Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы базируется на фундаментальных положениях психолого-педагогической науки:

1. положении о том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей деятельностью (теория деятельности А.Н. Леонтьева);

2. положении о социальной ситуации развития Л.С. Выготского как единицы анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе;

3. положении, разработанном в концепции И.П. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребенка и его окружения;

4. положении, разработанном Д.Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных групповых коррекционных занятий.

Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также обеспечение коррекции недостатков в физическом, психическом и речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации и интеграции в общество.

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

Задачи коррекционной работы:

1. выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

2. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педа­го­ги­че­с­кой помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей пси­хо­физического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

3. организация ин­ди­ви­ду­аль­ных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических осо­бе­нностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

4. реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

5. оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной от­с­та­ло­стью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, со­ци­аль­ным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обу­че­ни­ем.

 

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет от­но­ше­ние работников организации, которые призваны оказывать каждому обу­ча­ю­щемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов кор­рек­ци­онной работы: цели и задач, направлений осуществления и со­держания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ кор­ре­к­ци­он­ной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и воз­мо­ж­но­с­тей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств обе­с­пе­чи­ва­ю­щий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в де­ятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важ­ного уча­с­т­ни­ка коррекционной работы, оказывающего существенное вли­яние на процесс раз­ви­тия ребенка и успешность его интеграции в общество.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

1. в рамках образовательного процесса через содержание и ор­га­ни­зацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

2. в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

3. в рамках психологического и социально-педагогического со­про­вож­дения обучающихся.

 

Организация коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью.

 

  Вид деятельности Ответственный Содержание видов деятельности

В рамках образовательного процесса;

Урочная деятельность Классный руководитель

Индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении.

Внеурочная детельность Воспитатель

В рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий;

Коррекционный курс «Ритмика» Учитель ритмики Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.  
Коррекционный курс Логопедические занятия Учитель - логопед Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи
Коррекционный курс Психокоррекционные занятия Педагог-психолог Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирования позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими, повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.

В рамках психологического, логопедического, медицинского и социально-педагогического сопровождения

Психологическое сопровождение Педагог-психолог Коррекция недостатков познавательной сферы, развитие сенсорно-перцептивной сферы.
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед Коррекция недостатков устной речи (звукопроизношение) Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи.
Медицинское сопровождение Медицинские работники Выявление недостатков в физическом развитии, выдача рекомендаций по созданию условий по преодолению недостатков, медикаментозное лечение психических расстройств. Профилактика сезонных заболеваний.

Социально-педагогическое сопровождение

Социальный педагог Профилактика: правонарушений, табакокурения, употребления психо-активных веществ (ПАВ); постановка семей, имеющих девиантные формы поведения, на внутришкольный, а также, персонифицированный учет. Сопровождение детей группы риска.
Педагог - организатор Организация классных и общешкольных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, формирование доброжелательного отношения между детьми, взаимоуважения.

 

Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных и групповых коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа коррекционной работы реализуется через взаимосвязанные направления, которые отражают содержание коррекционной работы с субъектами образовательного процесса:

1. диагностическая работа;

2. коррекционно-развивающая работа;

3. консультативная работа;

4. информационно-просветительская работа;

5. лечебно-профилактическое направление.

Содержание диагностического направления

    Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития обучающихся, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

 

 

Задачи Планируемые результаты Виды и формы деятельности Сроки Ответственные

Медицинская диагностика

Определение состояния физического и психического здоровья обучающихся. Выявление состояния физического и психического здоровья обучающихся. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, течение беременности, особенности родового периода. Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.).   Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся. сентябрь Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог. Врач психиатр. Мед. сотрудники

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска». Создание банка данных для обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. Наблюдение, психологическое обследование, анкетирование родителей, беседы с педагогами. сентябрь Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель
Уточняющая диагностика Получение объективных сведений об обучающихся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей. Диагностика. Заполнение диагностических документов специалистами (протокола обследования, индивидуальной коррекционной карты).   сентябрь Педагог-психолог, учитель-логопед
Анализ причин возникновения трудностей в обучении, воспитании. Выявление резервных возможностей. Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающихся. Разработка коррекционной программы сентябрь-октябрь Учителя, классные руководители, педагог-психолог, учитель-логопед.

Социально-педагогическая диагностика

Определение уровня организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы, уровень знаний по предметам, выполнение правил обучающихся. Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении. Изучение семьи ребенка. Состав семьи. Условий воспитания. Особенности выполнения требований педагогов, особенности выполнения различных видов деятельности. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Особенности эмоционально-волевой сферы, настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности, интересы, потребности, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Анкетирование, тестирование, наблюдение во время занятий, беседа во время занятий, беседы с родителями посещение семьи. Составление социально-психологической характеристики. сентябрь-октябрь Учителя, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели.

Обеспечение диагностического направления.

 

