Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется как в начальных (1-4кл.), так и в старших (5-12кл.) классах. В ней конкретизируются требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП, которые оцениваются как итоговые на момент завершения образования, служат основой разработки программ учебных курсов различных предметов. Результат освоения АООП имеет интегративный характер, включает в себя:

* требования к знаниям и умениям;

* требования к использованию знаний и умений на практике;

* требования к активности и самостоятельности их применения.

     Программа формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и реализует коррекционно-развивающие принципы обучения школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Согласно теории Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания НЕ сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий провоцирующих детское действие.

Методологической и теоретической основой формирования учебных действий является системно- деятельностный подход, разработчиками которого являлись

                     Л.С. Выготский     А Н Леонтьев

                      П.Я. Гальперин     Б.Д. Эльконин

                      А.В. Запорожец     В.В. Давыдов.

              Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании обучающегося с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

1. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

2. Овладение комплексом БУД, составляющих операциональный компонент учебной деятельности;

3. Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

1. Определить функции  и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

2. Определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

     Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения в школе.                                                  

    Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Функции базовых учебных действий:

1. обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; 

2. реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

3. формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

4. обеспечение целостности развития личности обучающегося.

     С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность

вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: