Программа коррекционной работы базируется на фундаментальных положениях психолого-педагогической науки:
1. положении о том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей деятельностью (теория деятельности А.Н. Леонтьева);
2. положении о социальной ситуации развития Л.С. Выготского как единицы анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе;
3. положении, разработанном в концепции И.П. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребенка и его окружения;
4. положении, разработанном Д.Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных групповых коррекционных занятий.
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также обеспечение коррекции недостатков в физическом, психическом и речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации и интеграции в общество.
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:
1. выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
2. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
3. организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
4. реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
5. оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося | определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. |
Принцип системности | - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. |
Принцип непрерывности | обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности. |
Принцип вариативности | предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. |
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств | обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы. |
Принцип сотрудничества с семьей | основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. |
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:
1. в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
2. в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
3. в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Организация коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью.
Вид деятельности | Ответственный | Содержание видов деятельности | |
В рамках образовательного процесса; | Урочная деятельность | Классный руководитель | Индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении. |
Внеурочная детельность | Воспитатель | ||
В рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий; | Коррекционный курс «Ритмика» | Учитель ритмики | Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. |
Коррекционный курс Логопедические занятия | Учитель - логопед | Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи | |
Коррекционный курс Психокоррекционные занятия | Педагог-психолог | Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирования позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими, повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. | |
В рамках психологического, логопедического, медицинского и социально-педагогического сопровождения | Психологическое сопровождение | Педагог-психолог | Коррекция недостатков познавательной сферы, развитие сенсорно-перцептивной сферы. |
Логопедическое сопровождение | Учитель - логопед | Коррекция недостатков устной речи (звукопроизношение) Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи. | |
Медицинское сопровождение | Медицинские работники | Выявление недостатков в физическом развитии, выдача рекомендаций по созданию условий по преодолению недостатков, медикаментозное лечение психических расстройств. Профилактика сезонных заболеваний. | |
Социально-педагогическое сопровождение | Социальный педагог | Профилактика: правонарушений, табакокурения, употребления психо-активных веществ (ПАВ); постановка семей, имеющих девиантные формы поведения, на внутришкольный, а также, персонифицированный учет. Сопровождение детей группы риска. | |
Педагог - организатор | Организация классных и общешкольных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, формирование доброжелательного отношения между детьми, взаимоуважения. |
Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных и групповых коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа коррекционной работы реализуется через взаимосвязанные направления, которые отражают содержание коррекционной работы с субъектами образовательного процесса:
1. диагностическая работа;
2. коррекционно-развивающая работа;
3. консультативная работа;
4. информационно-просветительская работа;
5. лечебно-профилактическое направление.
Содержание диагностического направления
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития обучающихся, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности | Сроки | Ответственные |
Медицинская диагностика | ||||
Определение состояния физического и психического здоровья обучающихся. | Выявление состояния физического и психического здоровья обучающихся. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, течение беременности, особенности родового периода. Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся. | сентябрь | Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог. Врач психиатр. Мед. сотрудники |
Психолого-педагогическая диагностика | ||||
Первичная диагностика для выявления группы «риска». | Создание банка данных для обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. | Наблюдение, психологическое обследование, анкетирование родителей, беседы с педагогами. | сентябрь | Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель |
Уточняющая диагностика | Получение объективных сведений об обучающихся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей. | Диагностика. Заполнение диагностических документов специалистами (протокола обследования, индивидуальной коррекционной карты). | сентябрь | Педагог-психолог, учитель-логопед |
Анализ причин возникновения трудностей в обучении, воспитании. Выявление резервных возможностей. | Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающихся. | Разработка коррекционной программы | сентябрь-октябрь | Учителя, классные руководители, педагог-психолог, учитель-логопед. |
Социально-педагогическая диагностика | ||||
Определение уровня организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы, уровень знаний по предметам, выполнение правил обучающихся. | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении. Изучение семьи ребенка. Состав семьи. Условий воспитания. Особенности выполнения требований педагогов, особенности выполнения различных видов деятельности. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Особенности эмоционально-волевой сферы, настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности, интересы, потребности, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. | Анкетирование, тестирование, наблюдение во время занятий, беседа во время занятий, беседы с родителями посещение семьи. Составление социально-психологической характеристики. | сентябрь-октябрь | Учителя, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели. |
Обеспечение диагностического направления.