Виды психологической диагностики Методики Прим.
Психомоторные и сенсорные процесса Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред А.В. Семенович. – М.:МГПУ,1998.   Методика определения свойств нервной системы по психомоторным показателям (Теппинг-тест)   Методика комплексной психомоторной коррекции исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию и развитие всех ВПФ. Поскольку сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение двигательным методам, которые не только создают потенциал для будущей работы, но и являются активизирующими, восстанавливающими и развивающими, а также способствующими взаимодействию между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Диагностика познавательных процессов Младший школьный возраст Исследование операциональных характеристик деятельности и психических функций Исследование слухоречевой памяти: - Запоминание 10 слов по А.Р. Лурия - Запоминание двух групп слов - Исследование зрительной памяти Исследование операциональных характеристик деятельсноти: - Методика Пьерона-Рузера - Корректурная проба - Таблицы Шульте - Счет по Е. Крепелину в модификации Р.Шульте Исслеование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис) - Узнавание реалистических изображений - Узнавание перечеркнутых изображений - Узнавание наложенных изображений - Узнавание недорисованных изображений - Сюжетное изображение нелепицы - Узнавание конфликтных изображений-нелепиц Исследование сформированности перцептивно-действенного (невербального) и вербально-логического мышления - Подбор парных аналогий - Подбор простых аналогий - Подбор простых невербальных аналогий - Выделение 2-х существенных признаков - Исключение понятий - Исключение предметов - Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления - Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок - Понимание прочитанного текста - Понимание сюжетной картины - Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом Исследование сформированности пространственных представлений - Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов - Складывание разрезных картинок Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций - Узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций - Понимание временных последовательностей и интервалов времени - Понимание условий задач Старший школьный возраст Методики изучения и оценки особенностей мышления: Прогрессивные матрицы Дж.Равена Интеллектуальный тест Кеттела Корректурные пробы Методика В.М. Когана Предметная классификация Исключение предметов Исключение понятий Выделение существенных признаков Методика «Толкование пословиц» Методика «Аналогии» Методики изучения и оценки особенностей памяти: Методика «Память на числа» Методика «Оперативная память» Методика «Память на образы» Методика «Слуховая память» Методика «Зрительная память» Методика «Кратковременная память» Методики изучения и оценки особенностей внимания Методика «Перепутанные линии» Методика «Корректурная проба» Методика «Красно-черная таблица» Методика «Расстановка чисел» Методика Мюнстерберга Методика «Числовой квадрат» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка.Дошкольный и младший школьный возраст.- М.: Айрис-пресс, 2005..- 65 с.     Источник:Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология, Инструментарий. – Ростов н/Д: изд. Феникс, 2002. -688с.
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сфер Тест-опросник Г.Айзенка Методика «Кактус» Методика «НЖ» Методика «Дом. Дерево. Человек» Методика «Летсница» Тест руки (Hand test)    
Диагностика коммуникативной сферы Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» Тест Т. Лири «Проявление организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях» Источник: Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.
  Младшие подростки Изучение личностных базовых учебных действий Методика определения нравственных понятий (Л.С Колмогорова) Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (Г.А. Карпова) Анкета для учащихся «Как я веду себя» (Л.С Колмогорова) Опросник «Учебная мотивация» (Г.А. Карпова) Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю, в модификации Е.А. Кургановой, и О.А. Карабановой) Исследование регулятивных базовых учебных действий Методика изучения уровня внимания (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабаницкая) Тест «Самооценка силы воли» (Н.Н.Обозов) Задание: Пересказ произведения К. Паустовского «Заячьи лапы») Выявление познавательных базовых учебных действий Задание на выявление способности выделять существенные признаки предмета Задание на выявление способности к обобщению Методика «Четвертый лишний» Методика «Анализ отношений между понятиями» (Тест «Аналогии») Тест «Анаграмма» Задания на выявление сформированности различных видов знаково-символической деятельности Комплексный тест на выявление сформированности познавательных базовых учебных действий (Е.Н. Моргачева, О.Н. Крылова) Тесты и комплексные задания на выявление уровня сформированности смыслового чтения, готовности к работе с информацией Обследование коммуникативных базовых учебных действий Анкета «Определение школьной мотивации» Анкета коммуникативных особенностей учащихся (Л.А. Головей) Изучение самооценки речи, речевой тревожности учащихся Анкета «Контроль состояния речи» Тесты-задания на изучение коммуникации как взаимодействия, сотрудничества Изучение состоянии речевой коммуникации   Комплексное изучение базовых учебных действий во внеурочной деятельности    ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ОВЗ на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Ню Моргачевой. – М.: Национальный книжный центр, 2014.-136с.

Комплексные материалы:

1. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

Комплект включает:

- 115 таблиц с материалами для исследования психических процессов личности ребенка;

- методические рекомендации к психолого-педагогическому обследованию и использованию диагностических методик.

2. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2002.- 104с.

Комплект включает:

- стимульный вариант в виде таблиц;

- методические рекомендации к психолого-педагогическому обследованию и использованию внимания;

- программу проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями внимания.

3. Л.И. Переслени Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельност: дошкольный и младший школьный возраст / Л.И. Переслени. – 2-е изд. исп. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2006.

Комплект включает:

- анкету;

- протоколы;

- тестовый материал;

- таблицы с материалами для обследования.

4. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка.Дошкольный и младший школьный возраст.- М.: Айрис-пресс, 2005..- 65 с.

Комплект включает:

- методический материал;

- диагностический альбом для оценивания познавательной деятельности ребенка.

5. А.Д. Виноградова, Н.Л. Коновалова, И.А. Михаленкова, С.Т. Посохова, А.А. Хилько, Л.М. Щипицина Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста.

Комплект включает:

- комплекс диагностических методик, направленный на исследование психического, индивидуально-личностного развития ребенка;

- методическое пособие;

- стимульный материал.

 

Содержание коррекционно-развивающего направления

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, мотивационной, физической и эмоционально-личностной сфере обучающихся.

 

Задачи Планируемые результаты Виды и формы деятельности Сроки Ответственные

Психолого-педагогическая коррекция

Обеспечение педагогического сопровождения детей данной категории Планы, программы Разработка индивидуальной программы коррекционной работы. Разработка адаптированной образовательной программы воспитания. Разработка плана работы с родителями. Осуществление педагогического мониторинга достижений обучающихся. Отслеживание динамики развития обучающихся. сентябрь Учителя, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель
Обеспечение психологического сопровождения Позитивная динамика развиваемых параметров. 1. Формирование групп обучающихся для коррекционной работы. 2. Составление расписания занятий специалистов. 3.Проведение коррекционных занятий. 4.Отслеживание динамики развития обучающихся. сентябрь, в течение года Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: