Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся с умственной отсталостью в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка. Действенная форма такого взаимодействия - психолого-медико-педагогический консилиум, представляющий собой многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с умственной отсталостью.

Психолого-педагогическое обеспечение:

- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществляется специалистами психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, деятельность которого регламентируется Положением о школьном ПМПк, организуется на основе Плана работы;

- учебно-воспитательный процесс организован в режиме полного дня. Учебные занятия проходят в одну смену. Основной формой органиазции учебного процесса является классно-урочная система. Организованны группы продленного дня с 1по 9 класс. Внеурочная деятельность носит коррекционно-развивающую направленность и осуществляется последующим направлениям:

- спортивно-оздоровительное;

- нравственное;

- социальное;

- общекультурное.

Проводятся занятия в кружках, студиях системы дополнительного образования, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, внеклассные мероприятия, экскурсии, общественно-полезные практики.

- коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания достигается благодаря специальным предметам и курсам – ритмика, игратерапия. На уроках и во внеурочной деятельности используются различные педагогические технологии: здоровьесберегающие, проблемного обучения, проектная деятельность, информационно-коммуникационные, коллективно-творческого дела;

- образовательная организация осуществляет обучение детей в форме индивидуального обучения на дому по индивидуальным учебным планам. Содержание образования для этих детей определяется исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся; социализация данных детей осуществляется через участие во внеклассных мероприятиях, занятиях в кружках, студиях системы дополнительного образования, систему индивидуальных коррекционных занятий (адаптивная физкультура, психологическое и логопедическое сопровождение);

- здоровьесберегающие условия в образовательной организации обеспечены условием соблюдения охранительного режима в образовательном процессе: составлением расписания, организацией динамических пауз на свежем воздухе во время образовательного процесса, соблюдением режимных моментов, организацией прогулок для обучающихся, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, направленных на решение задач развития ребенка; использование специальных методов, средств, приемов обучения и воспитания, образовательных и коррекционных программ, ориентированных на социализацию обучающихся; дифференцированное и индивидуальное обучение с учетом специфики развития ребенка; комплексно воздействие на обучающегося, осуществляемое на групповых и индивидуальных занятиях.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

- сотрудничество с учреждениями образования;

- сотрудничество с дошкольными учреждениями;

- сотрудничество с медицинскими учреждениями.

- сотрудничество с родительской общественностью.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя.

Кадровое обеспечение

Коррекционную работу ведут следующие специалисты:

- педагог-психолог (1 чел.);

- учитель-логопед (1 чел.);

- социальный педагог (1 чел.);

- врач-психиатр (1 чел.);

- медицинские работники 3 чел.);

- инструктор ЛФК (1 чел.);

- адаптивной физкультуры 1 чел.).

Все педагоги имеют обязательную курсовую подготовку по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.

педагогической коррекции в урочной и внеурочной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: