1) Дыхательная гимнастика и подготовка голоса к чтению.
– Представьте, что вы на поляне, где много цветов. Вы почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Как вы будете дышать? (Сделайте шумный вдох носом, выдох ртом, 2–3 раза.)
Распевное упражнение «Во поле берёза стояла».
– Каким месяцем нас встречает лето?
2) Стихотворение «Июнь». Прогнозирование содержания по иллюстрации и названию.
– Рассмотрите иллюстрацию на кубике. Какие месяцы изобразил художник?
– Как называется первое стихотворение В. Берестова?
– Какая картинка подходит к этому стихотворению? Почему?
Чтение стихотворения про себя, затем вслух.
– Красиво? Из каких цветов плетут венки? А какого цвета получается такой венок?
– Почему названия цветов написаны с большой буквы? (Это начало строчек, стихотворная форма.)
3) Чтение стихотворений «Начало июля» и «Конец июля».
– Рассмотрите 2-ю иллюстрацию на кубике. Когда поспевает такая ягода?
– А почему два стихотворения к одному месяцу написал Валентин Берестов?
|
|
– Прочитайте эти стихи и разберитесь, какому из них соответствует картинка.
– А какую можно было бы нарисовать иллюстрацию ко второму стихотворению?
– Что такое скатерть-самобранка? А почему самобранка? Что хотел подчеркнуть Берестов?
– Июль не хочет с нами расставаться, он предлагает поиграть в игру
«Что? Где? Когда?».
Чтение стихотворения «Конец июля».
Попадаются в июле
Очень вкусные находки. (Интересно какие?)
Это знают все кастрюли,
Банки, миски, сковородки. (Что они знают?)
– Текст хочет поиграть в игру «Что? Где? Когда?». Отвечайте на вопросы текста. Что же это за находки? Ответ «спрятан между строк».
4) Чтение стихотворения «Август».
– Какой месяц завершает лето?
– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте заголовок.
– Что происходит в природе в августе?
Чтение про себя.
– Какие ещё грибы растут в лесу?
5) Работа со всеми текстами.
– Найдите самое длинное и самое короткое стихотворения. Прочитайте.
– Найдите стихотворение из 4 строк. Прочитайте.
– Найдите поучительное стихотворение.
– Прочитайте первую строчку в каждом стихотворении.
– Прочитайте первое предложение в каждом стихотворении. Что заметили? Чтение в парах.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
|
|
Актуализация знаний
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы.
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые правильно выполняли задание и записывали слова.
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо читали слова и составляли предложения.
Работа в прописи
|
* Отметить учеников, которые правильно записали предложения.
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо анализировали текст.
Урок 48 (2 ч.).
Тема: Урок развития речи. Упражнения в чтении и анализе текста, в списывании текста.
Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений;
– формируем умение списывать с печатного образца;
– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Оборудование: карточки с образцами штриховки, схемы предложений, карточки для звуко-буквенного анализа.
