, Н.В. Постовой предлагает различать следующие виды общественных отношений, составляющих предмет муниципального права:[13]

1. складывающиеся в процессе осуществления местного самоуправления гражданами путем прямого волеизъявления. К формам прямого волеизъявления относятся местный референдум, собрания, сходы граждан, выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, гражданская правотворческая инициатива, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления, опросы граждан, конференции граждан, публичные слушания и др.;

2. связанные с осуществлением деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц; местного самоуправления по решению задач местного значения и осуществлению отдельных государственных функций;

3. складывающиеся в процессе формирования и функционирования экономической и финансовой основ местного самоуправления;

4. связанные с участием субъектов муниципального права в гражданском обороте;

5. возникающие в связи с территориальным устройством местного – самоуправления, изменением границ территорий;

6. устанавливающие гарантии местного самоуправления;

7. определяющие ответственность в системе местного самоуправления;

8. закрепляющие взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти;

9. устанавливающие осуществление муниципальной службы;

10. обеспечивающие взаимодействие с хозяйствующими субъектами.

Можно заметить, что общественные отношения возможно группировать. Можно условно обозначить эти группы отношений следующим образом: организационно-правовые; экономические; политические (политико-правовые). В организационно-правовые отношения включаются первая, вторая, пятая, седьмая и девятая группы; в экономические – третья, четвертая и десятая группы; в политические (политико-правовые) можно включить шестую и восьмую группы отношений.

 

Также О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева, более полное представление о структуре предмета муниципального права дает его подразделение на три группы общественных отношений[14]:

 1) возникающие в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли; 

2) связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни; 

3) складывающиеся в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Каждую группу отношений регулирует определенная группа норм права, содержащихся в различных нормативных актах, в различных отраслях права, т. е. нормы привязаны к соответствующим группам общественных отношений. Это означает, что в муниципальном праве первичными (естественными) являются группы отношений, которые регулируются нормами различных отраслей права. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

1. субъекты – индивидуальные и коллективные;

2. их поведение, поступки и действия;

3. объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

4. социальные факты (события, обстоятельства), выступающие.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием подразделения отраслей права внутри правовой системы. Как и любая отрасль права, муниципальное право воздействует на общественные отношения, составляющие его предмет с помощью определённых приёмов (способов). Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на общественные отношения. В муниципальном праве метод правового регулирования имеет комплексный характер, что обусловлено комплексностью как самих норм права, так и регулируемых ими групп общественных отношений.[15] Муниципальное право, как и многие другие отрасли права, воздействует на общественные отношения с помощью таких приёмов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования. В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приёма различают два основных метода правового регулирования - императивный (властный) и диспозитивный. Данные методы представляют из себя:

1. Императивный метод – это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права, он предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является, как правило властное предписание.

2. Диспозитивный метод правового регулирования – это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права, характеризуется наличием свободы выбора правовых моделей поведения участников соответствующего правоотношения.[16]

Императивный метод регулирования предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является – властное предписание. А диспозитивный метод характеризуется предоставлением субъектам отношений право самостоятельного выбора своего поведения, признанием их равноправия (дозволение). Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. При регулировании властной деятельности органов местного самоуправления, отношений в сфере муниципальной службы используется императивный метод. В муниципальном праве также используются запреты – способ юридического воздействия на субъектов права, применяемый и при императивном, так и при диспозитивном регулировании.[17] Примером может служить установление в Федеральном законе от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» следующего запрета: Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчинённость органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.[18]

Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве также используются методы: гарантий и рекомендаций. Метод гарантий обусловлен конституционным принципом гарантированности государством местного самоуправления как необходимого элемента системы публичной власти в Российской Федерации. Особенность гарантирующего правового воздействия в муниципальном праве состоит в том, что государство, признав местное самоуправление особым уровнем власти народа, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Что касается метода рекомендаций, то он обусловлен прежде всего тем, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти и Конституция РФ гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий (ст.12). Рекомендации в адрес органов местного самоуправления обычно содержаться в Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, а также в актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации.[19]

Таким образом, предметная определенность – главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом муниципального права является круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления. Методом муниципального права способ воздействия норм права на общественные отношения. Который подразделяется на два основных вида: императивный и диспозитивный. Императивный метод имеет властный характер, а в центре диспозитивного метода находится – дозволение (выбор своего поведения).


 


Заключение

 

В данной контрольной работе были рассмотрены понятие, предмет и метод муниципального права. Муниципальное право считается самостоятельной отраслью российского права, поскольку имеет самостоятельный предмет и метод регулирования.

Традиционно сложилось такое общепризнанное название изучаемой отрасли, как «муниципальное право», а не «право местного самоуправления». Есть определенные основания для такого наименования и в законодательстве РФ. Так, акты, принимаемые населением муниципального образования, должностными лицами и органами местного самоуправления, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. именуются именно муниципальными правовыми актами, а не актами местного самоуправления (между тем, нормы, выражающиеся в муниципальных правовых актах, являются важной составляющей муниципального права России). В теории российского права нет устоявшегося единого мнения по поводу определённого понятия термина «муниципальное право». Данное понятие рассматривают в трёх значениях:

1. муниципальное право как одна из отраслей российского права — это значение, в котором данное понятие используется в настоящей главе (более точно говорится об отрасли муниципального права России);

2. понятие «муниципальное право» может означать и одну из отраслевых юридических наук, которая занимается, прежде всего, изучением общественных отношений, связанных с местным самоуправлением (более точно — наука муниципального права);

3. также понятие «муниципальное право» может означать учебную дисциплину, которую изучают студенты юридических факультетов вузов (более точно — учебная дисциплина «муниципальное право»).

Предметом регулирования муниципального права являются общественные отношения, на которые направлено регулирование её норм. Методом муниципального права способ воздействия норм права на общественные отношения. Который подразделяется на два основных вида: императивный и диспозитивный. Императивный метод имеет властный характер, а в центре диспозитивного метода находится – дозволение (выбор своего поведения).Императивный метод правового регулирования основан на субординации. властном подчинении одного субъекта правоотношения другому. Императивному методу свойственно использование таких приемов правового регулирования, как предписание и запрет. Диспозитивный метод правового регулирования, предполагает равноправие субъектов правоотношения, возможность выбора различных вариантов поведения. Часто такое регулирование общественных отношений основывается на договорных началах.

Таким образом, на основе анализа предмета и метода регулирования отрасли муниципального права делается вывод о том, что муниципальное право РФ — это самостоятельная комплексная отрасль права, представляющая собой упорядоченную совокупность правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, т.е. самостоятельного решения населением муниципального образования и (или) органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: