Характеристика базовых учебных действий 1 – 4 классы

Личностные учебные действия: Коммуникативные учебные действия: Регулятивные учебные действия: Познавательные учебные действия:
Личностные учебные действия включают следующие умения: *осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;                                    *способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;                                                  * положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;                  *воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;             *самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности; *понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;                                   *готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:                          * вступать в кон­такт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель – класс);                      * использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;                               * обращаться за помощью и принимать помощь;                     * слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;                         * сотрудничать со взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях;                      * доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;                                    * договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия включают следующие умения:                                                                         *адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);                                          *при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;                              *активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; *соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. *принимать оценку деятельности. *оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.   К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:                                   * выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; *устанавливать видо-родовые отношения предметов;                     *делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; *пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;                       * читать; писать; выполнять арифметические действия;               *наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.               *работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных носителях).  

 

 

Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

1 - 4 классы

 

Образовательная область. Предметы. Класс Личностные учебные действия: Коммуникативные учебные действия: Регулятивные учебные действия:
Язык и речевая практика (русский язык, чтение, речевая практика - 4кл.)   -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодей­ствия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориен­тированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, догово­ренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представ­лений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.   -входить и выходить из учебного помещения со звонком; -ориентироваться в пространстве класса; -пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); -работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;               -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,                          -принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Математика   (математика – 4кл.) -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.                                                   -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель- класс).                                -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.               -обращаться за помощью и принимать помощь.                          - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.     -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,                             -принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов.
Естествознание (Мир природы и человека – 4кл.) -целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.                                        -готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель- класс). -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.   -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.     -входить и выходить из учебного помещения со звонком. -ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения). -пользоваться учебной мебелью. - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.). - работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место. - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов.  
Физическая культура (Физкультура – 4кл.) -положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.   -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.   -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс).     -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.   -входить и выходить из учебного помещения со звонком. - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения). - пользоваться учебной мебелью. - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.). - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. -соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов. - работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место.    
Искусство (Музыка,пение. ИЗО- 4кл.) -Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.   -Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. -Обращаться за помощью и принимать помощь. -Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. -Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. -Доброжелательно относиться, сопереживать, Конструктивно взаимодействовать с людьми -Входить и выходить из учебного помещения со звонком. -Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения). -Пользоваться учебной мебелью. -Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты, и тд.). -Работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать свое рабочее место. -Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. -Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. -Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Технологии (Ручной труд – 4кл.) -осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,      -принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;                     -положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;                               -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;                          -понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.   -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);                               -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;                          -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;                               -сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                   -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.   -входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; -адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);    -работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;  -передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;        -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;    -активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;        -принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

 

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой работы.

Цель мониторинга уровня сформированности БУД:

отследить уровень сформированности базовых учебных действий на определенном этапе развития обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Задачи мониторинга:

Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов на каждой ступени образования в условиях внедрения ФГОС.

Апробация системы критериев и показателей уровня сформированности БУД на всех этапах обучения.

Выявление и анализ факторов, способствующих формированию БУД.

 

   Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

    Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности обучающихся, поступивших в школу. Поэтому в начале сентября проводится стартовая диагностика совместно с психологом школы.

 Результаты диагностики позволят поставить педагогические задачи на адаптационный период.

            Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образовательного процесса и позволяет выявить тенденции в развитии конкретного образовательного учреждения, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку обучающихся на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования.

     Представленный мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образовательного процесса, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса воспитания и обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его

смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

 

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: