Наш век — век всеобщей компьютеризации общества. Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных и инновационных технологий.
Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся
В своей практике я использую следующие типы урока для умственно отсталых детей:
урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
урок практических занятий, отработка полученных знаний (компьютерная игра);
урок проверки усвоенных знаний (компьютерные тренажёры);
комбинированные уроки.
Приступая к обучению детей с нарушением интеллекта, я изучила большое количество методов организации учебно-познавательной деятельности. Из многообразия методов в своей педагогической практике я использую те методы, которые, по моему мнению, наиболее полно решают задачи развития детей.
Словесные:
метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
метод иллюстраций (презентаций, слайдов);
|
|
интернет ресурсы;
интерактивная доска.
Наглядные:
объяснение материала с использованием слайдов, презентаций, интерактивной доски;
проговаривание слайдов;
обсуждение фильмов;
рассказ (по слайдам, презентациям и интерактивной доске);
беседа по фильму.
Практические:
упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
устные упражнения и письменные упражнения;
практические работы (использование тренажёров).
Варианты организации деятельности с презентациями:
объясняю тему с использованием презентации;
ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
сохраняю отдельные слайды презентации в виде рисунков и на уроке даю задание по рисункам;
предлагаю детям, готовую презентацию разделив её на части, даю задание подготовить сообщение по теме;
предлагаю детям готовую презентацию, в которой слайды перемещены. Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
даю детям задание изучить материал презентации и ответить на вопрос, указать все лишние слайды.
Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению пройденного материала.
II. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
Умственно отсталый ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.
|
|
Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик, имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.
Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
В своём классе я стараюсь создать атмосферу доброжелательности, вселить веру в силы ребенка, осуществляю индивидуальный подход в обучении, для каждого ребёнка создаю ситуацию успеха. Мои ребята являются активными участниками общешкольных, городских и областных мероприятий:
конкурс рисунков (общешкольный): «Огонь друг – огонь враг», «По страницам любимых сказок», «Детство без жестокости и насилия»;
конкурс рисунков (городской) «Я – гражданин России»;
фестиваль толерантности (городской) «Я, ты, он, она – вместе целая страна»;
конкурс рисунков (областной) «Широкая масленица», «Мужчина рядом».
2. Развитие двигательной активности.
Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения. Я провожу беседы, классные часы, игровые мероприятия по укреплению и сохранению здоровья («Весёлые старты», «Азбука здорового питания», «Экологические забеги», «Режим дня», «Правила закаливания»)
3. Обеспечение адекватного восстановления сил.
Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления. На каждом уроке я провожу физминутки, гимнастику для глаз «Горизонтальная восьмёрка», дыхательная гимнастику, пальчиковую гимнастику «Гномики - прачки», гимнастика для развития кистей рук «Кулак-ребро-ладонь», упражнения на релаксацию «Путешествие на облаке», подвижные игры на переменах.