Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся с умственной отсталостью в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка. Действенная форма такого взаимодействия - психолого-медико-педагогический консилиум, представляющий собой многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с умственной отсталостью.
|
|
Психолого-педагогическое обеспечение:
- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществляется специалистами психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, деятельность которого регламентируется Положением о школьном ПМПк, организуется на основе Плана работы;
- учебно-воспитательный процесс организован в режиме полного дня. Учебные занятия проходят в одну смену. Основной формой органиазции учебного процесса является классно-урочная система. Организованны группы продленного дня с 1по 9 класс. Внеурочная деятельность носит коррекционно-развивающую направленность и осуществляется последующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- нравственное;
- социальное;
- общекультурное.
Проводятся занятия в кружках, студиях системы дополнительного образования, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, внеклассные мероприятия, экскурсии, общественно-полезные практики.
- коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания достигается благодаря специальным предметам и курсам – ритмика, игратерапия. На уроках и во внеурочной деятельности используются различные педагогические технологии: здоровьесберегающие, проблемного обучения, проектная деятельность, информационно-коммуникационные, коллективно-творческого дела;
- образовательная организация осуществляет обучение детей в форме индивидуального обучения на дому по индивидуальным учебным планам. Содержание образования для этих детей определяется исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся; социализация данных детей осуществляется через участие во внеклассных мероприятиях, занятиях в кружках, студиях системы дополнительного образования, систему индивидуальных коррекционных занятий (адаптивная физкультура, психологическое и логопедическое сопровождение);
|
|
- здоровьесберегающие условия в образовательной организации обеспечены условием соблюдения охранительного режима в образовательном процессе: составлением расписания, организацией динамических пауз на свежем воздухе во время образовательного процесса, соблюдением режимных моментов, организацией прогулок для обучающихся, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, направленных на решение задач развития ребенка; использование специальных методов, средств, приемов обучения и воспитания, образовательных и коррекционных программ, ориентированных на социализацию обучающихся; дифференцированное и индивидуальное обучение с учетом специфики развития ребенка; комплексно воздействие на обучающегося, осуществляемое на групповых и индивидуальных занятиях.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество с учреждениями образования;
- сотрудничество с дошкольными учреждениями;
- сотрудничество с медицинскими учреждениями.
- сотрудничество с родительской общественностью.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя.
Кадровое обеспечение
Коррекционную работу ведут следующие специалисты:
- педагог-психолог (1 чел.);
- учитель-логопед (1 чел.);
- социальный педагог (1 чел.);
- врач-психиатр (1 чел.);
- медицинские работники 3 чел.);
- инструктор ЛФК (1 чел.);
- адаптивной физкультуры 1 чел.).
Все педагоги имеют обязательную курсовую подготовку по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
педагогической коррекции в урочной и внеурочной деятельности.