Символы:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. Повторение | – На прошлом уроке мы уже говорили о том, что первая часть «Букваря» подходит к концу, но мы ещё и сегодня не начнём вторую. Почему? Если вы не догадались, откройте прописи на с.24–25. – Что мы сегодня будем делать с вами на уроке? Составление плана урока. План (примерный) 3 2 1. Работа с рисунком. 2. Штриховка. 3. Списывание с печатного текста. Работа в прописи. 4 1 2 Рассматривание рисунка на с. 24 прописей. 1) Анализ иллюстрации. – Кого вы видите на рисунке? – Что за корабль нарисован? Что можно о нём сказать? (Это пиратский корабль. Мы видим флаг, на котором изображены череп и кости.) – А почему на парусе заплатка? (Заштопанный парус свидетельствует о том, что корабль, возможно, участвовал в сражениях.) – Как выглядят персонажи? Чем они вооружены? (У пирата за поясом пистолет, кортик. Он участвовал в боях.) – Как называют повара на судне? Как выглядит кок? (Он «вооружён» поварёшкой. На голове белый колпак, ещё у кока фартук.) – Что можно сказать о каждом из них? (Пират, наверное, главный – главарь. У него очень независимый взгляд, властная поза, злая улыбка. Пират обнимает кока, как будто подбадривает, покровительствует ему. Кок застенчивый, скромный. Он даже маленького роста. В сражениях, пиратских разбоях, наверное, не участвует. Он знает своё дело – кормить пиратов на корабле.) – Какое имя можно дать каждому персонажу картинки? – А какое название может быть у корабля? 2) Чтение текста на с. 25 прописи (про себя). 1 2 Беседа после чтения. – Как же зовут героев? – Что вы узнали о героях? (Мы узнали, что пирата зовут Гигант. Кока – Уксус. Парусник, на котором они плывут, называется «Туман».) Чтение текста вслух по предложениям. Вопросы по ходу чтения. – Почему пирата назвали Гигант? (Он был очень большим, крепким, здоровым, мощным, имел высокий рост. Про таких говорят «гигант».) – Это имя или прозвище? (Прозвище.) – Почему у пирата нет имени? (Пираты на море занимались разбоем. Они чаще давали друг другу прозвища, чтобы их сложнее было обнаружить.) – Что такое клинок, кортик, наган? – Почему кока прозвали Уксус? (Он часто, наверное, в пищу добавляет уксус. Или у него всегда грустное выражение лица, про которое говорят «кислое».) – Почему парусник назвали «Туман», как вы думаете? (Ему часто приходится скрываться, чтобы команду не разоблачили за разбойные нападения.) – Где стоит парусник? Что такое пирс? (Пирс – это причал для кораблей. Корабль стоит у пирса.) – Почему «Туман» так рано отправился в путь? (Пираты хотели отправиться незамеченными.) Подготовка к списыванию. 4 1 Обучение списыванию с печатного текста письменными буквами. – Можно сказать, что перед нами текст? (Да. Есть тема, начало, середина, конец. Предложения связаны между собой по смыслу.) – Чего нет в тексте? – Как можно назвать текст? – Сколько абзацев в тексте? Как это показать на письме? (В тексте два абзаца. Начало абзаца пишется с красной строки.) – Прочитайте начало первого абзаца. Выделите уголком красного цвета начало абзацев. – Сколько предложений во втором абзаце? – Подсчитайте, сколько в тексте предложений. Как узнали? (Восемь предложений. Начало пишется с большой буквы, в конце ставится точка.) – Выделите уголком начало предложений (заглавные буквы). – Подчеркните точки в конце каждого предложения двумя чертами. – Какие ещё слова написаны с большой буквы? Почему? (Гигант, Уксус – прозвища, парусник «Туман» – название парусника.) – Прочитайте те предложения, в которых есть слова, написанные с заглавной буквы. – Сколько раз в тексте автор использовал предлоги? Обведите предлоги треугольником. Прочитайте предлоги. – Встретились ли в тексте слова с удвоенными буквами? Подчеркните. – Сколько букв и звуков в этих словах? Подсчитайте. – Какие сложные слова встретились в тексте? – Найдите слова из трёх слогов и выделите в них гласные звуки красной точкой. – Сколько раз в тексте встречаются слова «у пирата»? – Какое слово в тексте встречается два раза? – Все ли предложения точно соответствуют картинке? Повторное чтение текста. Списывание с печатного образца. Целесообразно выборочное списывание. Например, только о том, что мы видим на иллюстрации, или как выглядит пират и т.д.). Самопроверка. 4 – Что мы сейчас делали? (Списывали с печатного текста.) – Кому было легко? – Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно? – В чём испытывали затруднение? Взаимопроверка. | Познавательные УУД: 1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2)формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1)формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. ТООУ |
ΙΙ. Домашнее задание (по желанию) | Заштриховать рисунок на с. 24 прописей. | |
ΙIΙ. Итог | – Для кого сегодняшняя работа показалась трудной? 4 – В чём полезность сегодняшнего урока? – Как бы оценили своё настроение после урока? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока. | ТООУ |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
|
|
|
|
Актуализация знаний
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы по иллюстрации.
* Отметить учеников, которые хорошо анализировали текст.
* Отметить учеников, которые правильно списали текст.