Виды психологической диагностики | Методики | Прим. |
Психомоторные и сенсорные процесса | Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред А.В. Семенович. – М.:МГПУ,1998. Методика определения свойств нервной системы по психомоторным показателям (Теппинг-тест) | Методика комплексной психомоторной коррекции исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию и развитие всех ВПФ. Поскольку сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение двигательным методам, которые не только создают потенциал для будущей работы, но и являются активизирующими, восстанавливающими и развивающими, а также способствующими взаимодействию между различными уровнями и аспектами психической деятельности. |
Диагностика познавательных процессов | Младший школьный возраст Исследование операциональных характеристик деятельности и психических функций Исследование слухоречевой памяти: - Запоминание 10 слов по А.Р. Лурия - Запоминание двух групп слов - Исследование зрительной памяти Исследование операциональных характеристик деятельсноти: - Методика Пьерона-Рузера - Корректурная проба - Таблицы Шульте - Счет по Е. Крепелину в модификации Р.Шульте Исслеование особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис) - Узнавание реалистических изображений - Узнавание перечеркнутых изображений - Узнавание наложенных изображений - Узнавание недорисованных изображений - Сюжетное изображение нелепицы - Узнавание конфликтных изображений-нелепиц Исследование сформированности перцептивно-действенного (невербального) и вербально-логического мышления - Подбор парных аналогий - Подбор простых аналогий - Подбор простых невербальных аналогий - Выделение 2-х существенных признаков - Исключение понятий - Исключение предметов - Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления - Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок - Понимание прочитанного текста - Понимание сюжетной картины - Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом Исследование сформированности пространственных представлений - Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов - Складывание разрезных картинок Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций - Узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций - Понимание временных последовательностей и интервалов времени - Понимание условий задач Старший школьный возраст Методики изучения и оценки особенностей мышления: Прогрессивные матрицы Дж.Равена Интеллектуальный тест Кеттела Корректурные пробы Методика В.М. Когана Предметная классификация Исключение предметов Исключение понятий Выделение существенных признаков Методика «Толкование пословиц» Методика «Аналогии» Методики изучения и оценки особенностей памяти: Методика «Память на числа» Методика «Оперативная память» Методика «Память на образы» Методика «Слуховая память» Методика «Зрительная память» Методика «Кратковременная память» Методики изучения и оценки особенностей внимания Методика «Перепутанные линии» Методика «Корректурная проба» Методика «Красно-черная таблица» Методика «Расстановка чисел» Методика Мюнстерберга Методика «Числовой квадрат» | Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка.Дошкольный и младший школьный возраст.- М.: Айрис-пресс, 2005..- 65 с. Источник:Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология, Инструментарий. – Ростов н/Д: изд. Феникс, 2002. -688с. |
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сфер | Тест-опросник Г.Айзенка Методика «Кактус» Методика «НЖ» Методика «Дом. Дерево. Человек» Методика «Летсница» Тест руки (Hand test) | |
Диагностика коммуникативной сферы | Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» Тест Т. Лири «Проявление организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях» | Источник: Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176с. |
Младшие подростки Изучение личностных базовых учебных действий Методика определения нравственных понятий (Л.С Колмогорова) Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (Г.А. Карпова) Анкета для учащихся «Как я веду себя» (Л.С Колмогорова) Опросник «Учебная мотивация» (Г.А. Карпова) Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю, в модификации Е.А. Кургановой, и О.А. Карабановой) Исследование регулятивных базовых учебных действий Методика изучения уровня внимания (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабаницкая) Тест «Самооценка силы воли» (Н.Н.Обозов) Задание: Пересказ произведения К. Паустовского «Заячьи лапы») Выявление познавательных базовых учебных действий Задание на выявление способности выделять существенные признаки предмета Задание на выявление способности к обобщению Методика «Четвертый лишний» Методика «Анализ отношений между понятиями» (Тест «Аналогии») Тест «Анаграмма» Задания на выявление сформированности различных видов знаково-символической деятельности Комплексный тест на выявление сформированности познавательных базовых учебных действий (Е.Н. Моргачева, О.Н. Крылова) Тесты и комплексные задания на выявление уровня сформированности смыслового чтения, готовности к работе с информацией Обследование коммуникативных базовых учебных действий Анкета «Определение школьной мотивации» Анкета коммуникативных особенностей учащихся (Л.А. Головей) Изучение самооценки речи, речевой тревожности учащихся Анкета «Контроль состояния речи» Тесты-задания на изучение коммуникации как взаимодействия, сотрудничества Изучение состоянии речевой коммуникации Комплексное изучение базовых учебных действий во внеурочной деятельности | ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ОВЗ на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Ню Моргачевой. – М.: Национальный книжный центр, 2014.-136с. | |
Комплексные материалы: 1. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Комплект включает: - 115 таблиц с материалами для исследования психических процессов личности ребенка; - методические рекомендации к психолого-педагогическому обследованию и использованию диагностических методик. 2. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2002.- 104с. Комплект включает: - стимульный вариант в виде таблиц; - методические рекомендации к психолого-педагогическому обследованию и использованию внимания; - программу проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями внимания. 3. Л.И. Переслени Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельност: дошкольный и младший школьный возраст / Л.И. Переслени. – 2-е изд. исп. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2006. Комплект включает: - анкету; - протоколы; - тестовый материал; - таблицы с материалами для обследования. 4. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка.Дошкольный и младший школьный возраст.- М.: Айрис-пресс, 2005..- 65 с. Комплект включает: - методический материал; - диагностический альбом для оценивания познавательной деятельности ребенка. 5. А.Д. Виноградова, Н.Л. Коновалова, И.А. Михаленкова, С.Т. Посохова, А.А. Хилько, Л.М. Щипицина Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Комплект включает: - комплекс диагностических методик, направленный на исследование психического, индивидуально-личностного развития ребенка; - методическое пособие; - стимульный материал. |
Содержание коррекционно-развивающего направления
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, мотивационной, физической и эмоционально-личностной сфере обучающихся.
Задачи | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности | Сроки | Ответственные |
Психолого-педагогическая коррекция | ||||
Обеспечение педагогического сопровождения детей данной категории | Планы, программы | Разработка индивидуальной программы коррекционной работы. Разработка адаптированной образовательной программы воспитания. Разработка плана работы с родителями. Осуществление педагогического мониторинга достижений обучающихся. Отслеживание динамики развития обучающихся. | сентябрь | Учителя, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель |
Обеспечение психологического сопровождения | Позитивная динамика развиваемых параметров. | 1. Формирование групп обучающихся для коррекционной работы. 2. Составление расписания занятий специалистов. 3.Проведение коррекционных занятий. 4.Отслеживание динамики развития обучающихся. | сентябрь, в течение года | Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель |